Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обработка результатов наблюдения и формулирование выводов





1. Подсчитать количество слов-воздействий каждого вида и записать соответствующую цифру в графу 5.

2. Определить ранговое место каждого вида воздействий и проставить эти данные в графе 6.

3. Соотнести ранговые места того или иного вида воздействий, которые наблюдались у учителя на уроке, с данными, представленными в графах 1 и 3.

Примечание. В графе 1 приведены ранговые места словесных воздействий, которые характерны для учителей, имеющих высокий уровень понимания учащихся.

В графе 3 приведены ранговые места словесных воздействий для учителей, имеющих низкий уровень понимания учащихся.

4. Сделать вывод:

а) о наиболее характерных для данного учителя словесных воздействиях на учащихся, принимая во внимание, что 1‑4 — высокие, 5‑8 — средние, 9‑12 — низкие ранговые места того или иного вида воздействий;

б) свидетельствуют ли эти наиболее характерные виды воздействий учителя о его понимании учащихся, учитывая, что одним из основных показателей коммуникативной культуры является понимание ученика.

5.Если проведенная обработка не позволяет определенно дать заключение о наиболее характерных словесных воздействиях учителя, то нужно обратиться к тем видам воздействий, которые не указаны в схеме, но которые вы установили и зафиксировали в ходе наблюдения, и использовать эти данные для разрешения сомнений.


Схема наблюдения

 

Ранговое место словесного воздействия при высоком уровне понимания учителем учеников Виды словесных воздействий Ранговое место словесного воздействия при низком уровне понимания учителем учеников Слова, высказывания, обращения того или иного вида воздействий на разных этапах урока Всего воздействий того или иного вида у наблюдаемого учителя Ранговое место того или иного вида воздействий у наблюдаемого учителя
Нравоучение        
Нотация        
  Обращение по фамилии        
  Повышение тона        
Дисциплинирование ‑ приказ        
Замечание‑вопрос        
Угроза        
  Команда        
Упрек        
Просьба        
  Распоряжение        
  Инструктирование        
  Поощрение      
  Юмор      
  Ободрение      
  Диалог      
  Порицание      
  Ирония      

 


Приложение 10

 

Рекомендации

по методическому проектированию и проведению практического/Тренингового занятия

 

На психолого-педагогической практике студенты выполняют задание по методическому проектированию и проведению практического занятия. В зависимости от запроса базы практики это может быть любое групповое учебное практическое занятие. При возможности выбора предпочтение следует отдать практическим занятиям в форме психологического тренинга.

Психологический тренинг это особая форма обучения на основе рефлексии опыта участников, самоизучения, взаимоизучения. Это концентрированная среда пристального внимания к себе и другим (Лестер Тобиас). В результате этих процессов участники формулируют цели саморазвития. Психолог, ведущий тренинг создает условия для рефлексии, обучает методам саморазвития, создает условия для формирования новых психологических компетенций. Целями психологического тренинга могут стать:

· самопознание участников;

· формирование навыков саморегуляции;

· расширение репертуара коммуникативных умений;

· развитие творческого потенциала участников;

· развитие групповой сплоченности;

· формирование психологических компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности и т.д.

 

Перед тем, как разрабатывать программу тренинга, изучите запрос базы практики, обсудите проблему, которую возможно решить с применением тренинговых технологий.

Сформулируйте цель тренинга.

Программу надо составить на 3–5 тренинговых дней, количество часов в день будет зависеть от возрастных и других особенностей группы: от 0,5 часа для младших школьников, до 4 часов для профессионального тренинга.


Психологический тренинг (при возможности) проводится при участии руководителя практики, под его руководством.

В программе тренинга надо отразить:

  1. Особенности группы, для которой проводится тренинг.
  2. Время тренинга.
  3. Актуальность темы тренинга.
  4. Цель тренинга, его замысел, идея.
  5. Задачи, этапы тренинга.
  6. Тренинговые процедуры: техники, упражнения, игры.
  7. Подробное описание каждого тренингового дня:

· цели дня;

· название каждой процедуры тренинга: упражнения, игры, техники;

· цель процедуры (упражнения, игры, техники);

· место процедуры в тренинге, ее смысл, связь с другими упражнениями. Каждая процедура должна соответствовать логике дня и всего тренинга;

· время выполнения;

· краткое описание упражнения, игры или техники;

· рефлексия упражнения, игры или техники;

· рефлексия дня.

  1. Рефлексивный отчет по проведенному тренингу:

· Анализ процесса подготовки программы тренинга и сценариев тренинга на каждый день.

· Анализ взаимодействия: Как достигалась цель, как решались задачи тренинга? Какова была динамика группового процесса? Как менялась психологическая атмосфера в группе? Какие задачи были решены, какие решить не удалось? Какие трудности возникли? Какие незапланированные ситуации возникли в работе с группой (отказ от участия в упражнениях, пассивность участников, недоверие, конфликтные ситуации и т.п.)? Как вы справлялись в трудных ситуациях? Какие эмоции и чувства возникали у Вас в процессе тренинга? Какие выводы вы сделали из опыта проведения психологического тренинга? Какие цели личностного и профессионального саморазвития поставили перед собой?

Литература:

Основная

1. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы. М., 2007.

2. Вачков И.В. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. М.,2008.

Дополнительная

1. Аржакаева Т. А., Вачков И.В., Попова А.Х., Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения) / Под ред. И.В.Вачкова. М., 2003.

2. Аржакаева Т. А., Вачков И.В., Попова А.Х., Психологическая азбука. Начальная школа (Второй год обучения) / Под ред. И.В.Вачкова. М., 2004.

3. Аржакаева Т. А., Вачков И.В., Попова А.Х., Психологическая азбука. Начальная школа (Третий год обучения) / Под ред. И.В.Вачкова. М., 2005.

4. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей / Пер. с англ. А.Б. Орлова. М., 2006.

5. Бакирова Г.Х. Тренинг управления персоналом. – СПб.: Речь, 2004.

6. Бакли Р., Кэйпл Дж. Теория и практика тренинга. – СПб.: Питер, 2002.

7. Бакшаева Н.А. Вербицкий А.А., Развитие мотивации студентов в контекстном обучении: Монография. М., 2006.

8. Баранова Г.В., Кобзева В.В. Посттренинговое сопровождение персонала. Тренинг закончен… Что дальше? – СПб.: Речь, 2003.

9. Бардиер Г.Л., Никольская И.М. Что касается меня… Сомнения и переживания самых младших школьников. СПб., 2005.

10. Белинская Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. СПб., 2006.


11. Бизнес-тренинг: идеи и методы / Под ред. А.Ж.Моносовой. – СПб.: Издательство «Речь», 2004.

12. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. – СПб.: Издательство «Социально-психологический центр», 1996.

13. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. – СПб.: Питер, 2002.

14. Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования. – СПб.: Питер, 2002.

15. Вачков И.В., Дерябо С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе: Учебное пособие. СПб., 2004.

16. Вагин И.О. Тренинги – это классно! Стратегия проведения психологических тренингов / И.О. Вагин, П.С. Рипинская. – М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005.

17. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Ось-89», 2001.

18. Вачков И.В., Дерябо С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе: Учебное пособие. СПб., 2004.

19. Васильев Н. Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике. СПб, Речь,- 2007.

20. Васильев Н. Н. Тренинг преодоления конфликтов.- СПб, Речь, 2008.

21. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. – М.: Логос, 2009.

22. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М., 2004.

23. Вестник МГОПУ им. М.А. Шолохова. 2005.3. Сер. «Психология». №1. М., 2005.

24. Гуревич А.М. Ролевые игры и кейсы в бизнес-тренингах. – СПб.: Речь, 2004.

25. Джексон П. Импровизация в тренинге. – СПб.: Питер, 2002.

26. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Прихожан А.М. и др. Преподавание психологии в школе. 3-11 классы. М., 2003.

27. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – СПб.: Речь, 2007.

28. Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг. – М.: Гардарики, 2003.

29. Завьялова Ж.В. Путь тренера. Автобиографические очерки с методическими материалами для практикующего бизнес-тренера. – СПб.: Речь, 2002.

30. Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие. – СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002.

31. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. СПб., 2005.

32. Кривцова С.В. Жизненные навыки. Уроки психологии в 4-ом классе. М., 2005.

33. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. М., 2007.

34. Ли Д. Практика группового тренинга. – СПб.: Питер, 2001.

35. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников: в 2 частях. М., 2006.

36. Макшанов С.И. Профессиональный тренинг // Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов / Сост. и общая редакция Л.В. Винокурова. – СПб.: Питер, 2001.


37. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. 4-е изд., испр. и доп. – М., «Когито-Центр», 2001.

38. Ментс М. ван. Эффективное использование ролевых игр в тренинге. - СПб.: Питер, 2001.

39. Никандров В.В. Антитренинг, или Контуры нравственных и теоретических основ психотренинга: Учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2003.

40. Петров А.В. Дискуссия и принятие решений в группе: технология модерации. – СПб.: Издательство «Речь», 2005.

41. Петровская Л.А. Теоретические и методические вопросы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

42. Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе (методика развития компетентности в общении в группах от 40 до 100 человек). – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

43. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / Ред.-сост. Л.А. Карпенко / Под общ. ред. А.В. Петровского. М., 2005.

44. Рай Л. Упражнения: схемы и стратегии. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003.

45. Рай Л. Развитие навыков тренинга. - СПб.: Питер, 2002.

46. Рэйс Ф., Смит Б. 500 лучших советов тренеру. – СПб.: Питер, 2001.

47. Рассел Т. Навыки эффективной обратной связи. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2002.

48. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб.: Питер, 2001.

49. Сидоренко Е.В. Технологии создания тренинга. От замысла к результату. СПб, 2007.

50. Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе: Практическое пособие. М., 2007.

51. Сорокоумова Е.А. Уроки самопознания в начальной школе: Практическое пособие. М., 2007.

52. Сорокоумова Е. А. Педагогическая психология: Краткий курс.- СПб.: Питер, 2009.

53. Стимсон Н. Подготовка и представление тренинговых материалов. - СПб.: Питер, 2002.

54. Тарская О. Ю., Валовик В.И., Бушуева Е.В. и др. Методика преподавания психологии. М., 2007.

55. Тобиас Лестер, Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста /Пер с англ. -М.: Независимая фирма «Класс», 1997.

56. Торн К., Маккей Д. Тренинг: настольная книга тренера. – СПб.: Питер, 2001.

57. Турнер Д. Ролевые игры. Практическое руководство. – СПб.: Питер, 2002.

58. Фоппель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. – М.: Генезис, 2000.

59. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. Пер. с нем. - М.: Генезис, 2003.

60. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. - М.: Генезис, 2002.

61. Хрящева Н.Ю. (ред.) Психогимнастика в тренинге. – СПб.: Речь, Институт тренинга, 2006.

62. Чернышев А. С., Гребеньков Н.Н. и др., Технологии в изучении психологии. М., 2003.

 

 







Date: 2016-07-25; view: 1915; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.021 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию