Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Портрет в русской живописи последней трети XVIII в.
В конце XVIII века, примерно 80-х годов, в русском искусстве усиливаются признаки формирования новых представлений о человеческой личности. В области портрета это сказывалось прежде всего в поисках более тонких средств передачи не одних только основных черт характера человека, но и его переживаний. Этим не исчерпывался, однако, своеобразный характер русской портретной живописи конца XVIII века: в творчестве ряда художников шли, помимо этого, поиски большей определенности, большей характерности в трактовке образа человека. Все эти искания мастеров конца XVIII века захватывают также и самое начало XIX века, подготовляя новый расцвет портретной живописи в первой половине XIX столетия. Виднейшим представителем нового этапа в развитии портретной живописи был Владимир Лукич Боровиковский (1757—1825). Боровиковский родился на Украине, живописи учился у отца. По окончании военной службы Боровиковский стал писать преимущественно образа. В 1787 году, когда Екатерина II совершала путешествие на юг России, Боровиковскому было поручено расписать комнаты, в которых она останавливалась в Кременчуге. Аллегорические изображения, прославлявшие Екатерину, понравились ей. Художнику было предложено ехать в Петербург для совершенствования в искусстве. Портрет резко отличен от написанной всего лишь десятью годами раньше «Екатерины-законодательницы» Левицкого. Царица показана «казанской помещицей» (как иногда она называла себя), одетой запросто, отдыхающей в собственном парке. тонких переживаний человека. К лучшим произведениям портретной живописи XVIII века относятся прекрасные, одухотворенные портреты Боровиковского «Неизвестной смедальоном на груди» (1798), Е. А. Нарышкиной(1799) и М. И. Лопухиной исключительный по лиризму настроения и по красот живописи (все три в Третьяковской галерее). Полны достоинства и серьезности мужские портреты Боровиковского: Г. Р.Державина (1795, Третьяковская галерея), Д.П.Трощинского (90-егг., Русский музей). Парадными являются портреты Павла I (около 1800г., Русский музей), стоящего среди атрибутов наук и искусства, и Муртаза-Кули-Хана в великолепно написанном восточном одеянии (1796, Русский музей). При всей парадности оба эти портрета правдивы так же, как и портрет Куракина. Усложнение и обогащение интенсивно развивавшейся русской общественной жизни на рубеже XVIII и XIX веков обусловили стремительный рост Боровиковского как портретиста. В портретах, созданных им в это время, отчетливо выявлено стремление к определенности характеристики человека, к верности передачи его черт. Это портреты Скобеевой и Арсеньевой (оба в Русском музее). В. И. Арсеньева, жена одного из суворовских генералов, изображена шаловливо-лукавым подростком; ее портрет написан в дымчато-серых тонах, незаметно переходящих один в другой; контуры лица и фигуры смягчены, неясны, почти неуловимы. В отличие от Арсеньевой Скобеева показана строгой, стремительной, решительной; в ее портрете подчеркнута пластически ясная лепка форм, разграниченных четкими контурами. В портретах Боровиковского начала XIX века нашли еще более полное выражение реалистические тенденции его творчества. Мечтательность или кокетливость портретных образов 90-х годов, «нежность» колорита были изжиты художником в условиях общественного подъема начала нового столетия. В портретах «Дамы в тюрбане» (1812, возможно, писательницы Маргариты де Сталь) или Д. А. Державиной (1813, оба в Третьяковской галерее) Боровиковский правдиво и проникновенно изобразил этих далеко не красивых я не молодых женщин; безыскусственная простота и высокое мастерство исполнения свойственны также портрету М.И.Долгорукой (1811—1812, Третьяковская галерея В.Л.Боровиковский. Портрет М.И.Долгорукой (1811-В конце XVIII века портретная живопись была представлена не только Левицким и Боровиковским, но и многими другими мастерами, создавшими выдающиеся произведения, очень существенные для понимания истории русского искусства.. Портреты Павла I, написанные Щукиным, кажутся необычными для официального изображения: император представлен без мантии, короны и т. п.; он стоит в военном мундире, с офицерской тростью в руке; фон — нейтральный темно-серый С.С.Щукин. Портрет Павла I (1790-е гг.) Искания естественности в портретном жанре на рубеже XVIII и XIX веков были настолько сильны, что захватывали даже область официального парадного портрета. Но, разумеется, с наибольшей отчетливостью новые веяния отразились не в официальных, а в интимных портретах художника (Щукин писал знаменитого архитектора, строителя Адмиралтейства Андреяна Захарова, А. И. Корсакова и других). Портрет А. Захарова (Русский музей; этюд к нему — в Третьяковской галерее) относится уже к началу XIX века. Щукин возглавлял в Академии художеств портретный класс. Под его руководством сложились молодые портретисты, ставшие затем видными мастерами русского искусства первой половины XIX века (В. А. Тропинин, А. Г. Варнек и другие). Несколько иначе, чем у Боровиковского и Щукина, шли поиски жизненной выразительности в творчестве группы русских портретистов того же периода, позабытых в XIX веке и восстанавливаемых в своем значении только в наше время. Эти художники настойчиво искали точности и верности в раскрытии характера; они не стремились к поэтической гармонии образа и не останавливались перед подчеркнутой выразительностью и даже резкостью характеристик. Среди этих мастеров обращают на себя внимание Василий Яковлевич Родчев (1768—1803) и (имя и даты жизни неизвестны). В «Портрете неизвестной» (1789, Русский музей), мастерски написанном в холодных серых тонах, Родчев не скрыл отражения душевной черствости и некоторой злобности на некрасивом лице изображенной. Насмешливость и подозрительность подчеркнуты Погодиным в «Портрете неизвестного» (1794, Русский музей). Но Погодин же в портрете гравера Г. И. Скородумова (1792, Русский музей) создал привлекательный образ, полный внутренней теплоты и мягкости. о своей выразительности близок к этим работам написанный Михаилом Ивановичем Вельским (1753—1794) портрет композитора Д. С. Бортнянского (1788, Третьяковская галерея). Остро выразителен и индивидуален образ, созданный Александром Статиным</SPAN> (даты жизни неизвестны) в «Портрете неизвестного» (1797, Музей латышского и русского искусства, Рига) — пока единственной известной живописной работе художника. Статин какое-то время жил и работал в Риге. «Портрет неизвестного» замечателен не только точностью и правдивостью характеристики изображенного, но и четкой и строгой композицией, ясностью освещения, тонким при всей своей простоте колоритом. Подобные средства выражения позволяют с наибольшей конкретностью воспринять портретный образ во всей его жизненности. В 90-х годах начал работать в Николай Иванович Тончи (1756— 1844), переехавший затем в Москву. На рубеже XVIII и XIX веков он создал свои лучшие произведения — портреты Павла I (для Гатчинского дворца) и Г. Р. Державина (Третьяковская галерея и Иркутский художественный музей). В парадном портрете Павла Тончи подчеркнул черты внутренней неуравновешенности модели, создав образ, чуждый идеализации. Большой портрет Державина является и до сих пор одним из наиболее популярных изображений крупнейшего русского поэта XVIII столетия. Многие замечательные портреты, воплотившие высокие представления о человеческом достоинстве, были созданы талантливыми крепостными художниками, испытавшими всю тяжесть своего положения при крепостном строе. Так, своеобразным и крупным художником конца XVIII — начала XIX века был Николай Иванович Аргунов род.— сын и ученик И. П. Аргунова. До 45 лет Н. И. Аргунов был крепостным, как и его отец. К концу 80-х годов относятся ранние работы Н. Аргунова — «Смеющийся крестьянин» Иван Архипович Берсенев и Иван Александрович Селиванов К лучшим портретным гравюрам Берсенева, исполненным резцом, принадлежит лирический по настроению, технически блестящий портрет Е. Н. Орловой (с оригинала Рокотова). Несколько портретов, выполненных И. А. Селивановым по оригиналам В. Л. Боровиковского, принадлежат к числу выдающихся достижений русской гравюры на рубеже XVIII—XIX веков. Выполнены они в так называемой черной манере (меццо-тинто). Особенно хороши цветные оттиски этих гравюр, в которых градации тонов переданы с необычайной тонкостью. Превосходный гравер Гавриил Иванович Скородумов (1755—1792) прославился как мастер новоизобретенной техники — пунктирной Вопрос 73 Date: 2016-07-25; view: 632; Нарушение авторских прав |