Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы управления профессиональными рисками.





ПРОБЛЕМА

Бесперспективность достижения целей и решения задач, поставленных программой «Безопасный труд», инициированной Дмитрием Медведевым со ставкой на систему управления профессиональными рисками на основе введенного приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 августа 2007 г. № 569 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

АКТУАЛЬНОСТЬ

По своей значимости эту проблему можно назвать проблемой № 1, от срочности решения которой зависит не только реализация программы «Безопасный труд», но и реализация государственной политики в области охраны труда в целом.
Как сказано в проекте программы, «неудовлетворительное состояние и опасные тенденции развития “человеческой составляющей” в системе производительных сил Российской Федерации стала проблемой национальной безопасности, так как представляет серьезную угрозу самостоятельности страны». Минздравсоцразвития намерено реформировать систему охраны труда. По поручению Д. Медведева Минздравсоцразвития разработало нцепцию программы по улучшению условий и охраны труда «Безопасный труд» до 2025 года. В документе предполагается с 2011 года введение в РФ системы управления охраной труда на основе оценки профессиональных рисков.
Программа «Безопасный труд» призвана сменить действующую с советских времен систему охраны труда, и рассматривается как часть демографической программы—ее конечной целью является снижение достаточно высокой смертности, несчастных случаев и профзаболеваний на производстве.
В новой программе делается ставка на переход от реагирования на страховые случаи post factum к управлению рисками. Для этого согласно концепции необходима регулярная аттестация рабочих мест (оценка условий труда и профрисков), в результате которой на каждом предприятии должен быть принят план мероприятий по улучшению условий труда.
Предполагается, что тарифы обязательного социального страхования, перечисляемые в ФСС, должны дифференцироваться в зависимости от состояния охраны труда на каждом конкретном предприятии: чем хуже условия труда, тем тариф выше.
В проекте программы планируется ее реализация в три этапа. На первом 2008–2010 годы—планируется снизить смертность трудоспособного населения, общий и производственный травматизм, а также профзаболеваемость минимум на 8–10%. На втором этапе—2011–2015 годы—снизить коэффициент смертельного травматизма (количество несчастных случаев на производстве со смертельным исходом на тысячу работающих) до 0,1 и количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда до 18–20% (сейчас —41%). К 2025 году должны быть достигнуты показатели стран ЕС: рабочих мест с опасными условиями труда—3–5%, коэффициент травматизма со смертельным исходом—0,05–0,08.
Главная цель программы—защитить здоровье работника и обеспечить безопасность труда путем внедрения системы управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте и вовлечение в управление этими рисками основных сторон социального партнерства—работодателей и работников.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

Основой системы управления профессиональными рисками должна стать сплошная АРМ по условиям труда, а именно оценка условий труда на каждом рабочем месте в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями, а где это невозможно—обоснованные компенсации.
Программа «Безопасный труд», так же как и другие мероприятия, связанные с охраной труда, может быть реализована только при условии создания и поддержания на должном уроне в стране культуры охраны труда.
Как было сформулировано в итоговых документах Международной конференции труда в июле 2003 г., национально ориентированная на профилактику культура охраны труда означает обеспечение права на безопасные и здоровые условия труда на всех уровнях, активное участие правительства, работодателей и работников в обеспечении безопасных и здоровых условий труда через четко сформулированную систему прав, обязанностей и сфер ответственности, в которой принцип предупреждения имеет наивысший приоритет. Создание и поддержание в рабочем состоянии ориентированной на профилактику культуры охраны труда требует использования всех возможных средств роста осведомленности, знаний и понимания концепций опасностей и рисков и методов их предотвращения или ограничения.
В том, что культура охраны труда у нас отсутствует, никого убеждать не надо. В течение многих десятилетий мы воспитывались на принципах административно-командных отношений, когда на первом месте было стремление показать в отчетной документации, что все у нас прекрасно. Несоответствие нормативным требованиям считалось недопустимым, и попытки представить реальную картину пресекались соответствующими санкциями.
В результате сегодня имеют место:
1. Повсеместно низкая мотивация в повышении безопасности труда не только у работодателей, но и у самих работников.
2. Плохая информированность персонала организаций о профессиональных рисках, связанных с исполнением трудовых функций.
3. Неспособность действующей организации охраны труда к функционированию в новых экономических условиях.

Во многом это связано с тем, что в основном СУОТ завершила свое организационное оформление в 70-е годы и соответственно была приспособлена к условиям функционирования крупных промышленных предприятий индустриальной эпохи. Вся нормативно-правовая база и схемы управления охраной труда, включая порядок проведения АРМ по условиям труда, рекомендации по планированию мероприятий по охране труда, системы аккредитации и сертификации, порядок обучения по охране труда, основаны на стандартах безопасности труда, принятых 20—30 лет назад, и совершенно не адаптированы к специфике малых и средних предприятий, а также организаций сферы услуг. Программа «Безопасный труд» разработана с использованием опыта США, Финляндии и Великобритании.
Но исходя из вышеизложенного следует: что приемлемо для этих стран, то сегодня неприемлемо для нас. Система управления профессиональными рисками у нас может пойти по следующему сценарию.
На каждом конкретном предприятии тарифы обязательного социального страхования, перечисляемые в ФСС, будут дифференцированы в зависимости от состояния охраны труда. Чем хуже условия труда, тем тариф выше.
Для того чтобы снизить страховой тариф, предполагается, что работодатель будет качественно проводить АРМ с последующей сертификацией организации работ по охране труда, что в современных условиях станет одним из основных направлений работы по улучшению условий и охраны труда работников, сокращению производственного травматизма и профзаболеваемости. Работодателю в сложившихся условиях проще пойти по другому, более легкому и малозатратному пути, что и делается сейчас на многих предприятиях. Учитывая, что полнота проведения измерений и оценок и качество АРМ ни на уровне предприятий, ни на уровне измерительных лабораторий практически никем не контролируется, аттестация рабочих мест, как правило, проводится формально. Заказчик-работодатель платит испытательной лаборатории фактически не за проведение АРМ по условиям труда, а за документы по ее результатам, в которых указываются условия труда, не требующие затрат на их улучшение.
Приведу несколько примеров из практики.
1. Предприятие, производящее и ремонтирующее крупногабаритные металлоконструкции, в своем отчете вышестоящей организации указало, что по результатам проведенной АРМ вредных условий труда не выявлено ни на одном рабочем месте. Затраты на проведение аттестации из расчета на одно рабочее место составили 150 рублей. Так как в мировой практике такие случаи неизвестны, я предложил выдвинуть кандидатуру директора данного предприятия на соискание Нобелевской премии.
2. Крупное химическое предприятие объявляет тендер на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. В приглашении на тендер испытательным лабораториям ставится условие: цена АРМ из расчета на одно рабочее место не должна превышать 900 рублей. Мы попросили ознакомиться с перечнем рабочих мест, но организаторы заявили, что информация конфиденциальная и будет предоставлена только победителю тендера. Мы отказались от участия, а тендер был проведен, как говорится, «втемную» с ценой из расчета на одно место 583 рубля. Некоторые лаборатории соглашались и на меньшее, но остановились на этой цене, так как дополнительно в нее включили сертификацию организации работ по охране труда.
3. На совещании рассматривается вопрос АРМ государственных бюджетных организаций одной из отраслей экономики. После выступлений по повестке дня подводится итог и констатируется, что основным условием тендеров будет стоимость проведения АРМ из расчета на одно рабочее место. На вопрос о качестве работы чиновник областной администрации заявил: в первую очередь им надо отчитаться, что на выделенные средства проведена аттестация возможно большего количества рабочих мест.
Это типовые примеры, и их можно наблюдать повсеместно. Но обратите внимание, что такой подход к АРМ переходит в систему, которую в дальнейшем трудно будет сломать.
На рынке услуг в области охраны труда появилось много организаций, не обременяющих себя моральным принципами и зарабатывающих деньги любой ценой. Но беда заключается еще и в том, что испытательные лаборатории, основным элементом политики которых является качество проведения работ, для того чтобы выжить, вынуждены идти на компромиссы, что в целом крайне отрицательно сказывается на государственной системе охраны труда.

ВЫВОД

АРМ по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда в современных условиях однозначно должна стать одним из основных направлений работы по улучшению условий и охраны труда работников, сокращению травматизма и профзаболеваемости.
Следует на государственном уровне создать условия, стимулирующие и обеспечивающие систему полной и качественной идентификации опасностей, оценки и управления рисками, позволяющей реально влиять на работоспособность и здоровье работника.
Новые подходы с однозначным толкованием к АРМ по условиям труда необходимо оформить руководством, обязательным для всех организаций и лабораторий, за нарушение которого лишать аккредитации испытательные лаборатории, а результаты работ таких организаций признавать недействительными.
Для создания эффективной системы управления профессиональными рисками необходимо создать банк проверенных на практике и не вызывающих сомнения у работодателей технических решений для снижения влияния вредных и опасных факторов рабочей среды и трудового процесса. Наша страна обладает богатым научно-производственным потенциалом, который необходимо объединить и направить на решение важнейших задач, поставленных программой «Безопасный труд».

Date: 2016-07-25; view: 563; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию