Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие личности как психолого-педагогическая проблема





Личность – единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального.

Развитие – единый биосоциальный процесс, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования.

Развитие личности ребенка (по Л.Д. Столяренко)— процесс становления готовности к деятельности. Высшая форма развития – готовность к творческой деятельности, выходящей за рамки ранее усвоенного.

Результат развития – становление человека как биологического вида и социального существа.

Движущие силы развития – противоречия (внутренние внешние, общие и индивидуальные).

Детерминанты развития: наследственность, среда и воспитание.

Социализация – процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений в качества личности.

Два подхода к определению социализации, раскрывающие её двусторонний характер:

1)Социализация (Т.Парсонс, Р.Мертон – структурно-функциональное направление) – процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит её приспособление.

2)Социализация – процесс самоактуализации «Я-концепции», самореализации личностью своих потенций и творческих способностей.

Сущностный смысл социализации раскрывается через диалектическое единство адаптации, интеграции, саморазвития и самореализации.

Стадии социализации: дотрудовая, трудовая, послетрудовая.

Факторы социализации: микрофакторы (семья, друзья, соседи и т.п.), мезафакторы (СМИ, природные, экономические, культурные условия), макрофакторы (общество как политико-социальное явление, государство как политико-юридическое явление), мегафакторы (планета, мир, Вселенная). Агенты социализации – люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. Агенты первичной социализации – семья, друзья, учителя, сверстники, агенты вторичной социализации – государство, церковь, СМИ, общественные организации.

Образование (как целенаправленный организованный процесс управления социализацией) – единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.

Образование (как социальное явление) – это относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых в конечном счете определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.

Воспитание – процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации.

Обучение – процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта.

Развитие (применительно к обучению) – это два взаимосвязанных явления: собственно биологическое созревание мозга, его анатомо-биологических структур и психическое (в частности, умственное) развитие как определенная динамика его уровней.

Основные виды деятельности детей и подростков: игра, учение, труд, общение.

Направленность деятельности: познавательная, спортивная, художественная, техническая, ремесленническая, гедоническая.

Активность личности – деятельностное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества.

Потребности личности — нужда в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития человеческой личности, общества в целом.

Становление – достижение личностью такого уровня развития, когда она становится способной самостоятельно жить в обществе, выстраивать свое поведение, осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый выбор.

Формирование – процесс изменения личности в ходе взаимодействия её с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических новообразований в структуре личности.

Самовоспитание – сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя качеств, соответствующих сложившимся идеалам и убеждениям. «Перевоспитание» — понятие, указывающее на стремление устранить неожиданные несоответствия личности общепринятым нормам или неразвитость некоторых качеств, актуальных в современных условиях. Однако еще К.Д. Ушинский говорил, что дурные привычки искореняются формированием добрых привычек, которые станут заменой дурным.

Возрастные особенности – характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества.

Основа педагогической периодизации – учет стадий физического, психического развития и условий, в которых протекает воспитание.







Date: 2016-07-25; view: 548; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию