Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методология и методика
А.А. КУЗНЕЦОВ
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Учебное пособие
МИЧУРИНСК-НАУКОГРАД-2009
ВВЕДЕНИЕ Под экономикой понимается вся совокупность отраслей народного хозяйства, обеспечивающих удовлетворение материальных и духовных потребностей человека. С другой стороны, научную дисциплину, изучающую эти проблемы с позиции ограниченных ресурсов, их распределения, предельной доходности и удовлетворения неограниченных потребностей человека также принято называть экономикой. В силу особенностей каждой отрасли сложилась также необходимость исследования процессов воспроизводства через отраслевые экономические дисциплины: экономика промышленности, экономика строительства, экономика сельского хозяйства и т. д. Однако все отраслевые дисциплины имеют общую методологическую основу, которой является экономическая теория и её составная часть- история экономических учений. В исследование экономической мысли значительный вклад внесли философы Древнего мира. Так экономические идеи возникали в первых государствах (4- 6 тыс. лет назад). Создаваемый государственный аппарат стремился принимать экономически обоснованные решения по управлению большим коллективом людей, народами и территориями, когда уже было недостаточным полагаться только на родовые обычаи и традиции. Термин «экономика» получил признание в Древней Греции уже в YI веке до н. э. и трактовался как искусство ведения домашнего хозяйства. Истоки экономической науки следует искать также в странах Древнего Востока, где утверждалась необходимость общественного разделения труда, отношений господства и подчинения в государстве. С развитием цивилизаций, постоянным изменением общественных отношений экономические идеи перерастают в экономические теории, как результат логического обобщения опыта. Так теории обретают объективный характер и могут использоваться человеком в хозяйственной практике. Современная цивилизация имеет в своём распоряжении большое количество экономических теорий, которые рассматриваются в учебниках под названиями: «Экономика», «Политическая экономия», «Экономическая теория», «Экономикс». Принципиальных различий между ними не существует, поскольку все они излагают содержание экономических теорий, но с учётом модели экономики, различной степенью детализации. Различия состоят также в оценках значения каждой теории для хозяйственной практики с позиции взглядов того или иного автора, учёного или времени возникновения самих теорий. Рассмотрение экономической теории и её истории экономических учений важно начать с изложения самого объекта и предмета экономической теории, что позволит ввести нас в сущность поставленной задачи. 1.ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ Объектом науки выступает воспроизводство благ во всех цивилизациях и общественных формациях – от домашнего хозяйства до национального хозяйства. Маломасштабные экономические процессы, организуемые предпринимателем, фирмой, организацией принято называть микроэкономикой. На этом уровне исследуются экономические взаимоотношения между ними, проблемы формирования разнообразных типов объединений людей, фирм, особенностей сотрудничества и конкуренции, спроса и предложения, ценообразования, издержек производства, прибыли, организации инфраструктуры, наличия и использования факторов производства (ресурсов). Состояние экономических процессов на микроэкономическом уровне зависит от процессов, протекающих на макроэкономическом уровне: социальной и денежно- кредитной политики государства; типа воспроизводства общественного продукта; циклических колебаний; принятой экономической модели страны; международных экономических связей. Среди ученых складываются различия в трактовках предмета науки. Большинство считает, что под предметом следует понимать то, на что направлено действие субъекта, исследователя. Предметом внимания людей в Древние времена было накопление богатства в форме скота, посевов у рода, у семьи. Скот нужно было менять на недостающие предметы потребления. В средневековье в качестве предмета исследования принималось накопление денег, имущества у людей, состояние торгового баланса. Поступки людей в организации своего производства и обменных операциях опирались на экономические интересы. Отсюда в прошлые времена господствующими отношениями были преимущественно экономические отношения между людьми, людьми и государством. Экономические отношения сохраняются и сегодня между людьми, между гражданами и государством, между наёмным работником и фирмой. В период промышленного переворота экономические отношения реализуются в другой «оболочке»- в производственных отношениях. Поэтому марксисты рекомендовали считать предметом политэкономии уже производственные отношения, поскольку они формировали новые проблемы в народном хозяйстве из-за углубленного разделения труда внутри государства, между государствами, территориями, городами по производству машин, предметов потребления, новых материалов и т.д. Так состояние производственных отношений становилось новым фактором развития экономики. При промышленном перевороте формируются различные кооперативные объединения: тресты, картели, концерны, синдикаты и т.д. Для изготовления любого продукта машиностроения требуются специальные отраслевые, государственные стандарты, установленные объёмы производства, сроки и условия доставки. В этой связи формируется договорная система отношений. Промышленный переворот привёл к рождению многочисленного класса наёмных рабочих и к обострению классовой борьбы. Так возникала опасность пролетарских революций. В целях сглаживания социальных конфликтов возникла необходимость развития социальных отношений. Они складывались в первую очередь между собственниками капитала (капиталистами) и наемными работниками и носили обострённый характер в силу отсутствия законодательной базы по регулированию трудовых отношений. Так рабочий день продолжался 12-14 часов, оплата труда была на уровне обеспечивающим только физическое выживание. Рабочий класс стал объединяться в профсоюзы, которые становились влиятельной силой в государстве. В промышленно- развитых странах рабочий класс, его профсоюзы поставили на повестку дня решение социальных задач и в массе случаев их реализовали. Так была сокращена продолжительность рабочего дня. Постоянно расширялись права трудовых коллективов. Наконец, был узаконен минимум оплаты труда и т. д. Научно-технический прогресс 20 столетия привёл к дальнейшему ускоренному разделению общественного труда и повышению социальной роли государства. Поэтому расширяется сфера социального обслуживания: образование, здравоохранение, коммунальное и бытовое обслуживание и другие виды деятельности. Сегодня в сфере услуг занято в развитых странах больше половины населения. Таким образом, наряду с экономическими, производственными отношениями на высокий уровень поднялись социальные отношения. Сложившиеся сегодня трактовки предмета исследования экономической теории можно сгруппировать по трём направлениям: это исследование производственных и социально- экономических отношений в обществе; это исследование состояния использования экономических законов как объективных явлений в экономических процессах; это исследование поведения экономических субъектов в условиях неограниченных потребностей и ограниченных возможностей. В таких трактовках предмета исследования не отмечается принципиальных противоречий, поскольку производственные и социально - экономические отношения обычно подчиняются объективным экономическим законам, как и поведение экономических субъектов. При этом следует принимать во внимание, что экономические законы проявляют себя как тенденция. В основе поведения субъектов (государство, фирма, гражданин) всегда лежат материальные интересы. История всякого государства- это борьба за материальные интересы. Сегодня задача государства состоит в создании такого механизма реализации интересов, чтобы обеспечить повышение благосостояния всего общества при сохранении природной среды обитания человека. Часто успешная хозяйственная деятельность реализуется в ущерб решения социальных и экологических проблем. Таким образом, мы находимся в кругу противоречий. Их разрешение требует достижения единства интересов между всеми экономическими субъектами, что всегда проблематично и необходимы компромиссы. Без противоречий в природе и в обществе не бывает живых систем. Всякая живая система противоречивая. Реализация материального интереса требует совершенного хозяйственного механизма: форм и методов государственного регулирования; денежной системы; налоговой системы; оплаты труда; ценообразования; законодательства. Научной основой формирования хозяйственного механизма выступают экономические законы и в первую очередь: закон возвышающихся потребностей; закон экономии; закон накопления; закон спроса и предложения, закон стоимости и другие. Жизнь общества также находится под воздействием законов природы. В отдельные годы на состояние экономики влияют такие природные явления как засуха, похолодание, избыточное увлажнение и другие природные аномалии. Представители естественных наук последствия от таких явлений объединяют в два закона: закон минимума (фактор в минимуме определяет состояние развития всей системы) и закон максимума (предел в развитии биологических систем определяется суммой световой энергии). В социальных системах фактором их развития выступают также традиции. Постоянное закрепление их у гражданина требует поддержания общественного мнения о стандарте передового гражданина. Так было в истории цивилизаций. Нематериальные интересы всегда играли значительную роль в жизни общества в прошлые времен. Всегда у человека воспитывался патриотизм, чувства чести, совести, достоинства, долга. В истории всех цивилизаций способом воспитания желаемых качеств у своего гражданина были и остаются традиции организации соревнований между людьми за право быть лучшим. В этих целях в обществе необходимо совершенствование различных форм морального стимулирования. Из-за исчерпания природных ресурсов материальные интересы не могут быть доминирующими и вечными. Обострение экологических проблем служит напоминанием необходимости воспитания новых качеств у человека. Общество потребления уже сегодня испытывает кризис. Решение социально- экономических проблем в обществе определяется уровнем развития и использования производительных сил (факторов производства): природные ресурсы, трудовые ресурсы, основные и оборотные средства (капитал), наука, информация, технологии, предпринимательские способности и т. д. В свою очередь производственные, социально- экономические отношения влияют на развитие производительных сил. Чем полнее удовлетворяются потребности населения в материальных и духовных благах, тем больше создаётся предпосылок для всестороннего развития личности, его созидательной деятельности по эффективному использованию природных ресурсов, созданию новых технологий, машин. Эффективность прямой и обратной связи между производственными, социально- экономическими отношениями и производительными силами определяется системой показателей эффективности: экономических, социальных, экологических. Под экономической эффективностью понимается результативность затраченных ресурсов: прирост благ, себестоимость единицы блага, производительность живого труда и другие показатели. Социальная эффективность находит своё обобщенное отражение в увеличении продолжительности жизни человека, воспроизводстве населения и других явлениях. Экологическая эффективность состоит в обеспечении сохранности природной системы, как среды обитания человека. В жизни общества часто один вид эффективности реализуется за счёт другого. Так стремление к максимальному удовлетворению материальных потребностей населения приводит к перегрузке природной среды, нарушению природного равновесия. Поэтому оценку эффективности работы социально- экономической системы следует осуществлять в триединстве видов эффективности, принимая исходной экологическую. Классическая политэкономия считала, что главным условием эффективного использования капитала (производительных сил) является частная собственность на них. В Древних цивилизациях лидирующее положение занимала государственная собственность. Сегодня большинство экономических школ отстаивают необходимость развития разнообразия форм собственности. При этом среди многих экономистов складывается мнение, что собственник крупного капитала не способен эффективно решать все проблемы. Эти проблемы в крупных корпорациях решают профессионалы- менеджеры, общественные институты и государство. Поэтому в государствах с социально-ориентированной экономикой возрастала доля государственного сектора, как способа успешного решения социальных и экологических проблем. В наше время повысилась роль государства в решении финансовых проблем. Таким образом, в постиндустриальном обществе должно присутствовать разнообразие форм собственности и складываться соревнование между ними по эффективности. Контрольные вопросы: 1.Понятие науки «Экономика». 2.Содержание объекта науки «Экономика». 3.Содержание предмета науки «Экономика». 4.Понятия экономические, производственные и социальные отношения. 5.Понятия экономические и биологические законы. 6.Понятие хозяйственный механизм экономической системы. 7.Содержание научной основы хозяйственного механизма. 8.Понятие производительные силы (факторы производства). 9.Понятие эффективность экономической системы. Виды эффективности. 10.Содержание институциональных факторов эффективности. 11.Содержание законов равновесия в социально- экономической системе.
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА Date: 2016-07-25; view: 360; Нарушение авторских прав |