Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теоретические модели объяснения межличностного взаимодействия
1. Модель Б. Скиннера «стимул – реакция». Структура межличностного взаимодействия (В) является результатом внешних стимулов и представляет собой совокупность паттернов поведения (Стимул – Реакция). В процессе межличностного взаимодействия реакция одного индивида становится стимулом для другого, порождая ответную реакцию (Рдр.) или «отклик». Межличностное взаимодействие представляет собой сумму взаимных реакций (∑ Рвз.) на действия друг на друга.
В = С — Р = Рдр = ∑ Рвз.
Основное методологическое правило. Следует отказаться от объяснения поведения личности её внутрипсихическими процессами. Поведение является результатом непосредственного взаимодействия, фактором действия является предшествующее действие или совокупность действий (ситуация). Механизм формирования социального поведения. Реакции или отклики других могут быть положительными или отрицательными. В случае положительной реакции индивид закрепляет позитивную модель поведения. В случае отрицательной реакции – изменяет свои действия в поиске позитивных откликов. Линия поведения выстраивается в результате проб и ошибок и является закреплением опыта взаимодействия. Однако реакции других в принципе могут быть произвольными, и их может быть очень много: сумма реакций других стремится к бесконечности. Для согласования взаимодействия необходимо их ограничить или, говоря по-другому, упорядочить. Так возникают нормы (Н) – правила реагирования или границы допустимого поведения. Следование нормам и есть социальное поведение и социальный порядок (П). Социальный порядок – специально созданная программа, задающая «систему позитивного подкрепления через поведение». Программа – система норм – реализуется через усвоение языка и посредством социальных институтов. Социальное поведение = взаимодействие по правилам = институциональное («оперантное») поведение. 2. Модель Дж. Хоманса: «вклад – вознаграждение».Теория обмена. Каждый человек обладает личным «капиталом» (К): способностями, возможностями, предпочтениями – которые он стремится превратить в «товар» (Т) и выгодно обменять его на другой «товар» (Т*), на то, что ему необходимо для жизнедеятельности, но чего у него нет, но есть у других. В процессе взаимодействия человек «вкладывает» свой «товар» в надежде получить «вознаграждение» в виде «товара», которым располагают другие (К*).
К — Т вклад — Т* вознаграждение — К*
Основное методологическое правило: взаимодействие – это обмен «капиталами»; сущностью социального взаимодействия является «рынок». Механизмом формирования социального поведения является соотношение между «вкладом» и «вознаграждением»: человек может быть либо удовлетворён, либо нет ситуацией обмена. В зависимости от этого он либо воспроизводит её, либо нет, и выстраивает другую линию поведения. Восприятие и оценка ситуации обмена субъективны. Снижение уровня субъективности, упорядочивание процесса обмена достигается за счёт социальных норм, которые регулируют процесс «обмена», задавая стандартные формы поведения. Социальные нормы возникают из действий людей, рационально рассчитывающих свой интерес, и представляют собой, во-первых, правила реагирования на внешние стимулы и, во-вторых, стандартные схемы поведения в конкретных условиях. 3. Модель П. Блау. Стадии процесса формирования системы межличностных отношений: · «притяжение »: на этой стадии люди распознают «капитал»: свой и чужой, делят людей на «своих» и «чужих», на «нужных» и «ненужных»; выясняют, кто чего хочет, и кто чего может. Это – подготовительный этап возникновения связей и групп; · «конкуренция»: на этой стадии происходит «демонстрация товара»: люди дают понять, что они могут и хотят делать, и чего ожидают взамен. Конкретные индивиды не являются единственными обладателями данного «капитала». Подобный «товар» могут предложить и другие люди. Эта ситуация порождает необходимость доказывать свою незаменимость, обозначать своё место в пространстве взаимодействия; · «дифференциация»: на этой стадии люди создают коалиции и группы как объединения по интересам. Группы могут состоять как из носителей однородных «капиталов» (гомогенные), так и компоноваться по принципу дополнительности «капиталов» (гетерогенные); · «интеграция»: на этой стадии устанавливаются нормы внутри- и межгруппового взаимодействия. Условиями интеграции являются следующие социально-интегративные процессы: 1) институционализация – формализация норм и организационное оформление отношений, 2) легитимация – ценностно-мировоззренческое обоснование и правовое оформление норм, 3) стандартизация – унификация форм и параметров поведения, 4) социализация – усвоение норм. · «конфликт»: в обществе всегда есть люди, индивидуальность и интересы которых не учтены и не реализованы. Эти люди выражают своё недовольство и критикуют социальные порядки и нормы. Они в конфликте с обществом. Если социальные порядки не развиваются, их становится всё больше. У них появляется общий интерес, они начинают объединяться с целью изменения социального порядка.
Date: 2016-07-25; view: 256; Нарушение авторских прав |