Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Периодизация и общая характеристика средневекового искусства Западной Европы
Меровингское искусство В V в. целый ряд областей северной и центральной Франции были объединены государством Меровингов. Династия Меровингов просуществовала до VIII в. Меровингское искусство опиралось на традиции позднеантичного искусства и искусства варварских народов. Архитектура меровингской эпохи в известной степени отразила упадок строительной техники, вызванный крушением античного мира, и в то же время подготовила почву для расцвета дороманского зодчества в период «Каролингского возрождения». Для эпохи меровингов типичны баптистерии (в Пуатье, IV—XI вв.), подземные церкви-крипты (Сен-Лоран в Гренобле, кон. VIII в.) и церкви базиликального типа; зачастую в постройках использовались античные мраморные колонны. В декоративно-прикладном искусстве позднеантичные мотивы сочетались с чертами «звериного стиля»; особенно распространены были плоскорельефная резьба по камню (саркофаги), рельефы из обожженной глины для украшения церквей, изготовление церковной утвари и оружия, богато украшенного золотыми и серебряными вставками и драгоценными камнями. В книжной миниатюре главное внимание обращалось на украшение инициалов и фронтисписов, в декоре рукописей использовались орнаменты, в которых встречаются раннехристианские мотивы в виде венков, крестов, фигурок ангелов и птиц вокруг райских дерев. В Англии, Ирландии и Скандинавии, куда почти не дошла римская цивилизация, в VII—VIII вв. все еще преобладали варварские традиции и верования. Североевропейский орнамент состоял из спиралей, плетенок, узлов, образующих бесконечное кружево линий. Среди узоров возникали очертания зверей и птиц, фигурки людей и демонов. По представлениям варваров, обладая магическими свойствами, эти узоры защищали человека от нечистой силы. Такие орнаменты часто встречаются на рукоятях мечей, а также на страницах древних ирландских рукописей. Не севере Европы было также развито искусство резьбы по камню. Надписями и различными изображениями украшали большие каменные кресты, которые устанавливали, чаще всего, на перепутьях. Для украшения крестов поначалу использовался орнамент из виноградных лоз, позднее в резьбе стали преобладать стилизованные изображения животных и птиц, вплетенные в замысловатые узоры. «Каролингское возрождение» Когда в 800 г. папа Лев III возложил на франкского короля Карла Великого (768—814) «корону римских императоров», — в Западной Европе возродилась империя. Под владычеством Карла Великого оказалась значительная часть территории бывшей Западной Римской империи. Со времен этого императора европейские государи стали называть себя королями. При Каролингах — так называлась династия, основанная дедом Карла Великого Карлом Мартеллом, — идеалом в искусстве была провозглашена античность. Античным традициям подражали архитекторы и строители, зачастую просто заимствуя детали из древних зданий; римская живопись служила образцом для миниатюристов. Искусство той эпохи получило наименование «Каролингского ренессанса». Храмы и дворцы украшались многоцветными мозаиками (ораторий в Жерминьи-де-Пре, после 806), а также фресками, содержание которых с течением времени становилось все более разнообразным. Церковь Св. Иоанна Крестителя (ок. 800) в Мюнстере (Швейцария), где находятся древнейшие из известных каролингских фресок, была расписана на сюжеты из Ветхого и Нового заветов. Именно в этой церкви впервые появилось изображение Страшного Суда, что впоследствии стало одной из характерных черт средневекового искусства. На фресках пропорции фигур выдержаны в античных традициях, с другой стороны, здесь нет той уравновешенности, которая свойственна античному искусству: жесты персонажей резки, широкие складки их одеяний развеваются, будто подхваченные вихрем. Имеются свидетельства, что в эпоху Каролингов развивалась также светская живопись, однако памятники этого рода до наших дней не дошли. Романский стиль В X—XII вв. (а в ряде мест — и в XIII в.) в искусстве Западной Европы господствовал так называемый романский стиль, явившийся одним из важных этапов развития средневекового искусства. Романский стиль впитал в себя элементы позднеантичного и меровингского искусства, культуры «Каролингского возрождения», а также искусства эпохи Великого переселения народов, Византии и мусульманских стран Ближнего Востока. Формирование романского стиля было обусловлено развитием феодальных отношений и идеологией католической церкви. В области культовой архитектуры главными распространителями романского стиля были монастырские ордена, а строителями, живописцами, скульпторами и декораторами рукописей — монахи. Лишь в конце XI в. стали появляться бродячие артели каменотесов-мирян. Date: 2016-07-25; view: 507; Нарушение авторских прав |