Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Этапы педагогического процесса ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Педагогический процесс имеет циклический характер. В его развитии можно выделить одни и те же этапы – подготовительный, основной, заключительный. На этапе подготовки педагогического процесса создаются условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. Здесь решаются задачи целеполагания (состоит в трансформации общей педагогической цели, стоящей перед системой образования, в конкретные задачи, достигаемые на отрезках педагогического процесса), диагностики условий (предполагает сбор необходимой информации о реальных возможностях педагогов и учеников, уровне их предшествующей подготовки, условиях протекания педагогического процесса, способствует корректировке намеченных задач на основе полученного диагноза), прогнозирование хода и результатов педагогического процесса (предварительная оценка результативности педагогического процесса в имеющихся конкретных условиях), проектирование (возникает проект организации педагогического процесса на основе результатов диагностики и прогнозирования) и планирование развития педагогического процесса (на основе проекта составляется план как итоговый документ, отражающий организацию педагогического процесса и адаптированный к конкретной системе – школы, классного коллектива и т.п.). Этап осуществления педагогического процесса (основной) включает в себя такие взаимосвязанные элементы как постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности, взаимодействие педагогов и учеников (подразумевает осуществление оперативной обратной связи, которая способствует своевременному введению корректирующих поправок, придающих педагогическому взаимодействию необходимую гибкость), использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса, создание благоприятных условий, осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников (подразумевает осуществление оперативного педагогического контроля, направленность которого, объем, цель подчинены цели и направленности педагогического процесса, при этом максимально учитываются другие конкретные обстоятельства), обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами. Анализ достигнутых результатов завершает цикл педагогического процесса и называется заключительным этапом. Этот этап необходим для предотвращения возможных ошибок в сходных педагогических ситуациях, для учета в ходе осуществления очередного педагогического процесса неэффективных моментов предыдущего. Формы организации и методы осуществления педагогического процесса. Организованное обучение и воспитание осуществляется в рамках той или иной педагогической системы, имеет определенное организационное оформление. В дидактике принято различать такие формы организации педагогического процесса как индивидуальное обучение и воспитание (самая древняя форма воспитания и обучения, допускает не только систему индивидуального обучения, но и индивидуально-группового обучения), классно-урочная система (существует с ХVII в., допускает органичное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм учебно-воспитательной работы, урок выступает как основная форма организации педагогического процесса, допускает применение дополнительных форм организации педагогического процесса, среди которых экскурсии, дополнительные занятия, консультации, домашняя работа, учебная конференция и т.п., а также рассчитана на использование вспомогательных форм организации педагогического процесса, среди которых факультативы, занятия в кружках, клубах и т.п.) и лекционно-семинарская система (существует с ХI в., предполагает доминирование массовых форм обучения над индивидуальными и групповыми, т.к. рассчитана на определенный опыт учебно-познавательной деятельности). Они различаются между собой количественным охватом обучающихся, соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности воспитанников, степенью их самостоятельности и спецификой руководства педагогическим процессом со стороны педагога. Методы осуществления целостного педагогического процесса – это способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Метод осуществления педагогического процесса расчленяется на составляющие его элементы, которые называются методическими приемами. Метод включает в себя ряд приемов, но сам не является их простой суммой. Средствами обучения и воспитания являются, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а с другой стороны, совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная, научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, средства массовой информации и т.п.). Система общих методов осуществления целостного педагогического процесса: 1) методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе (рассказ, объяснение, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой, метод примера); 2) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнения, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, наблюдения, иллюстрации и демонстрации, лабораторные работы, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы); 3) методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.); 4) методы контроля эффективности педагогического процесса (специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка и др.). В реальных условиях педагогического процесса методы его осуществления выступают в сложном и противоречивом единстве, при этом решающее значение имеет гармонично организованная система.
Date: 2016-07-25; view: 498; Нарушение авторских прав |