Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие статуарной пластики Древнего Египта
В Древнем Египте существовало убеждение, что подлинной значимостью обладает только "посмертная действительность", а время земной жизни людей воспринималось сном или известной индийским мыслителям иллюзией. В изображении древних людей посмертная действительность выглядела мрачно. Герой месопотамского эпоса Гильгамеш не хочет "лечь на отдых во внутренности земли", где не увидит сияние Солнца. В надписи древнеегипетского жреца Небнетеру, составленной за много столетий до новой эры, есть печальная фраза: "...мимолетное мгновение, когда видишь Солнце, дороже, чем вечное существование в загробном мире". Покойник страдает от одиночества и молчания, и Одиссей в Аиде не может обнять свою мать. "Если бы я поведал тебе о подземном мире - тебе, сидящему в слезах, мне захотелось бы сесть рядом и плакать", - говорит Гильгамешу его умерший друг Энкиду. Мировоззрение древних египтян «преломлялось в образной форме мифа, в которой закрепился основной круг представлений о мире, связанных с его происхождением и осмыслением. Хотя для египтян земля ограничивалась их страной, а воды — Нилом, они знали о существовании космоса, который олицетворялся солнцем, луной, небом и созвездиями, воплощавшимися в образе богов. Миф, ставя извечный вопрос о начале мира, не дает логического объяснения его происхождению, а сводит все явления к образному осмыслению. Отсюда рождается свойственная мифу сложная символика, своеобразный иносказательный язык. Хотя сказания о сотворении мира с их различными версиями появляются позднее (мемфисский вариант этого сказания восходит к III тыс. до н. э.), основные функции богов уже определились, — об этом свидетельствуют названия номов, посвящение молелен тем или иным богам и культовые их изображения в статуарной пластике и рельефе. Египтяне рассматривали возникновение мира не от некоей временной точки, а от условного начала, за которое принимался первобытный хаос Нун. Из него возник прародитель богов Атум, давший начало девяти основным богам. Внутри древнеегипетского пантеона боги группировались или по принципу парности — бог и богиня, представляющие супружескую чету, или по триадам 2+1: Осирис, Исида и их сын Гор или Амон, Мут и Хонсу и другие. Таким образом, пантеон приобретал четкую, упорядоченную структуру, где число 3 соответствовало наипростейшей форме неделимого множества. Древнеегипетских богов трудно однозначно дифференцировать, ибо сущность космических богов многообразна и каждый из них несет в себе несколько функций. Египетская космогоническая система опиралась на солярный культ. Солнце в образе бога Ра рождалось из вечного мрака, олицетворявшегося инертным океаном Нуном. Оно возникло благодаря собственной силе и обязано было своим появлением себе самому. Постепенно из сонма богов, различавшихся по принципу мужских и женских, выкристаллизовываются определенные признаки, характерные для каждого индивида. Бог Тот, считавшийся лунным божеством, богом мудрости и покровителем наук, почитался еще с додинастической эпохи в виде священных животных павиана и ибиса. Небесные сферы олицетворялись богиней Нут и Хатор, к солнечному культу помимо Ра был причастен сокол Гор. Богиня Хатор служила как бы женской параллелью бога Гора, что отражено в ее имени, означающем «дом Гора». Главным богом Мемфиса являлся Пта, которому, как сообщает Манефон, фараон Мен соорудил храм в своей столице. Культ Пта был больше связан с абстрактными представлениями. Приписываемый ему акт творения мира воспринимался в отвлеченной форме мысли, высказанной в слове. С Пта связан культ священного быка Аписа, установившийся еще задолго до объединения Египта и восходящий к тотемистическим представлениям. Египетские боги представлялись в антропоморфном и зооморфном виде, помимо этого существовали образы, сочетавшие в себе элементы человеческой фигуры и животного. Примером тому могут служить различные формы иконографии Хнума, Анубиса, Бастет, Сохмет и целого ряда других богов.
Date: 2016-07-25; view: 420; Нарушение авторских прав |