Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диспозиционная структура личности





 

Уровень активности Тип установки Предмет установки Форма проявления установки
Психосоматический Динамический стереотип (set) Сенсорные предметы Привычки
Поведение 1.Стереотипы (attitude) 2.Ориентации 1. Социальные объекты и ситуации 2. Сферы жизнедеятельности 1. Поведенческие акты 2. Личностные смыслы
Деятельность Ценностные ориентации Стратегические цели жизни Поступки

 

Динамический стереотип (set) интегральная система привычных условных ответов, соответствующая стимулам. Действия объединяются в систему вследствие того, что текущий рефлекторный ответ (функциональное состояние) становится сигналом для следующего ответа и подкрепляется им. Вся программа ответов может быть воспроизведена даже при предъявлении лишь одного из стимулов. Термин введён И.П. Павловым, в плане социального поведения экспериментально исследован Д.И. Узнадзе.

Стереотип (attitude) – стандартное, устойчивое, эмоционально окрашенное представление о социальном объекте (группа, личность, общность и т.п.) и ситуации. Термин ввёл У. Липпман.

Механизмы формирования: 1) обобщение локального социального опыта; 2) схематизация, упрощение образа и ситуации: выделение одного или несколько простых признаков для обозначения сложных социальных объектов; 3) генерализация: перенос простых схем объяснения на сложные объекты или даже оценку жизни.

Свойства: 1) гомогенность – одинаковость представлений и образов у представителей однородных социальных групп, проявляющееся в фиксации одних и тех же фрагментов реальности; 2) полярность валентности – «чёрно-белое» мышление в восприятии и оценивании фрагментов реальности; 3) жёстко фиксированный, не допускающий малейшего сомнения в его истинности, побуждающий к строго однозначному действию.

Функциональное назначение: феноменологически поляризовать в образах социальную реальность.

Примеры: правила этикета, национальные и патриархальные предрассудки, общественное мнение и др.

Ориентации – представление личности о социальном положении и соответствующим ему интересам и нормам поведения, обуславливающее направленное поведение и избирательное отношение к сферам, областям жизнедеятельности.

Основания возникновения: 1) биографические статусы (ретроспективные), 2) актуальные статусы (ситуационные), 3) перспективные статусы (жизненные планы).

Примеры: трудовые, профессиональные, образовательные, семейные, досуговые и др. ориентации.

Ценностные ориентации – 1) система критериев, организующая, выстраивающая поведенческие акты и поступки, обеспечивающая их последовательность и устойчивость; «обобщённый другой»; 2) способ дифференциации социальных явлений человеком по их значимости для него.

Структура: 1) требования – желания, чтобы нечто было осуществлено; 2) оценка – ранжирование явлений и поступков; 3) цели императивного характера – к чему следует стремиться; 4) средства – с помощью которых следует достичь желаемого.

Система ценностных ориентаций:

1. Смысложизненные: представления о добре и зле, благе, счастье и т.п.

2. Универсальные:

· Витальные: жизнь, здоровье, личная безопасность, семья, образование, собственность и т.п.

· Социетальные: свобода слова, социальные гарантии, справедливость и т.п.

· Престиж: социальное признание, квалификация и т.п.

· Межличностного общения: честность, доброжелательность, порядочность, взаимопомощь и др.

· Личностного развития: личного достоинства, информации, свободы самореализации и др.

3. Партикулярные:

· Традиционные: привязанность к сообществу, уважение традиций, надёжность во взаимодействии

· Религиозные: вера в абсолют, служение идеалам, людям и т.п.

· Урбанистические (цивилизационные): личный успех, предприимчивость, социальная мобильность, соревнование, свобода выбора места жительства, стиля и образа жизни, инновационность: поиск новых видов деятельности, жизненных благ, смысловых перспектив.

4. Коллективистские: взаимопомощь, солидарность, равенство стартовых возможностей, дисциплина как организованность и др.

Поступок осознанное и осмысленное социальное поведение, направленное на достижение или изменение социальной ситуации. Классической разработкой понятия является теория М.М. Бахтина.

Личностный смысл – индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развёртывается её деятельность, осознаваемое как «значение-для меня» осваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, нормы, роли, ценности. Это понятие, с одной стороны, преодолевает чисто когнитивистскую (информационную, интеллектуальную) трактовку мотивации поведения, с другой стороны – указывает на социальную позицию личности как базу формирования поведенческих моделей, в-третьих, обращает внимание на индивидуальные особенности сознания и биографии. Классической разработкой понятия являются теории Л.С. Выгодского и А.Н. Леонтьева.

Функции установки:

1. Защитная:

· Установка как механизм стабилизации деятельности в изменяющихся условиях;

· Установка как информационный фильтр: блокирование информации, разрушающей привычное отношение к миру; способ предотвращения и снятия внутренних конфликтов.

2. Адаптивная:

· Автоматизация деятельности в стандартных условиях;

· Облегчение, упрощение взаимодействия посредством штампов, шаблонов, алгоритмов поведения; упрощение интеграции индивидов в группы.

3. Проективная:

· Выработка тактики поведения по отношению к стабильному окружению;

· Формирование базовой модели для инвариантов поведения; оценка – начало изменения.

 

1.6.3. Концепция самосознания личности («Я-концепция»)

Понятие и структура самосознания. Ситуации, в которых человек находится, сами по себе противоречивы и многослойны. Любой человек обладает жизненным опытом, который также определяет его поведение и тоже противоречив. Кроме этого, человек мечтает, строит идеальную для себя ситуацию, которая никогда не реализуется в реальности, но от которой человек тем не менее не отказывается. Всю эту сумму противоречий человек должен как-то упорядочить. Первым вариантом является диспозиционная структура – система установок, которая позволяет человеку упорядочить внешнее воздействие и организовать своё поведение. Но система установок также внутренне противоречива; в своём поведении в различных ситуациях человек руководствуется различными установками. Создатели диспозиционной концепции (например, Ядов) полагали, что диспозиции более высокого уровня управляют диспозициями более низкого. Однако это оказалось не так: в процессе поведения установки разного типа могут «включаться» и «выключаться». Но человек испытывает потребность в достижении внутренней гармонии. И в определённой степени это ему удаётся. Линия поведения выстраивается, оформляется, закрепляется самим человеком и приобретает «линию судьбы». Над диспозициональной структурой надстраивается более сложный механизм саморегуляции (в том числе и регуляции диспозиционной структуры) – самосознание – способность человека составить представление о Себе, выразить оценочное отношение к Себе, совокупность установок на Себя.

 

Самосознание как структурное качество личности является: (функции по отношению к поведению)

· Средством обеспечения внутренней согласованности мотивов в соответствии с ситуацией;

· Механизмом интерпретации опыта и осмысления ситуаций;

· Механизмом прогнозирования и проектирования своих и чужих действий.

Самосознание как результат интернализации ситуации является: (функции по отношению к взаимодействию)

Отражением функциональных позиций и ролей – «Реальное Я»: как я себя веду;

Отражением коммуникативного аспекта ситуации – «Зеркальное Я»: чего ждут от меня другие;

Предвосхищением ситуации – «Идеальное Я»: каким бы я хотел быть.

Самосознание состоит из следующих элементов:

Самовосприятие («Я-образ») – когнитивный элемент: представление индивида о своих качествах, способностях, возможностях;

Самооценка – эмоциональный элемент: представление о собственной ценности, о личных возможностях к конкретным социальным действиям, о степени готовности к действиям;

Самотождественность – конативный элемент: чувство личностной определённости и самостоятельности поведения («Я – это Я», «Моё поведение выстраивается мною», «Я веду себя Сам»).

Факторы формирования самосознания:

1. Структурные переменные и факторы формирования Я-образа:

· Осознание физической определённости; социальные параметры: 1) половая идентификация как первичные социальные роли; 2) социокультурная детерминация оценки физического состояния (возраст, внешность и др.); социальная перцепция образа легитимирована социально значимыми предметами и критериями (например, идеал красоты составляют определённые, а не все части тела с определёнными в данном обществе или группе параметрами; оценка возраста также социокультурно нагружена). Основание формирования – социокультурные нормы.

· Осознание личностной определённости; социальные параметры: 1) степень различения внешних и внутренних контекстов поведения («обстоятельства» или «Я сам»); основание формирования – статусная динамика; 2) степень сложности и дифференцированности представлений о себе (число критериев оценки личностных качеств); основание формирования – социальная дифференциация.

· Осознание статусно-ролевой определённости; социальные параметры: 1) групповая идентификация; 2) ролевой кластер; 3) социальная дистанция («чувство социальной позиции» – Бурдьё); 4) престиж как социокультурная оценка ролей и личностных качеств. Основание формирования – социокультурная динамика.

· Осознание моральной определённости; уровни развития морального сознания: 1) доморальный; мотивы – страх наказания или выгода; 2) конвенциональный; мотивы – одобрение других или стыд перед осуждением; 3) автономный; мотивы: а) польза для отдельных индивидов, b) польза для большинства, c) польза для всех (общечеловеческая мораль). Основания формирования – уровень социокультурной интеграции.

2. Структурные переменные и факторы самооценки:

· Уровень притязаний: самооценка = успех / притязания;

· Престиж группы: самооценка зависит от социальной оценки статуса (ранга группы, к которой принадлежит человек), самооценка осуществляется в ситуации сравнения с другими людьми;

· Объём и характер референтности: число: и характер включённости в референтные группы;

· Личная доминанта: стержнем самооценки является какой-либо вид деятельности, к которому особенно предрасположен человек, ранжирование своих качеств человек производит на основании своих представлений об их значимости;

· Жизненный опыт: на самооценку оказывают влияние все неудачи и успехи, поступки человека остаются с ним («от себя не убежишь»);

· Восприятие и отношение к своим физическим параметрам.

 

3. Этапы и структурные переменные формирования самотождественности:

 

Этапы Чувства по шкале
«позитив» «негатив»
Младенчество доверие к миру тревожность, замкнутость
Раннее детство личностная автономия сомнения в себе, стыд за себя
Игровой возраст инициативность и активность пассивность и виноватость
Школьный возраст социальная предприимчивость социальная неполноценность
Юность естественность и цельность ролевая неопределённость («застенчивость»)
Молодость социальная сопричастность к значимым событиям социальная изоляция
Взрослость социальная стабильность и продуктивность стагнация и застой
Зрелость чувство исполненного долга чувство разочарования в жизни

 

Date: 2016-07-25; view: 418; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию