Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Античных Греции и Рима





 

Исследование экономической мысли Античной Греции проведём с периода возникновения государств – полисов. Они начали осуществлять колонизацию побережья Средиземного и Чёрного морей в пределах 3 тыс. лет назад. Эти события нашли отражение в поэмах Гомера «Илиада», «Одиссея». В произведениях отражаются идеи об общинной организации жизни людей, которая опирается на натуральный характер деятельности семьи. Руководство общинами осуществляют родовые советы. Благородным занятием признавалось сельское хозяйство, а средством обогащения военная добыча на море и суше, масштабы которых возрастали, что позволяло завозить большое количество рабов. Одновременно греческая культура стала активно распространятся по всему побережью Средиземного и Чёрного морей. Рабы несли на себе основной груз работ с применением физического труда. Однако среди рабов было много мастеров-ремесленников. Так складывались предпосылки для разделения труда на физический и умственный.

В период с 7 по 6 века до н.э. в греческих городах возникают кровопролитные конфликты за право управлениями общинами, городами между родовой аристократией и демосом (ремесленниками, крестьянами). Отсюда родилась идея демократии, т.е. власти народа. Однако возникший гражданский конфликт удалось погасить только путём избрания на Совете четырёх племён царя Солона. Солон провёл ряд реформ в интересах рядовых граждан. Так было отменено долговое рабство, расширены гражданские свободы, что позволяет делать новый, важный вывод о положительной роли в жизни государства централизованной власти. Укрепление государственной власти позволило Афинам в период царствования Перикла (444-429г.г.) мобилизовать огромные ресурсы для строительства храмов, создания нового облика города как инженерного сооружения. Царь успешно решал и многие социальные проблемы, в том числе повышение занятости свободных людей в условиях безработицы из- за наличия большого количества рабов. Некоторые исследователи такую модель экономики называли государственным социализмом. Вместе с тем Афинская демократия была показной, поскольку фактически во главе государства стояла аристократия, военная знать.

Разделение труда на физический и умственный в Античной Греции позволило создать основы современной европейской цивилизации. Достижения в духовной сфере стали результатом эксплуатации многочисленного класса рабов, которые среди населения г. Афин в 5 веке до н.э. составляли 80% населения. Греция дала миру науки: философию, экономику, этику, эстетику, архитектуру, астрономию и т.д. Идеи греческих философов актуальны и для нашего дня. Так философ Сократ (469-399г.г.до н.э.) рекомендовал воздерживаться от богатства и наживы; вести спартанский образ жизни; заниматься физическим трудом и нести людям добро. Философ Ксенофонт (430-354г.г.до н.э.)рекомендовал развивать товарно-денежные отношения; осуществлять разделение труда между городами; развивать сельский тип поселений, а не городской; лишние деньги лучше закапывать. В написанном труде «Домострой» излагается манифест здравого смысла и житейской мудрости. Философ Платон (427-347г.г. до н.э.) разрабатывает идеи социалистического государства, где государство должно взять на себя широкие функции по обеспечению свободных граждан различными бесплатными благами: жильём, столовыми. По его мнению частная собственность не приносит пользу гражданам. Платон делил граждан на сословия. Философы должны управлять государством; войны- охранять государство; производством средств существования обязаны заниматься земледельцы, ремесленники, купцы. Деньги считались источником зла, вражды. Цены нужно нормировать. Рабов Платон не считал гражданами.

Учеником Платона являлся знаменитый философ Аристотель (384-322 г.г.до н.э.) Он наоборот экономическую систему строил на использовании частной собственности, считая частную собственность главным условием создания богатства «для государства и семейной общины». Деление общества на рабов и рабовладельцев является законом природы. Аристотель считал истинным богатством потребительную стоимость, а меновая стоимость является носителем цены. Аристотель впервые обосновал три формы товарного обмена: Т-Т; Т-Д-Т; Д-Т-Д. Аристотель в отличие от Платона считал, что профессия человеку задаётся не природой, а воспитанием и образованием. Он считал, что наука «экономия» «заслуживает похвалы», а «хрематистика» - искусство накопления больших денег с помощью ростовщичества должно вызывать порицание. По его мнению благородные люди должны заниматься только философией, а не физическим трудом.

Афинская философия достигает материалистического уровня понимания мотивации поведения человека при Эпикуре (род. 352 г.) и его последователе Лукреции. Они считали высшим благом жизни разумное, умеренное наслаждение, которое достижимо на основе общественного договора, гарантирующего взаимопомощь и безопасность.

Во 3 веке до н.э. возвысился Рим, который затем создаёт огромную империю. Одним из факторов экономического развития Римской империи стало дальнейшее развитие рабовладельческих отношений. По мнению Катона Старшего (234-149 г.г. до н.э.) раб являлся орудием говорящим, а скот орудием мычащим. В праздничные дни раб обязан работать, а скотина отдыхать. Труд раба должен быть организованным, рабочий день регламентированным и загруженным. Обеспечение раба средствами существования необходимо нормировать. Катон Старший высказывает достаточно зрелые мысли о стоимости и ценообразовании, отмечая, что для получения прибыли нужно выжидать повышения цен. Стоимость состоит из расходов на материалы и оплату труда. Катон был сторонником крупных форм землепользования – латифундий, в которых наряду с земледелием и животноводством следует развивать ремесло. Покупать нужно как можно меньше и только то, чего невозможно произвести.

Народные трибуны Рима братья Гракхи(162-121г.г.до н.э.) предложили проект аграрных преобразований, который сводился к наделению землёю свободных граждан Рима в размерах немногим более 7 гектаров на семью. Проект получил одобрение в Сенате, но через некоторое время братья Гракхи были убиты латифундистами, поскольку они лишались части земли. Однако принятый закон получил у бедных граждан поддержку и внедрялся в жизнь. Возникшая социальная напряжённость в Риме разрешалась путём бесплатной (иногда за половину цены) раздачи хлеба, начиная с 123г. до н.э. по 3 век н. э. Хлеб получало от 150 до 320 тыс. человек. На эти цели уходила пятая часть государственного бюджета.

В Риме стали возникать споры об оптимальных размерах земледельческих хозяйств. В пользу крупных хозяйств выступал ученый Варрон (116-27г.г. до н.э.). По его мнению в крупных хозяйствах создаётся «великий союз» между земледелием и животноводством. Это позволяет повышать урожайность и лучше использовать труд рабов. Другой учёный Колумелла (1 век до н.э.) пришел к выводу, что раб всегда ворует, обманывает, ленится и поэтому выгоднее наделять его землёю на принципах аренды. Так в Риме получает применение система колоната. Такая систем отношений сложилась ещё раньше в Спарте, где рабов - земледельцев называли илотами.

В Риме в целях снижения политической напряжённости был принят закон о продаже бедным гражданам хлеба из государственных хранилищ по низким ценам. Но это мероприятие не внесло успокоения в политическую жизнь. Возросшая эксплуатация рабовладельческого труда привела к восстанию рабов в 74 году до н.э.. На примере Римской империи была реализована идея об организации государственного управления 70 провинциями с помощью назначаемых Римом наместников, в обязанность которых входили судебные дела, сбор налогов, организация общественных работ.

Рим стал родиной новой религии –Христианства. В своей основе оно по прежнему опиралось на Библию, идеи которого о справедливости, братстве за много веков не нашли применения в Иудейском государстве. «Новое» учение продолжало пропагандировать идею создания справедливого общества, в котором не было - бы места бедности, торжествовало братство, равенство. При этом, однако, оно продолжало оправдывать рабство. Христианство долго преследовалось Римской властью и только в 4 веке оно обрело статус государственной религии. Приход христианства в духовную жизнь Римской империи поддерживался тем, что христианство защищало власть, поскольку якобы всякая власть даётся богом. Канонист Римской церкви Августин Блаженный, развивая каноны христианства, стал признавать, что физический труд также почётен, как и умственный. Второе важное положение выдвигает Блаженный – кто не работает, тот не ест. Августин стал утверждать, что война может быть справедливой, но её урон не должен превышать ущерба нанесенного противником. Став государственной религией, христианство повело себя агрессивно по отношению к высокоразвитой Греческой цивилизации. Христианство эту цивилизацию стало уничтожать: храмы перестраивать в церкви; многобожие заменять однобожием; научно-обоснованную теорию о солнечной системе заменять надуманными схемами и т.д.

 

 

Контрольные вопросы:

1.Экономические идеи Гомеровской эпохи.

2.Экономические идеи управления обществом в Древней Греции.

3.Экономические и социальные последствия рабства в Древней Греции.

4.Рабство- материальная основа создания высокоразвитой Греческой цивилизации.

5.Экономические взгляды Сократа, Ксенофонта.

6.Экономические взгляды Платона, Аристотеля.

7.Роль экономических идей в возвышении Рима.

8.Экономические взгляды Катона Старшего.

9.Содержание аграрных реформ братьев Гракхи.

10.Экономические взгляды учёных Варрона и Колумеллы.

11.Содержание Римской системы государственного управления.

12.Экономические идеи новой религии- Христианство.

 

Экономическая мысль

Date: 2016-07-25; view: 273; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию