Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономических исследований





Под методологией понимается совокупность философских категорий познания. Они позволяют формировать мировоззрение человека. Мировоззрение является фундаментом, на основе которого можно давать достаточно достоверные оценки истории развития экономической мысли, Философское мировоззрение позволяет формировать парадигмы будущего - определенные установки на развитие любых систем. Так признание того, что нормальные системы развиваются, изменяются, находятся в постоянных взаимосвязях с другими системами, требует от нас постоянных критических оценок происходивших и происходящих явлений в экономике, в жизни общества, и мы не должны бояться менять своих оценок, если менялись условия. Например, в сельском хозяйстве России ряд организационных форм стало отрицаться из-за низкой их эффективности. Поэтому сегодня развиваются новые формы организации производства в форме холдингов (корпорации). Такая форма способна объединять различные типы сельскохозяйственных и промышленных предприятий из нескольких административных районов и даже областей. В них достигается возможность оптимальной концентрации, рациональной специализации и комбинирования. Условием формирования таких холдингов является достижение единства материальных интересов собственников. На этом примере доказывается закономерность постоянного перехода простых систем к сложным.

Признание философской наукой единства общего, частного и особенного позволяет считать объективным наличие в отдельных системах не только общих свойств, но и исключительно редких свойств, неповторимых. Так система сельскохозяйственных предприятий общей основой своего развития имеет использование процесса фотосинтеза и на основе растительного белка развивается животноводство. Однако отдельные предприятия занимаются промышленной переработкой сельскохозяйственной продукции, получая значительные доходы. Однако имеются сельхозпредприятия, которые работают на принципах замкнутого технологического процесса, т.е. безотходного производства. Такая особенность может стать в перспективе массовым явлением в агропромышленном производстве. Другой пример- научная организация труда во всех развитых странах мира опирается на общие принципы. Однако в Японии научная организация труда больше использует принципы средневековой общины, кооперируя труд на принципах «семьи» и одновременно используя творческую активность каждого члена бригады.

Философия считает, что всякая система обладает внутренними противоречиями. В экономике они больше проявляются в борьбе между социальными группами за обладание материальными и духовными благами, в постоянно возрастающих потребностях и, с другой стороны, ограниченных возможностях. Закономерный характер имеют диспропорции в уровнях развития отраслей, которые не могут иметь одинакового развития из-за ограниченных ресурсов. Объективно противоречие в материальных интересах у экономических агентов из-за возвышенных у них потребностей. В силу разного развития интеллекта и вкусов людей складываются различия в предпочтениях благами. Экономические интересы порождают различие и противоречия в формах собственности, когда одна группа собственников стремится завладеть собственностью других и количество собственников сокращается. Такой процесс характерен для акционерных обществ. Противоречиво влияние факторов на производство, Так механизация труда приводит к росту безработицы. Предметом спора на протяжении двух веков является установление решающего влияния на цену товара полезности или издержек. Правильный ответ определяется особенностями конкретного блага, его наличия. В абстрактном понимании объективно признании обоих факторов, поскольку в ценообразовании участвует не только покупатель со своими потребностями, но и производитель товара, несущий издержки. В хозяйственной практике часто экономический эффект реализуется за счёт издержек природной среды. Противоречие между экономической и экологической эффективностью носит уже глобальный характер. Поступательное развитие систем происходит через разрешение одних противоречий и порождение других.

В философской науке существует закон отрицание отрицания. Он проявляет себя постоянно и в экономике. Отрицается всё устаревшее: формы экономических отношений, организация производства, техника, технологии, профессии и.д. Однако наследуется и используется всё положительное, имеющее созидательный характер. Разумное разрушение отжившего есть предпосылка создания нового. как фактора дальнейшего развития экономической системы.


В экономике достаточно наглядно просматривается влияние философского закона- превращения количественных изменений в качественные. Увеличение инвестиций в науку позволяет создавать новые машины, сорта растений, породы животных и совершенные технологии. Увеличение затрат в сферу образования повысит качество рабочей силы. Рост концентрации производства во многих случаях является условием снижения себестоимости продукции. Рост экономического потенциала общества способен улучшить социальный климат в обществе при условии справедливого распределения благ.

Ход исторического развития экономической системы подвергает проверке принятые в обществе парадигмы(установки), формирует логику развития и гибели системы. Отсюда многими исследователями признаётся за объективный принцип познания единство исторического и логического. Логика предполагает универсальность связей между объектами. Соответственно и историческое развитие протекает преимущественно по законам логики.

Философия требует признания единства универсализма и релятивизма. Признавая универсальными изложенные мировоззренческие принципы познания, мы обязаны допускать возможность условного, относительного их содержания, определяемых историческим временем, условиями развивающейся или погибающей системы. Например, представители отдельных экономических школ считают, что экономическая жизнь в обществе изобилует классовыми войнами, конфликтами и это явление является всеобщим, универсальным. Вместе с тем в отдельных развитых государствах обострённых конфликтов не отмечается и их характер проявления является относительным.

Изучая необходимость использования в экономике философских законов, категорий, которые позволяют формулировать научно- обоснованные парадигмы (установки), требуется использование разнообразных методов исследования для доказательства жизнеспособности принятых на вооружение целевых установок и оценок состояия экономических и социальных явлений.

Пожалуй, самыми распространёнными методами выступают методы наблюдения и сравнения. Они позволяют без значительных издержек давать самые приближенные оценки о состоянии экономической системы: спада, застоя или расцвета. В этой связи весьма убедительные ответы получаются методом сравнения с передовыми фирмами, развитыми странами, которые активно используют достижения научно-технического прогресса. Этот метод можно называть и экспериментальным. В России многие эксперименты проводятся на базе отдельных экономических районов и их административных подразделений.

Получить обширные ответы о состоянии экономики можно методом анализа и синтеза. Анализ предполагает исследование динамики и статики системы, разложение экономических явлений на его этапы, где полнее и точнее выявляется влияние отдельных факторов. В анализе находят широкое применение статистические методы: производственные функции, группировки, графики. Анализ часто опирается на использование экономико– математических методов, позволяющих строить идеальные модели при использовании тех же ресурсов. По результатам анализа создаётся возможность проводить обобщения – синтез. С его помощью определяется соответствие протекающих событий исторической логике, соответствие принятым теоретическим положениям и достижениям передового опыта.


Анализ и синтез проводится также в целях разработки прогнозов развития экономики. Здесь часто используется метод экстраполяции, т.е. распространение на будущее тенденций прошлого. Считается, что любая система продолжает своё развитие по инерции. Выявленные в результате анализа тенденции, используются в расчётах на будущее.

Государственные органы власти разрабатывают целевые программы развития экономики по узловым направлениям. Они позволяют получать ответы на поставленные вопросы по количеству необходимых ресурсов, времени достижения цели, росту доходов населения и.т. Такой метод именуется нормативно-целевым.

Выводы, полученные всеми методами исследования, подвергаются экспертизе. Её осуществляют опытные специалисты, учёные. Их заключения позволяют устанавливать оптимистические и пессимистические траектории в развитии экономических систем или проводить оценки прошлого.

Контрольные вопросы:

1.Сущность категории методология.

2.Особенность проявления основных законов диалектики в экономике.

3.Особенность проявления в экономике единства общего. частного и особенного.

4.Особенность проявления в экономике единства исторического и логического.

5.Особенность проявления в экономике единства универсализма и релятивизма.

6.Система основных методов исследования в экономике и их содержание.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

На Ближнем Востоке в силу особых природных, географических условий сложились необходимые предпосылки для рождения первых государств. Государство - это система отношений, основанных на подчинении людей одним правилам поведения на определенной территории. Одним из крупных и древних государств 4 - 5 тыс. лет назад на севере Африки в долине Нила был Египет. Высокие достижения Древнего Египта в развитии экономики, науки, искусства были следствием реализации многих экономических идей, в том числе установленных жёстких правил подчинения и поведения людей в обществе. Вместе с тем в государстве почитались обычаи и традиции выработанные племенами, родами.

В умах людей утверждалась идея божественной власти фараона, его династии как представителей бога солнца – Ра. Отсюда складывалась жёсткая централизация государственной власти и беспрекословное подчинение народа фараону. Пример Египта свидетельствует о деспотическом характере такой власти. У власти был высокий авторитет и сила, которые позволяли ежедневно выводить на строительство пирамид, ирригационных сооружений до ста тысяч человек. На примере Египта утвердилась особая система отношений, получившей название Восточный способ производства. В нем человек был беззащитным. Его не могла защитить даже крестьянская община. Идеологическое обеспечение такой власти осуществлялось жрецами – особым сословием священнослужителей.


В Древнем Египте возникали идеи о необходимости улучшения работы государственного аппарата управления. Такой аппарат должен устанавливать связи между фараоном и населением, «работать как один отряд» и от его преданности и сплоченности зависит успех работы царя, реализации его планов. Государственный аппарат должен бороться с бесконтрольным ростом ссудного рабства, не допускать обнищания «простолюдинов» и не допускать возникновения конфликтов внутри страны. В Египте, как и в других странах, положено начало разделению функций государственного аппарата, осуществляя их специализацию на решении узловых проблем государства. Так выделяется финансовое ведомство, отвечающее за сбор налогов. Налоговым эквивалентом служило тогда ещё зерно. Военное ведомство отвечало за организацию военных действий, за подготовку, обучение будущих воинов из числа подростков. Ведомство общественных работ руководило работами по строительству пирамид, ирригационных сооружений, дорог и т.д.

В Древнем Египте, как и во всех Древних государствах, все природные ресурсы принадлежали государству. Население эти ресурсы арендовало и платило налог. Однако уже в то время возникают отношения собственности. Так возникает собственность жреческих хозяйств, на которых работают не только пленные – рабы, но и крестьяне – общинники. Возникает собственность военных людей, которые также используют труд общинников. В связи с необходимостью снабжения продовольствием возникающих крупных городов, в том числе г. Александрии, правительство в принудительном порядке осуществляет переселение крестьян – общинников в дельту Нила.

Одной из крупных Древневосточных цивилизаций было Вавилонское царство. Оно достигло высокого уровня развития в период царствования Хаммурапи (1792-1750гг. до н.э.). Экономическая мысль того периода времени нашла отражение в кодексе законов царя Хаммурапи, который стремился создать впервые на Ближнем Востоке правовое государство. Идея правового государства является актуальной и для нашего времени. Высеченные на базальтовой скале указы предназначались для информирования широкого круга населения о политике царя. В частности, он провозглашал себя защитником слабых от сильных. Поэтому он ограничивает долговое рабство 3 годами; ограничивается ростовщический процент 30 процентами; размер арендных платежей за пользование государственными орошаемыми землями устанавливается от 50 до 75% урожая.. Хаммурапи провозглашал защиту государством частной собственности, разрешалась свободная продажа земли. Хаммурапи считал одним из факторов экономического развития государства развитие внешней торговли. В этих целях он устанавливает по стране единые правила торговли. Заслуживают внимания такие положения правил торговли: торговые сделки должны совершаться по ценам, которые складываются в крупных городах; возврат долгов должен осуществляться по ценам текущего дня.

На экономическую мысль Ближнего Востока большое влияние оказали идеи, изложенные 3,3 тыс. лет назад в Библии иудейскими пророками во главе с Моисеем. Иудейские пророки вырабатывали правила всечеловеческого примирения для всего мира. Так нам известны 10 принципов поведения человека в обществе. Моисей, как основатель иудейской религии, пропагандировал справедливость, праведность, уплату долгов без процентов, равенство всех перед законом, взаимную любовь, рекомендовалось оплачивать труд людей вовремя и отдыхать в субботу. Вместе с тем Моисей допускал использование труда рабов.

Контрольные вопросы:

1.Экономическое содержание категории «государство»

2.Сущность Восточного способа производства.

3.Отношения собственности в государствах Ближнего Востока.

4.Основные направления специализации функций государственных органов

управления в Древнем Египте.

5.Функции царя в понимании Вавилонского царя Хаммурапи.

6.Основное содержание законов царя Хаммурапи.

7.Экономические взгляды пророка Моисея.

8.Функции родовых и сельских общин в Древних государствах.

 

4.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИДЕИ В
ДРЕВНИХ ГОСУДАРСТВАХ АЗИИ

 

 

По мифологии в Древнем Китае уже 4-5 тыс. лет назад реализовывались идеи специализации племен на отдельных видах занятий: земледелие, разведение животных, строительство лодок и вязание сетей, сбор целебных трав и производство лекарств, ткачество. Для координации деятельности людей избирался из среды народа царь. Одними из важнейших задач царя были организация углубления дна рек с целью недопущения разлива рек, организация производства шелковичных коконов и производства шёлковых тканей. Уже 3 тыс. лет назад в Китае получили применение металлические орудия труда, широко развивались ремёсла, торговля. В этой связи формируются различные сословия. Сложившаяся система социально- экономических отношений получила название Азиатского способа производства, когда основная часть населения проживала в сельских общинах и каждый человек был защищен общиной.

В 5 веке до новой эры идеологическую основу китайского общества формирует конфуцианство по имени философа Конфуция (552-479г.г. до н.э.) Это учение утверждает идею царя –добродетеля. Царь сын неба и обязан защищать интересы низшего служилого класса. Народ обязан почитать власть, «трепетать» перед властью. Само общество по мнению Конфуция состоит из простолюдинов и аристократов. Между ними должно сохранятся равновесие. При этом простолюдины живут общинами, имея общинную собственность на землю, а аристократы имеют право на частную собственность, принимают участие в управлении государством, постижении законов жизни. Конфуцианство утверждает идею почитания старшего. Одним из условий повышения благосостояния народа является сокращение расходов на армию. Вероятно, эта идея послужила причиной строительства Великой китайской оборонительной стены. Однако конфуцианство утверждает, что главным источником богатства является труд, при этом необходимо «больше работать- меньше потреблять». По мнению Конфуция «бедное государство-государство дураков». Учение Конфуция стало многовековым духовным богатством, определяющим до настоящего времени жизнь большого народа. Оно насаждалось верхами как средство борьбы со смутой, способ укрепления власти царя.

Однако протестные идеи утвердившемуся деспотизму отражались в учении Лаоцзы (6-5 в.в. до н.э.), которое получило название Даосизм. Даосизм осуждал деспотизм, считал моральные заповеди оковами человека, призывал народ жить в простоте, естественности, без принуждения. Мир есть единство противоположностей, где «нет худа без добра».

В этот период времени в Китае получают распространение идеи религиозного учения под названием Буддизм. Буддизм выступал против кастового устройства общества, за равенство всех людей. Причина страданий людей состоит в неосуществлённых желаниях. Больше желаний – больше страданий. Поэтому правилом жизни человека должен быть аскетизм, сотрудничество с природой. Отсюда Буддизм осуждает распашку и орошение земель, всякое насилие над природой и всякую активную хозяйственную деятельность, заменяя его больше созерцанием, а богатство нищенством. Такие постулаты религиозного учения оказывали негативное влияние на развитие в последующие века науки и техники в государствах Азии.

Особенности экономических идей Древнего Китая(4- 3 в.в. до н.э.) мы видим в коллективном труде советников императора под названием «Гуаньцзы». Советники считали главным условием роста экономики государства развитие сельского хозяйства, ремесла и торговли. При этом отмечалось, что изменения в общественной жизни определялись появлением «неурожайных лет», которые всегда потрясают экономическую и социальную жизнь общества. Советники считали, что труд является источником всех благ, но чем больше знати, тем меньше работающих. Торговля должна осуществляться на принципах эквивалентного обмена продукции земледелия и ремесла. Золото является мерилом измерения ресурсов государства и оно является средством обращения. Государство обязано оказывать населению кредитную помощь под низкий процент. Советники исследовали налоговую систему и пришли к необходимости замены прямых налогов (в нынешнем понимании – акцизы) на железо и соль косвенными налогами. Это позволит не сдерживать рост выплавки железа и добычи соли. Советники считали необходимым, чтобы государство регулировало цены на хлеб путём создания государственных фондов.

Своеобразное содержание экономических идей складывалось в Древней Индии. Родовые общины перерастают в территориальные, управление которыми осуществляют родоплеменные и семейные советы, которые сохранялись до 18 века. Возникновение первых рабовладельческих государств в период более 3 тыс. лет назад усилило социальную дифференциацию общества, что послужило основой выделения каст и кастового устройства общества, нашедшее закрепление в религиозном учении Индуизм. Кастовое устройство общества отражало идею общественного разделения труда, отражавшего объективные исторические условия. В это время в качестве протестной религии Индуизму формировался Буддизм. Важным философским положением Индуизма, считают исследователи, являлось признание трёх объективных фундаментальных процесса в жизни человеческого общества, которые обеспечивают его развитие: любовь, созидание и разрушение.

Идея кастовой структуры общества находит отражение в трактате «Артхашастра», написанном советниками царя в период 4-3 в.в. до н.э. В нём закреплялась идея использования труда рабов. Достаточно подробно исследуется механизм ценообразования. Так вполне обосновано утверждалась мысль, что ценообразование определяется величиной спроса, затратами труда и оплатой труда. В трактате рекомендуется устанавливать верхний предел торговой наценки на отечественные товары в размере 5%, а на импортные 10%, т.е. утверждается идея более активного участия государства в регулировании цен. В этих целях рекомендуется также создавать товарные запасы. Советники призывают царя формировать государственный бюджет с превышением доходов над расходами и стремится к сокращению государственных расходов.

Индию, которую мыслители античности называли страной философов, дала мировой цивилизации много других экономических идей. Так в художественном произведении 4-3 в.в. до н.э. под названием «Законы Ману» указывается семь способов возникновения права на собственность: наследование, получение в дар, находка, завоевание, ростовщичество, исполнение обязаннстей, милостыня. Право получения собственности может быть приобретено после аренды какого-либо имущества после 10 лет. Все долговые обязательства являются нерушимыми и преемственными. Каждый договор должен иметь свой срок. Все договоры должны оформляться при свидетелях. Так впервые в Индии были заложены теоретические основы собственности, которые получили признание в современном мире.

Контрольные вопросы:

1.Сущность Азиатского способа производства.

2.Первые идеи об организации государственного управления в Китае.

3.Содержание экономических идей в учении Конфуция.

4.Особенность экономических взглядов в учении Даосизм.

5.Содержание экономических идей в религиозном учении Буддизм.

6.Содержание экономического трактата «Гуаньцзы».

7.Предпосылки кастового устройства в Индийском государстве.

8.Содержание экономического трактата «Артхашастра».

9.Содержание учения о собственности в произведении «Законы Ману».

 

Экономическая мысль







Date: 2016-07-25; view: 287; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию