Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выживание и деятельность в экстремальных условиях





Жизнедеятельность человека не всегда проходит в оптимальных условиях, благоприятных для физи­ологической и психической деятельности организма. Часто человек попадает в более сложные условия, а иногда и в экстремальные ситуации, опасные для его здоровья и жизни. Военная служба, а тем бо­лее возможные условия реального боя сопряжены с повышенной эмоциональной напряженностью и зна­чительными физическими нагрузками. Для благопо­лучного выхода из трудных ситуаций надо готовить себя, приобретать необходимые знания и умения, повышать эмоционально-волевую устойчивость, совер­шенствовать физическую подготовку.

Психология и поведение человека, попавшего в экстремальную ситуацию

Понятие об экстремальной ситуации. Большую часть жизни человек находится в обычных усло­виях, но, столкнувшись с экстремальной ситуаци­ей, он может попасть в особые — экстремальные условия. Ситуации, выходящие за рамки обычных, для которых характерно интенсивное воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды, а иногда и наличие непосредственной угрозы жиз­ни и здоровью человека, принято называть экст­ремальными.

Человек оказывается в экстремальных условиях по различным причинам. Чаще всего это случает­ся по собственной вине — либо как результат от­сутствия знаний и опыта безопасного поведения в природной и социальной среде, либо по причине

пренебрежения нормами и правилами безопасности, легкомыслия. Первое проявляется в том, что чело­век не знает, как поступить в той или иной жиз­ненной ситуации, либо знает, но не умеет это сде­лать. Второе — в том, что он знает и может, но не хочет и не делает того, чего требуют условия безопасности жизнедеятельности, или же просто не хочет знать того, что нужно делать.

Столкнувшись с непредвиденными обстоятель­ствами, очутившись в сложной непривычной обста­новке, люди порой оказываются совершенно беспо­мощными, неспособными решать простейшие, но жизненно необходимые вопросы.

Психология поведения людей в экстремальной ситуации. В экстремальной ситуации у человека возникает особое состояние эмоциональной напря­женности, именуемое стрессом. Такая напряжен­ность изменяет обычные психические процессы че­ловека, • ослабляет восприятие, ощущения, внима­ние, притупляет воображение, представление, па­мять, затормаживает мышление и речь.

В общем виде зависимость между силой стрес­са и работоспособностью может быть представлена следующим образом. По мере возрастания эмоцио­нальной напряженности вначале работоспособность и возможности человека повышаются по сравнению со спокойным состоянием, доходят до максималь­ной величины, а затем начинают падать. При этом в первую очередь затрудняются восприятие и мыш­ление, причем тем больше, чем сложнее ситуация. С увеличением напряжения появляются ошибки в выполнении отдельных операций или их пропуски, стремление перейти к более простым действиям. Иногда при этом оживают старые, но уже непри­годные в данной ситуации навыки — человек дей­ствует машинально, не осознавая своих действий. При еще более сильном стрессе появляется чувство растерянности, неспособность сосредоточиться на выполняемой деятельности, а также лишние, им­пульсивные движения и действия либо наоборот — резкая скованность, заторможенность.

Рассмотренная схема условна и обща. На самом же деле психологическое воздействие опасных си­туаций проявляется у людей неоднозначно, пред­ставляет индивидуальную, личностно выраженную реакцию. Есть люди, которые действуют более эф­фективно именно в состоянии высокого эмоциональ­ного напряжения — на экзаменах, ответственных соревнованиях, в жизнеопасных бытовых ситуаци­ях или в бою. Других же подобные ситуации пси­хологически демобилизуют, у них наступает свое­образный “психологический шок” — появляется сильная заторможенность либо суетливость, поспеш­ность, неспособность к разумным действиям.

Как уменьшить вероятность оказаться в экстре­мальной ситуации и увеличить шансы на сохране­ние здоровья и жизни в сложных условиях?

Эмоционально-волевая подготовка к действиям в экстремальных ситуациях. В жизнеопасных си­туациях огромную роль играет эмоционально-воле­вая устойчивость человека, которая формируется как во время его повседневной жизнедеятельности, так и в процессе целенаправленной эмоционально­волевой подготовки. Большую роль в такой подго­товке играют методы эмоционально-волевой саморе­гуляции: самоубеждение, самоприказ, волевая само­регуляция (самовнушение).

Суть самоубеждения состоит в намеренном убеж­дении себя в чем-либо путем подбора соответствую­щих доводов. Самоубеждение, как правило, приме­няется в тех случаях, когда человек в общем по­ложительно воспринимает какую-то идею, но у него не хватает решительности претворить ее в жизнь. Каждому, например, понятно, что здоровье человека во многом зависит от занятий физкульту­рой, но не каждый систематически ею занимает­ся. Успешность применения этого метода зависит от знаний, логического мышления и чувства долга. Процесс самоубеждения сводится к дискуссии с самим собой — к выдвижению и сравнению ар­гументов и контраргументов в пользу того, что тебе хочется и что необходимо сделать.


Другим действенным приемом для выработки самообладания и умения управлять собой даже в экстремальных ситуациях является самоприказ. Он срабатывает тогда, когда человек умеет контроли­ровать свои мысли, следует своему слову, повину­ется внутреннему голосу. Самоприказ оказывается значительно эффективнее, если он соответствует ве­дущим жизненным позициям человека, его убеж­дениям. Самоприказ и самоубеждение взаимосвяза­ны. Самоприказ становится наиболее действенным, если он делается на основе самоубеждения, а са­моубеждение приводит к волевому акту, если оно завершается самоприказом: “ВсёГ\ “Хватит!”, “Еще раз!”, “Надо!”, “Стоять!”, “Вперед!” и т. п.

В повседневной жизни самоприказ помогает преодолевать трудности в самых разных жизненных ситуациях. По самоприказу можно вставать с по­стели, заниматься физзарядкой, соблюдать дисцип­лину, доводить начатое дело до конца, делать ма­лоинтересную, но необходимую работу и многое другое. Умение подчиниться самоприказу может сыграть решающую роль при возникновении экст­ремальной ситуации, в напряженный момент боя или при выполнении нелегких обязанностей воен­ной службы.

Волевая саморегуляция развивает у человека такие волевые качества, как смелость, решитель­ность, стойкость, самообладание, выдержка, самосто­ятельность, инициативность. Это достигается путем постоянно контролируемого преодоления как реаль­но существующих опасностей и трудностей повсе­дневной жизни, так и создаваемых в учебных це­лях упражнений, испытаний, тестов.

Одним из существенных условий закалки воли человека являются систематические занятия физической культурой и спортом. Преодоление трудно­стей в ходе занятий служит тренировкой не толь­ко для мышц, но и для воли. Наибольшее воздей­ствие оказывают упражнения психофизического ха­рактера, к которым относятся упражнения на вни­мание, координацию движений, быстроту, выносли­вость. Эффективны упражнения с резким измене­нием ситуаций, требующие быстрого, осмысленно­го принятия решений в ограниченное время.

Большое значение в выработке психологической устойчивости имеют упражнения, выполнение ко­торых связано с риском и требует преодоления чув­ства боязни. Это акробатические прыжки; прыжки в воду с высоты; прыжки через препятствия; ла­зание по горизонтальному канату, находящемуся на высоте 4—10 м над водой; перебежки по бревну, укрепленному на высоте или над водой; прыжки с парашютом; различные виды единоборств. Пси­хологически ту же роль играют: преодоление спе­циальных полос препятствий и сооружений, воен­ная игра на местности “Испытай себя”, туристи­ческие походы. Такие упражнения могут вызвать напряженность, опасения, страх, волнения, колеба­ния, необходимость пересиливать, заставлять себя. В то же время они развивают волевые качества, за­каливают психику.


Полученных знаний при обучении действиям в экстремальных ситуациях бывает, как правило, не­достаточно — нужны еще умения й навыки. В то же время воссоздать реально экстремальную ситуа­цию иногда бывает трудно, а порой и невозможно. Как, к примеру, создать для учебных целей на­воднение, а тем более ураган или землетрясение? В таких случаях на помощь приходит так называ­емая идеомоторная тренировка. Реальная ситуа­ция здесь подменяется представлением о ней, а В0Т Действия должны быть близкими к реальным. Эффективность такой тренировки во многом зависит от того, насколько полно и всесторонние мысленно сконструированная экстремальная ситуация близка к реальной и вызвала ли она у обучаемого психические процессы, подобные реальным.

Совершенствование волевых качеств станет более плодотворным, если трудности будут постоянно ус­ложняться до предельно посильных. В то же время сам процесс эмоционально-волевой подготовки дол­жен быть непрерывным, а характер трудностей — разнообразным и разносторонним.

Действия человека в экстремальной ситуации. Человеку, оказавшемуся в экстремальной ситуации, целесообразно действовать следующим образом:

Преодолеть стресс;







Date: 2016-07-25; view: 521; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию