Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Педагогическая деятельность как особый вид социальной деятельностиСтр 1 из 6Следующая ⇒
Тезисы лекций по педагогике Содержание: «ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ». 1 Педагогическая деятельность как особый вид социальной деятельности. 1 «ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ». 4 Педагогика в системе наук о человеке. Методология и методы педагогической науки. 4 Развитие личности как психолого-педагогическая проблема. 5 Общие понятия и закономерности педагогического процесса. 9
«ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» Педагогическая деятельность как особый вид социальной деятельности Своеобразие педагогической профессии в том, что она носит гуманистический характер (что подразумевает исполнение адаптивной и собственно гуманистической функций), коллективный (воспитание связано с деятельностью педагогического коллектива) и творческий характер (предполагает решение педагогических задач в меняющихся обстоятельствах). Креативность – способность, отражающая глубинное свойство индивида создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. Правила эвристического поиска предполагают анализ педагогической ситуации, проектирование результата в соответствии с исходными данными, анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата, оценки полученных данных, формулировки новых задач. Педагогическая специальность – вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений, навыков, приобретаемых в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией. Педагогическая специализация – определенный вид деятельности в рамках педагогической специальности, связанный с конкретным предметом труда, конкретной функцией специалиста. Педагогическая квалификация – уровень и вид профессиональной подготовленности педагога, характеризующий возможности специалиста в решении определенного класса задач. Показателем квалификации являются квалификационные категории, которые присваиваются работнику в соответствии с нормативными характеристиками данной профессии. Педагогическая деятельность – особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Преподавание – вид педагогической деятельности, направленный на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников. Воспитательная работа – педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности. Педагогическое действие – основная функциональная единица педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности: конструктивный, организаторский и коммуникативный компоненты. Профессиональная готовность – совокупность профессионально обусловленных требований к учителю. Выделяют психологическую, психическую, физиологическую, физическую, научно-теоретическую и практическую готовность. Профессиограмма общепедагогическая – совокупность идеализированных параметров личности и профессиональной деятельности учителя. Профессиональная компетентность педагога – это владение учителем необходимой суммой знаний, умений, навыков, отражающей единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Квалификационная характеристика – это нормативная модель компетентности педагога, отображающая научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений, навыков. Теоретическая готовность подразумевает овладение учителем совокупностью психолого-педагогических, специальных знаний, а также наличие аналитических, прогностических, проективных, рефлексивных умений. Практическая готовность выражается во внешних (предметных) умениях, т.е. в действиях, которые можно наблюдать. Ими являются организаторские умения (среди них мобилизационные, информационные, развивающие, ориентационные умения) и коммуникативные умения (среди которых перцептивные умения, умения педагогического общения, умения и навыки педагогической техники). Педагогическая техника – способ повышения эффективности коммуникативного действия, представляющий из себя совокупность умений и навыков, необходимых для педагогического стимулирования активности как отдельных учащихся, так и коллектива в целом. Фазы жизненного пути профессионала (по Е.А. Климову) – оптант, адепт, интернал, мастер, авторитет, наставник. Карьера – общая последовательность этапов развития человека в основных сферах жизни. Виды карьеры (по А. Драйверу): линейная, стабильная, спиральная, кратковременная, платообразная, снижающаяся. Общая культура – жизненные установки педагога и приоритеты общечеловеческих ценностей. Педагогическая культура – это динамическая система ценностей, способов деятельности и профессионального поведения учителя. Компоненты педагогической культуры – педагогическая позиция и личностные качества, профессиональные знания и культура педагогического мышления, профессиональные умения и творческий характер деятельности, саморегуляция личности и культура профессионального поведения педагога. Уровни педагогической культуры – репродуктивный, адаптивный, профессионально-творческий. Профессионализм – это степень овладения индивидом профессиональными навыками. Педагогическое мастерство – высший уровень профессионализма. Педагогические способности – обобщенная совокупность таких индивидуально-психологических особенностей и профессионально значимых качеств учителя, которые обеспечивают достижение высоких результатов в педагогической деятельности. Структура педагогических способностей – гностический компонент (система знаний, умений учителя, составляющих основу его профессиональной деятельности, а также определенные свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность), конструктивный компонент (система знаний, умений учителя, обеспечивающая стратегическую направленность педагогической деятельности и реализацию тактических целей), организаторские способности и коммуникативные способности. Структура педагогического мастерства(Д.Аллен, К.Райн): 1) варьирование стимуляции учащегося, 2) привлечение интереса с помощью захватывающего начала, малоизвестного факта, оригинальной или парадоксальной формулировки проблемы и т.п., 3) педагогически грамотное подведение итогов занятия или его отдельной части, 4) использование пауз или невербальных средств коммуникации, 5) искусное применение системы положительных и отрицательных подкреплений, 6) постановка наводящих вопросов и вопросов проверочного характера, 7) остановка вопросов, подводящих учащегося к обобщению учебного материала, 8) использование задач дивергентного типа с целью стимулирования творческой активности, 9) определение сосредоточенности внимания, степени включенности учащегося в умственную работу по внешним признакам его поведения, 10) использование иллюстраций и примеров, 11) использование приема повторения. Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками. Общение педагогическое – профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе. Функции педагогического общения – информационная, самопрезентативная, активная, аффективная, социально перцептивная. Стили педагогического общения (В.А. Кан-Калик): общение на основе высоких профессиональных установок педагога, общение на основе дружеского расположения, общение-дистанция, общение-устрашение, общение-заигрывание, общение-превосходство. Положительная коммуникативная валентность – настроенность учителя и учащегося на общение, основанная на их взаимной расположенности, единстве позиций, владении культурой общения и качествами грамотной речи. Отрицательная коммуникативная валентность – отсутствие настроенности на продуктивное общение. Стили педагогического руководства: авторитарный, демократический, либеральный. «ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ» Date: 2016-07-25; view: 2174; Нарушение авторских прав |