Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Портрет в русской живописи II половины XIXв.





Жанровые сцены в конце XIX в. отходили на второй план. Пейзаж терял фотографичность и линейную перспективу, становился более демократичным, основываясь на сочетании и игре цветовых пятен. Ведущим жанром стал портрет. В портретах нередко сочетались орнаментальная условность фона и скульптурная четкость лица.

В иерархии художественных жанров, установленной Академией художеств, портрет стоял на последнем месте. Считалось, что портретист — это художник, неизбежно связанный задачей воспроизведения конкретного человека, что лишало его возможности воспроизведения идеального.

На самом деле портретная живопись не обладала этой возможностью только с точки зрения Академии, понимавшей идеальное как противоположность конкретно-индивидуальному и характерному. Сила портретного искусства состоит именно в том, что в нем идеальное получает жизненное наполнение, раскрывается в связи с конкретно-индивидуальным. Все великие портретисты тем и были велики, что в конкретно-индивидуальных человеческих образах раскрывали эту высшую правду о человеке и человеческой природе. [1]

Рассмотрим некоторых художников – портретистов.

Репин портретировал родных и друзей. В портрете В.А.Шевцовой, невесты художника (1869), психологическая точность и серьезность передачи внешних и внутренних черт девушки сочетается с особенной красотой сдержанных цветовых отношений. Выдающимся произведением явилось «Воскрешение дочери Иаира» (1871), за которое автор получил Большую золотую медаль.

Репин с огромной художественной силой воссоздал в своих портретах облик выдающихся деятелей русской культуры того времени: таковы портреты Н. И. Пирогова(1881 г.), М.П.Мусоргского (1881 г.), П.А.Стрепетовой (1882г.), В. В. Стасова (1883г.), серия жизненно-ярких, полнокровных изображений Л. Н. Толстого; точностью и остротой характеристик выделяются этюды к картине «Заседание Государственного совета» (1901- 1903гг.). Л.Н.Толстого (1887) и др. К образу Толстого художник обращался неоднократно.

Крупнейший русский художник В.А. Серов учился у Репина, а затем в Академии художеств у Чистякова. В одном из последних гениальных творений Серова «Портрет княгини Орловой» (1911) остротой композиционного решения, выразительностью ракурса, подбором аксессуаров рождается холодноватый, но экспрессивный образ «светской львицы».

Серов написал знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой «Девочка с персиками» (1887), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить «свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров». В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры «Девушка, освещенная солнцем» (1888). За картину «Девочка с персиками» Серов получил премию Московского общества любителей художеств. В любимом Домотканове были созданы такие произведения, как «Октябрь» (1895, ГТГ), «Стригуны» (1898), «Баба с лошадью» (1898) и многие рисунки к басням Крылова.

Крамской Иван Николаевич – портретист. Известные портреты художников А.И. Морозова (1868), И.И. Шишкина (1869), Г.Г. Мясоедова (1861), П.П. Чистякова (1861), Н.А. Кошелева (1866). Характер живописного портрета - лишенного околичностей, тщательного по рисунку и светотеневой моделировке, но сдержанного по цветовой гамме - также складывается у Крамского в эти годы. Художественный язык соответствовал образу разночинца-демократа, который был нередким героем портретов мастера. Таковы «Автопортрет» художника (1867) и «Портрет агронома Вьюнникова» (1868). В 1863-1868 годах Крамской преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников. К концу десятилетия артель утеряла свое единство и общественное значение. Крамской вышел из ее состава (1870) и стал одним из создателей Товарищества передвижных художественных выставок.

 


Вопрос 78

Русская историческая живопись II половины XIX – нач. XX вв

В пореформенные годы в русском изобразительном искусстве продолжался процесс создания национальной художественной школы. В борьбе с рутинными канонами казенного официального искусства (носителем которого была в это время Академия художеств) крепнет реалистическое направление, завоевавшее прочные позиции в русской живописи. В 1863 г. группа выпускников Академии во главе с И.Н.Крамским отказалась принимать участие в конкурсе на золотую медаль. Вне рамок Академии ими была создана «Артель художников» - демократическое объединение, членов которого объединяли единые профессиональные и идейные взгляды.

Огромный общественный резонанс имели полотна знаменитого русского художника И.Е.Репина («Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Иван Грозный и сын его Иван» и др.), картины В.И.Сурикова, В.М.Васнецова, В.В.Верещагина.

Большую роль в развитии русского изобразительного искусства сыграли известные коллекционеры и меценаты. Так, трудами П.М.Третьякова в Москве была открыта художественная (Третьяковская) галерея, ставшая настоящей сокровищницей национальной живописи.

Реалистические традиции в живописи продолжало Товарищество передвижных художественных выставок. Продолжали работать такие крупнейшие представители передвижнической живописи, как В.М.Васнецов, П.Е.Репин, В.И.Суриков, В.Д.Поленов и др. В конце XIX в. И.И.Левитан пишет свои знаменитые пейзажи. Почетное место в изобиловавшей талантами русской художественной среде принадлежит В.А.Серову – гениальному мастеру, проявившему себя самым блестящим образом в различных областях живописи.

Вторая половина XIX в. ознаменовалась расцветом русского изобразительного искусства. Оно стало подлинно великим искусством, было проникнуто пафосом освободительной борьбы народа, откликалось на запросы жизни и активно вторгалось в жизнь. В изобразительном искусстве окончательно утвердился реализм — правдивое и всестороннее отражение жизни народа, стремление перестроить эту жизнь на началах равенства и справедливости.

Центральной темой искусства стал народ, не только угнетенный и страдающий, но и народ — творец истории, народ-борец, созидатель всего лучшего, что есть в жизни.

На рубеже веков XIX - XX веков в духовной жизни России появились тенденции, связанные с мироощущениями человека XX столетия. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и средств. В России сложился своеобразный историко-художественный период, который его современника назвали «серебреным веком» русской культуры.

Искусство 20 века - искусство переломное, а не просто старый или просто новый период его истории. Это искусство кризисное в изначальном, словарном смысле слова, выражающем наивысшую напряженность перелома. Наивным было бы видеть в нем либо только линейное восходящее движение, все стилеобразующие начала которого уже сложились во всей несомненности и остается лишь ждать созревания плодов, или же, в наиболее сложных случаях, - превращение гадкого утенка в прекрасного лебедя. Старое и новое не располагаются в истории искусства 20 века в элементарной последовательности, а действуют во взаимном пересечении, охватывающем глобальное пространство и обширное историческое время.

 

Вопрос 79

Российская Академия художеств во II пол. XIX – нач. XX вв.

Российская академия является преемницей Императорской академии художеств. И потому ведет свое начало с 1757 года - времени создания Императорской академии. Она впитала в себя опыт академической школы, ее веками сложившиеся педагогические традиции и творческие искания русских художников.

Академия художеств прошла в ХХ веке сложный, противоречивый, во многом поучительный творческий путь. Декретом Совета народных комиссаров России от 12 апреля 1918 года Императорская академия художеств была упразднена. На ее базе продолжало действовать Высшее художественное училище. Затем создаются Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские, Вхутемас, Вхутеин... Постоянные трансформации продолжались до 1932 года. С 1932 по 1947 год в стране действует Всероссийская Академия художеств. С 1947 по 1991 год - Академия художеств СССР. С 1992 года - Российская академия художеств.

В довольно трудных, порой непредсказуемых обстоятельствах Академия сумела сохранить и приумножить основы профессиональной художественной школы и лучшие традиции классического искусства. Отечественная художественная школа, как неопровержимо свидетельствует и опыт ХХ века, оказалась одной из лучших и результативных среди европейских школ. Главным завоеванием и историческим итогом ее деятельности стало профессиональное формирование ярких, самобытных творческих личностей. Они-то, в конечном счете, и составили целую плеяду выдающихся мастеров всех видов пластических искусств. Своими лучшими работами они не только раскрыли новые, безграничные возможности пластических искусств. Опыт, творческие свершения вывели искусство России на качественно новый уровень.

Российская академия художеств накопила в ХХ веке солидный творческий потенциал. Она вошла в XXI век развивая и обновляя его применительно к условиям и проблемам нового времени. Мастера искусств России все более основательно взаимодействуют с прогрессивными направлениями мировой цивилизации. Они открыты миру и готовы своими художественными свершениями ответить на вызов времени, на чаяния народов, на потребности реформирующейся России.[3]

2007 году Российской академии художеств исполняется 250 лет.

Российская (ранее – Императорская) академия художеств – старейшее государственное учреждение в России. В течение XVIII и XIX столетий деятельность Академии художеств определяла развитие истории русского изобразительного искусства и архитектуры. Не меньшее значение имела Академия и для отечественного искусства ХХ века, явившись средоточием его традиций и центром воспитания многих поколений замечательных художников. Сегодня Российская академия художеств объединяет все лучшие творческие силы России. Среди академиков, членов-корреспондентов и почётных членов Академии находятся выдающиеся мастера, художники, искусствоведы, архитекторы и дизайнеры, представляющие все направления современного российского искусства.

 

Вопрос 80

Художественные группировки в искусстве России на рубеже XIX – XXвв.

Чтобы противостоять партийно-государственному контролю художники Советской России искали новые формы профессиональных объединений и поэтому в 20-х годах возникает множество самых различных в эстетическом отношении художественных группировок Мастера старшего поколения объединились в группы «4 искусства» (это не только живописцы) и «Общество московских художников». Эти мастера творчески созрели еще до революции и особенно страстно относились к проблеме сохранения художественной культуры (особенно художественного языка и формы произведений). В «4 искусства» (возникла в 1925г.) вошли известные мастера: П.В Кузнецов, КС. Петров-Водкин, М.С. Сарьян, К.Н. Истомин, В.А. Фаворский, Н.П. Ульянов.

Творчество Петрова-Водкина (1878-1939) и его последователей (а он создал свою школу в живописи) представляет одну из вершин советского искусства 20-30-х годов. Кузьма Сергеевич был художником самобытным и глубоко национальным - колорит его картин восходит к древнерусской иконе. Мастер мною размышлял над национальным по характеру восприятием цвета в искусстве разных народов.[4]

Соратники Петрова-Водкина по группе «4 искусства» тоже внесли заметный вклад в развитие советской культуры: Павел Кузнецов был одним из мастеров эпически-монументального жанра и декоративного колорита. Он писал картины о природе и быте советского Востока, о раскрепощенном труде («Строительство Еревана» (1931), «Сортировка хлопка» (1931), «Обработка туфа» (1931), «Сбор чая» (1928)). А создатель знаменитой «Финиковой пальмы» (1911) М.С. Сарьян возглавил впоследствии живописную школу советской Армении.

«Общество московских художников» (ОМХ) было организовано в 1927 году и в него вошли многие из тел, кто сблизился еще до революции в объединении «Бубновый валет». Наиболее известными среди художников ОМХ были П.П. Кончаловский, И.И. Машков, А.В. Лентулов, P.P. Фальк, С.В.Герасимов, И.Э. Грабарь. Будучи новаторами в вопросах живописи, в своей программной декларации они записали: «Мы требуем от художника величайшей действенности и выразительности формальных сторон его творчества, образующих неразрывное единство с идеологической стороной последнего».

Нельзя не упомянуть художественную группировку «Союз русских художников», сыгравшую значительную роль в художественной жизни России того времени. В нее входили художники К.А.Коровин, А.Е.Архипов, С.А.Виноградов, С.Ю.Жуковский, Л.В.Туржанский, К.Ф.Юон и другие. Главным жанром в творчестве этих художников был пейзаж.

 

Вопрос 81

Date: 2016-07-25; view: 395; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию