Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Личность как нормативная структура
Личностное измерение как социальное качество индивид приобретает по мере интернализации норм, возникающих в процессе коммуникации. Интернализация есть индивидуальное усвоение норм взаимодействия и поведения, функционирующих в социальных структурах разного типа и уровня. Усвоение норм означает способность личности прочитывать (раскодировать) их, осваивать (личностно истолковывать), личностно принимать их и выполнять.
Указанные этапы интернализации обладают, в свою очередь, собственной структурой и механизмами реализации. Поэтому они имеют своё терминологическое определение.
Этапы интернализации:
- референция – процесс приписывания значений предметам. Референт – источник нормативности, предметный носитель нормы. Он существует в знаковой форме. Знак – идеальный репрезентант (представитель) объекта, задающего программу деятельности и поведения его истолкователю. Взаимодействие = коммуникация = текстовая деятельность. Текст – семантическая структура, состоящая из элементов: знака, значения и смысла;
- экспликация – прояснение смысла знака исходя из: 1) социального контекста (дискурса), 2) мотивационной интенции;
- интериоризация – перевод нормативных предписаний в структуру мотивации;
- экстериоризация – превращение нормативных предписаний в модель поведения, ролевой ансамбль, институты, социальные структуры.
Природа и структура нормы: как они возникают и из каких элементов (сторон) состоят?
- Индуктивная и прагматическая природа нормы: нормы возникают как эмпирическое обобщение практической деятельности. Формальным признаком нормы в этом плане является диспозиция – схема, порядок действий (от лат. dispositio – распорядок, установление). Норма предстаёт как алгоритм, модель, программа поведения и взаимодействия. Императив – требование необходимого действия (от лат. imperatives – повелительный). Норма предстаёт как оценка, предписание, запрет. Дедуктивная и аксиологическая природа нормы: норма возникает как представление о должном поведении, которое устанавливается априорно.
Функции норм:
- прогностическая: нормы обеспечивают предсказуемость поведения: 1) избавляют от тревоги в ситуации неопределённости, 2) обеспечивают координацию взаимодействия;
- стабилизационная: нормы позволяют стандартно реагировать на повторяющиеся ситуации благодаря: 1) аккумуляции социального опыта в алгоритмах социального поведения, 2) предотвращению конфликтов посредством функционализации отношений;
- проективная: инвариантные нормы позволяют строить модели поведения в новых, неопределённых ситуациях через формализацию индивидуального целеполагания;
- оптимизирующая: нормы выступают как идеальный образец деятельности;
- стимулирующая: нормы выступают побудителем к действию через позитивные и негативные стимулы;
- мотивационная: 1) нормы являются условием осознания личностью своей социально-функциональной определённости, что приводит к оформлению структуры мотивации: потребностей, интересов, ценностей; 2) нормы являются основанием социального сравнения и, тем самым, способом оформления индивидуальности;
- морально-психологическая: референтно-групповые нормы оказывают поддержку личности благодаря оформлению значимых для неё форм поведения, взглядов, принципов;
- контрольная: нормы выступают непосредственным регулятором поведения и взаимодействия посредством санкций – действий «других» по отношению к субъекту социального действия.
Лекция 5
1.2. Бихевиористская концепция личности
1.2.1. Аксиоматические основания концепции
1.2.2. Теоретические модели объяснения межличностного взаимодействия
1.2.3. Гносеологические принципы бихевиоризма
1.2.4. Праксеологические принципы бихевиоризма (принципы социальной работы)
1.2.5. Методологическая ограниченность бихевиоризма
Date: 2016-07-25; view: 364; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|