Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Периодизация и особенности искусства Древнего Рима





 

История Рима делится на два этапа. Первый — эпоха республики — наступил в конце VI в. до н. э., когда из Рима были изгнаны этрусские цари, и продолжался до середины I в. до н. э. Второй этап — императорский — начался правлением Октавиана Августа, перешедшего к единовластию, и длился до IV в. н. э. Эпоха республики чрезвычайно бедна художественными произведениями, большая часть которых датируется II—I вв. до н. э. Вероятно, первые храмы для римлян возводили их соседи — более цивилизованные этруски. Именно этруски создали для Капитолия, главного из семи холмов, на которых расположен Рим, статую Капитолийской волчицы, символ легендарной прародительницы римлян. Из завоеванных территорий в Рим в поисках работы стекались прославленные мастера, а также замечательные произведения искусства. Особую роль здесь сыграла Эллада. В Древнем Риме существовало изречение: «Плененная Греция пленила своих врагов».

Архитектура эпохи республики представлена рядом замечательных памятников. Среди них ордерные храмы, круглые и прямоугольные в плане. Круглый храм — моноптер — состоял из цилиндрической основы, окруженной колоннадой. Вход в храм, по этрусскому обычаю, был только с одной стороны. Круглый храм Сивиллы, или Весты, в Тиволи под Римом окружен коринфскими колоннами. Фриз украшен рельефами с изображением традиционно римского мотива — бычьих черепов, с которых свисают тяжелые гирлянды. Это символ жертвоприношения и памяти. Ордер в таких храмах отличается жесткостью рисунка и суховатостью: колонны утратили характерную для Греции пластичность. Прямоугольные римские храмы также отличались от ордерных греческих. Так, храм Фортуны Вилирис на Бычьем Форуме в Риме также имеет вход лишь с одной стороны. Ионические колонны завершаются капителями скромного рисунка, а в тимпане фронтона полностью отсутствуют скульптурные изображения.

Великолепны римские мосты II—I вв. до н. э. (Мост Фабриция, Гарский мост). Мост Мульвия, простоявший более двух тысяч лет, отличается большой выразительностью. Мост зрительно «опирается» на воду полукружьями арок, опоры между которыми для облегчения веса прорезаны высокими и узкими проемами. Сверху на арках лежит карниз, придающий всей конструкции стилистическую законченность.

Одним из наиболее значительных и характерных скульптурных памятников эпохи Республики является так называемый Алтарь Домиция Агенобарба, украшенный рельефами со всех четырех сторон. Две узкие и одна длинная сторона изображали «Свадебный поезд Нептуна и Амфитриты» — веселое путешествие морских богов и нимф, плывущих по морю на фантастических животных. Здесь совершенно отчетливо видна рука греческого мастера. В абсолютно ином стиле выполнена вторая длинная сторона алтаря, на которой изображен ценз — оценка имущества римских граждан для причисления их к той или иной социальной категории. В левой части представлена сама процедура, в правой части изображен алтарь со стоящими возле него жрецом и богом войны Марсом, к которому ведут трех жертвенных животных — быка, овцу и свинью. Этот рельеф, несомненно, принадлежит руке неопытного римлянина, по своим художественным достоинствам он значительно уступает работе греческого мастера.

Со времени правления Октавиана римское искусство начало ориентироваться на идеалы, которые насаждали правители. Август начал закладывать основы императорского стиля. Сохранившиеся портреты представляют его энергичным и умным политиком. Высокий лоб, слегка прикрытый челкой, выразительные черты лица и маленький твердый подбородок. Хотя Август, по свидетельству древних авторов, был слабого здоровья и часто кутался в теплые одежды, на портретах его изображали могучим и мужественным. Известная статуя из Прима Порта представляет его оратором, обращающимся к народу.

В эпоху Августа был популярен так называемый третий помпейский стиль (конец I в. до н. э. — 50-е гг. I в. н. э.), именуемый также «канделябровым». Мастера вновь вернулись к плоским декоративным орнаментам. Среди архитектурных форм преобладали легкие ажурные сооружения, напоминающие высокие металлические канделябры, между ними помещались заключенные в рамы картинки.

В римском искусстве весьма популярны маски — мужские и женские, трагические и комические, красивые и безобразные. Маска была символом перехода от небесного и мифического к обыденному, земному[3].

Искусство Древнего Рима оставило миру громадное наследие, значение которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель современных норм цивилизованной жизни, Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Искусство римского времени оставило множество замечательных памятников в самых разных областях, начиная от архитектурных сооружений и кончая стеклянными сосудами. Художественные принципы, выработанные древнеримским искусством, легли в основу христианского искусства Нового времени.



36. Ансамбль Афинского Акрополя: проблема синтеза искусств

 

Это прямоугольная постройка, обнесенная колоннадой и перекрытая двухскатной кровлей. Архитектурные элементы здания расположены в зависимости от характера сооружения. Этот порядок назывался ордером. Некоторые храмы строились в доисторическом ордере, другие в ионическом, третьи — позднее, начиная с IV в до н. э. — в коринфском.

Все части ордера могут быть разделены на группы: несущие элементы — стилобат, колонны и несомые — антаблемент, кровля.

От сооружений VI в. до н. э. на Акрополе дошли лишь фундаменты, много зданий было разрушено во время греко-персидских войн. Архитектурные формы архаических храмов тяжеловесны и суровы. Колонны словно набухают под тяжестью давящей на них крыши.

На Акрополе были найдены плиты с рельефами, на которых изображен подвиг Геракла — борьба с гидрой. Материал рельефа — мягкий известняк (порос). Шероховатую поверхность камня скрывает яркая раскраска. От фигуры сохранились лишь торс и ноги. Гидра была изображена со многими головами на извивающихся змеиных телах. Главная тема — победа героя-человека над злой силой.

На афинском Акрополе найдены и другие скульптуры, украшавшие храмы: Геракл, борющейся с тритоном, фантастическое чудовище с тремя туловищами и тремя головами — Тритопатор. Они украшали храм — Гекатомпедон.

Статуи сделаны из известняка и ярко раскрашены. Мастер заполнил низкие боковые части фронтонов гибкими змеиными хвостами, переплетающимися друг с другом.

Геракл изображен побеждающим морским чудовищем — Тритона. Тритон в виде человека с рыбьим хвостом. Здесь напряженные, более объемные формы, красота их очертаний.

Три человеческих туловища Тритопатора — доброго древнего аттического божества — переходят из пояса в длинные хвосты, заполняющие боковую низкую часть фронтона. Лица Тритопатора мирные и добродушные. В руках одного — волнистая лента, изображающая воду, у другого — язык пламени, знак огня, у третьего — птица, символ воздуха, и сзади — нечто подобное крылу. Тритопатор олицетворял стихии воды, огня и воздуха. В этой скульптуре больше сочности, объемности.

В расположении храмов Акрополя времени Перикла зодчие отказываются от симметрии, которая была типична для эпохи архаики.

Парфенон венчает Акрополь. Он внутри разделен на восточную и западную части. В западной находилась казна афинян. В восточном стояла статуя Афины Парфенос. Парфенон — храм дорического ордера. Он прямоугольный в плане и со всех сторон окружен колоннами. Его строили зодчие Иктин и Каллистрат. Огромную роль в сооружении храма сыграл греческий скульптор Фидий.

Связь Парфенона с природой выражалась не только в пропорциональном соотношении храма и холма. Греческие архитекторы и скульпторы видели, что удаленные предметы кажутся меньше и умели исправить оптические искажения. Архитектурные измерения Парфенона показали, что линии и поверхности в нем не плоские и прямые, а слегка изогнутые. Поверхность ступеней постепенно повышается от краев к центру.
Колонны слегка наклонены внутрь здания. Угловые колонны более толстые. Создатели храма исправляли оптические искажения, которые нарушали гармоничность здания.

Лестницу, ведущую к основным ступеням сдвинули к северу, иначе она казалась бы плохо связанной со зданием. Зная действие оптических искажений, греки пользовались им для достижения нужного эффекта. Так, колонны второго внутреннего ряда портика Парфенона меньше, чем колонны внешнего, и кажется что они стоят дальше и портик глубже, чем он есть. Отклонение от горизонтали и вертикали почти незаметны, но они придают храму целостность и собранность. Все видимые глазу линии связаны друг с другом.

Дорический ордер в Парфеноне не так суров, как в храмах архаики. Он смягчен введением в архитектуру некоторых элементов изящного ионического ордера. Непрерывный фигурный фриц — зофор — принадлежность ионического ордера, он введен в архитектуру дорического Парфенона, где должен был бы быть фриц с триглифами и метопами. Под лентами этого рельефа видны небольшие палочки с выступами[4].

 







Date: 2016-07-25; view: 488; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию