Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Периодизация западноевропейского Средневековья.
Хронологические рамки Средневековья несколько условны и вокруг них продолжаются научные споры. Тем не менее, большинство учёных считают, что начало Средневековья связано с падением Западной Римской империи в конце V в., положившим начало коренному перевороту в мировой и европейской истории. Ещё более дискуссионен вопрос о конце Средневековья. Сейчас наиболее распространённым является мнение, что период Средневековья заканчивается в XV в., когда произошли знаковые события — падение Византии (1453), открытие Америки (1492), завершение Реконкисты (1492) и др.
Средневековье условно делится на три периода: раннее, развитое (зрелое) и позднее. 1. Раннее Средневековье: к. V – с. XI в. Становление (генезис) феодализма как общественной системы. Складывание феодальной социальной структуры. Развитие государства от варварских королевств до первой средневековой империи Карла Великого и начала феодальной раздробленности. В культуре — упадок первых («тёмных») веков сменяется постепенным подъёмом. Церковь играет важнейшую роль в становлении феодального мира, в создании средневековых форм хранения и передачи культуры, распространении образования. 2. Развитое, или зрелое, Средневековье: с. XI-XIII в. Период расцвета феодальных отношений. Торжество вассально-ленной системы. Феодальная раздробленность. Обострение борьбы между папством и светской властью за главенство. Возникновение особой формы феодального государства с сословным представительством. Первые попытки выйти за пределы Европы. Крестовые походы. Доминирование церкви во всех сферах жизни общества. Подъём культур, расцвет романского и готического искусства, создание университетов. 3. Позднее Средневековье: XIV—XV вв. Начало процесса разложения феодальных отношений. Первоначальное складывание рынка. Рост городов, формирование нового сословия — бюргеров. Создание централизованных государств. Общеевропейские конфликты. Столетняя война. Крупные антифеодальные восстания. Нарастание антицерковных настроений. Раннее Возрождение. Феодализм. Как видно из периодизации Средневековья, понятие «Средние века» тесно связано с понятием феодализм. Понятие «феодализм» происходит от слова «феод». Так в средневековой Франции называлось наследственное земельное владение представителя господствующего сословия (феодала), связанное с обязательным несением военной службы и выполнением некоторых других обязательств, специально оговорённых, в пользу того, кто наделяет феодом (сеньора). Тот, кто получал феод (лён), назывался вассалом. Поэтому феодальную систему ещё называют сеньориально-вассальной. Особенность феода как земельной собственности была обусловлена тем, что юридически собственником земли являлся не только его непосредственный владелец, но и тот, кто ему этот феод давал, т. е. сеньор. В свою очередь, над этим сеньором мог быть ещё один сеньор, который также юридически считался собственником феода. При таких взаимоотношениях возникал принцип: «вассал моего вассала — не мой вассал».
По сути, каждый феодал одновременно были чьим-либо сеньором, и чьим-либо вассалом. Своих вассалов не имели лишь самые мелкие феодалы — рыцари, а сеньора не имел лишь король, поскольку он был верховным сеньором — сюзереном (хотя случалось, что некоторые короли объявляли себя вассалами Римского Папы). Зачастую у феодала было сразу несколько сеньоров, от которых он держал феоды. Таким образом, складывалась феодальная иерархическая структура вассально-ленных связей, в которой каждый феодал был связан с другими представителями господствующего сословия сложными юридически-личными отношениями. При вступлении во владение феодом вассал приносил особую клятву верности сеньору. Таким образом, он имел по отношению к сеньору не только поземельные, юридические, военные, но и личностные, этические обязательства, которые человек благородного происхождения не мог нарушать. С конца раннего Средневековья в центре феодов сеньоры стали воздвигать укреплённые замки, которые позднее превратились в неприступные крепости.
Главным социальным и хозяйственным организмом феодального общества была вотчина (сеньория). Она состояла из господской части (домена) и земли, отданной в держание крестьянам. Эта форма взаимоотношений между собственником земли и крестьянином была известна еще во времена Позднего Рима – колонат. Крестьянин, будучи лично свободным, пользовался землей феодала, оплачивая ее своим трудом (барщина) или денежно-продовольственным налогом (оброк). Барщиной назывались все работы крестьян в имении феодала (обработка господской пашни, строительство домов и сараев, возведение оборонительных сооружений, ловля рыбы, заготовка дров и т. п.). Оброком называли платежи крестьян владельцу земли — продуктами (зерном, скотом, птицей, овощами) и изделиями своего хозяйства (полотном, кожами). Власть феодала над крестьянином проявлялась не только в том, что тот работал на барщине или платил оброк (поземельная зависимость), крестьянин и лично был подвластен феодалу (личная зависимость), землевладелец судил его в своем суде, крестьянин не имел права без позволения своего господина переселиться в другую местность. Однако, несмотря на поземельную и личную зависимость от феодала, крестьянин не был абсолютно бесправен. Сеньор не мог казнить его, согнать с надела (если тот выполнял свои обязанности), продать или обменять без земли и отдельно от семьи. Огромную роль в жизни средневековых людей играл обычай, который соблюдали как крестьяне, так и сеньоры. Размеры оброка, виды и продолжительность барщинных работ не менялись из поколения в поколение. То, что было раз и навсегда установлено, считалось разумным и справедливым. Сеньоры не могли по своей воле увеличить крестьянские повинности. Сеньоры и крестьяне были нужны друг другу: одни были «всеобщими кормильцами», от других трудовой люд ждал защиты и покровительства. Крестьянское население не было однородным по своему происхождению и правовому положению. Существовали свободные общинники (их число постоянно сокращалось) и различные категории зависимых крестьян. В XII-XIII вв. началась постепенная ликвидация барской запашки и раздача крестьянам в наследственное держание земель, ранее входивших в домен. Население. Вопрос о численности населения Европы в целом и отдельных её регионов в эпоху Раннего Средневековья в современной исторической науке до сих пор остаётся спорным. В силу отсутствия точных статистических данных мы можем назвать лишь самые приблизительные цифры. Так, к середине V в. самым густонаселённым регионом Европы оставалась Италия, где проживало 4-5 млн. человек, на территории современной Франции жило 3-5 млн., в Испании — около 4 млн., в Германии — до 3 млн., на Британских островах — около 1 млн. Численность населения Европы постоянно менялась. Неурожаи, эпидемии, непрекращающиеся войны приводили к демографическому спаду. Но с начала VII в. численность европейского населения начинает постепенно увеличиваться. Однако прирост населения в Европе в эпоху Средневековья не был ни последовательным, ни постоянным. В значительной степени он зависел от изменения продолжительности жизни, рождаемости и смертности. В Раннее Средневековье средняя продолжительность жизни мужчины составляла 40-45 лет, женщины - 32-35 лет. Столь короткий срок жизни можно объяснить истощённостью организма вследствие постоянного недоедания, частыми эпидемиями, постоянными войнами, набегами кочевников. Также факторами, влияющими на сокращение средней продолжительности жизни женщин, были ранние браки и короткие интервалы между рождениями детей. Социальная структура средневекового общества. Средневековое общество принято считать трёхступенчатым. Его основу представляли - трудящиеся, над ними — воюющие и молящиеся. Крестьяне, составляющие подавляющее большинство населения в Средние века, помимо традиционного земледелия и скотоводства, занимались охотой, ловили рыбу, собирали мед и воск лесных пчел. Они шили себе одежду и обувь, строили жилища и пекли хлеб, прокладывали дороги и возводили мосты, рыли каналы и осушали болота. Но сельское хозяйство все же оставалось для них главным делом. Успехи земледелия в Средние века во многом связаны с изобретением крестьянами тяжелого плуга с сошником, в который с помощью хомута запрягали лошадь, что способствовало росту посевных площадей и качеству обработки земли. Крестьянами было освоено трехполье (озимые, яровые, пар).Были выведены озимые сорта растений, устойчивых к зимнему холоду, а на поля стали вносить навоз и другие удобрения. Широкое распространение получило выращивание овощей и фруктов. Виноградники постепенно распространялись не только в южных, но и в сравнительно северных районах, вплоть до Англии. Каждая крестьянская семья возделывала свой надел. Этот надел представлял из себя длинную полосу земли в большом поле. Рядом располагались наделы других семей, а также полосы господской земли. После сбора урожая на большое поле выгонялся скот. Он не только пасся, но н удобрял пашню. Односельчане помогали попавшим в беду соседям, совместно защищали поля и стада от грабителей, расчищали новые поля, совместно пользовались лесами и лугами. Жители деревни решали на сходках важнейшие вопросы, избирали старосту — главу крестьянской общины. Община была необходима крестьянам и вих отношениях с феодалом. Староста следил за своевременностью и полнотой уплаты оброка, а также за тем, чтобы с крестьян не брали сверх нормы. Господствующее сословие было представлено воюющими и молящимися, т. е. светскими и духовными феодалами различного ранга. Сословие воюющих было представлено феодалами: синьорами и вассалами. Их имения обычно располагались рядом с деревней, но были защищены крепостными стенами и сторожевыми башнями. В IX -X в. феодальные замки возводились для защиты от норманнов, арабов и венгров. Там же в случае набега укрывались и жители всей округи. Вначале замки сооружали из дерева, затем из камня. Эти крепости часто окружали рвом с водой, через который перебрасывался подъемный мост. Самым непреступным местом замка была многоэтажная башня — донжон. Наверху в донжоне жил феодал со своей семьей, а внизу — его слуги. В подвале находилась темница, складские помещения. Каждый этаж донжона при необходимости мог превратиться в маленькую крепость, а потайные лестницы вели в подвал и за пределы замка. Крупный хорошо укрепленный замок можно было взять только штурмом и то после долгой осады. Вся жизнь сословия воюющих проходила в походах и сражениях. Сыновья феодалов начинали готовиться к рыцарской службе с детства. Без многолетней тренировки невозможно было не только сражаться в тяжелых доспехах рыцаря, но даже передвигаться в них. С 7 лет мальчики становились пажами, а с 14 лет — оруженосцами рыцарей. Рыцари приходили на службу к сеньору с пажами и оруженосцами, с легковооруженными слугами. Этот небольшой отряд во главе с рыцарем назывался «копьем». В бою рыцарь дрался с рыцарем, оруженосец — с оруженосцем, остальные воины осыпали противника стрелами. В 18 лет оруженосцы становились рыцарями. Сеньор при этом вручал ему пояс, меч и шпоры. Постепенно сложились правила рыцарской чести. Одним из глинных качеств считалась верность по отношению к сеньору и щедрость к вассалам. Еще более важным качеством была доблесть. Доблестный рыцарь должен был постоянно стремиться к подвигам, проявлять храбрость и даже безрассудство в бою, презирать смерть. С доблестью связаны благородство и учтивость к противнику. Настоящий рыцарь никогда не нападет тайно, а, напротив, предупредит врага о предстоящем сражении, во время поединка с ним будет иметь такое же оружие и т.д. Правила рыцарской чести предписывали защищать церковь и ее служителей, а также всех слабых — вдов, сирот, нищих. Существовало немало и других правил. Правда, в реальной жизни они очень часто нарушались, а среди рыцарей было много необузданных, жестоких и жадных людей. Любимыми развлечениями феодалов были охота и турниры — военные состязания рыцарей в присутствии зрителей.
Военное сословие было неоднородным и включало в себя как крупных феодалов, так и владельцев мелких феодов (собственно рыцарей), а подчас и вовсе утративших свои владения и сохранивших лишь социальный статус. Еще одно господствующее сословие было представлено молящимися, т.е. церковью и служителями. В Средние века религия играла определяющую роль в обществе. Каждый момент жизни средневекового человека определялся религиозным мировоззрением и церковными законами. Религия давала человеку ощущение принадлежности к единому миру, который по определению мог быть только христианским. Правда, в реальности единого христианского мира не получилось. В 1054 г. церковь раскололась на римско-католическую (всемирную) и православную (правильно славящую бога). Между ними пролегла невидимая граница, преодолеть которую до сих пор полностью не удается.
Вместе с могуществом церкви росли и ее богатства. Церкви принадлежала примерно 1\3 всех возделываемых в Европе земель, населенных тысячами зависимых крестьян. Церковь взимала со всего населения десятую часть денежных и натуральных доходов (десятина), торговала должностями епископов и аббатов, брала плату за совершение обрядов, за отпущение грехов (продажа индульгенции — грамот, освобождавших преступников от наказаний, от угрызений совести за совершенные дурные поступки, обещавших прощение грехов и спасение души). Роскошь, в которой жили папа, епископы и аббаты, вступала в противоречие с учением Евангелия, новозаветными образами Иисуса и его учеников — апостолов, живших в бедности и призывавших к отказу от богатств. Множество верующих — горожан, крестьян, даже рыцарей, открыто заявляли, что церковь «испорчена», она исказила учение Иисуса, стала «дьявольской силой», а папа «наместником дьявола». Эти люди выступали за равенство всех верующих, против богатств церкви, десятины, платы за обряды, продажи индульгенций, торговли церковными должностями. Церковь называла этих людей еретиками, а их учение ересью, с которой она вела ожесточенную борьбу. В н. ХШ в. была учреждена инквизиция («расследование») — церковный суд, занимавшийся разоблачением и преследованием еретиков. Подозреваемых часто пытали, стараясь вырвать у них признание своей вины. Распространенным наказанием было сожжение на костре. Одним из способов борьбы с ересью было запрещение верующим (кроме священников) иметь, читать и тем более толковать Библию. Главная книга христиан оказалась запретной для большей части населения Европы. Такое положение вызывало протест не только среди населения, но и среди отдельных монахов. Некоторые из них основывали новые монастыри, где возрождались строгие правила. В X-XI вв. центром борьбы за очищение монашества стал монастырь Клюни во Франции. Приверженцы Клюни появились в других монастырях, где восстанавливались старинные порядки. Клюнийская реформа затронула всю церковь. Папы запретили торговлю должностями, отстраняли продажных и распутных священников и епископов. Служителям церкви запретили иметь семью (целибат), чтобы не было стимула копить богатства. Реформа значительно укрепила авторитет церкви. Однако со временем в церковной среде вновь распространяются пороки, связанные с ростом богатств. Недовольство существующим положением привелок возникновению в XIII в. орденов монахов-нищих. Эти монахи считали, что они должны жить не в монастырях, а странствовать по всему миру и проповедовать учение Христа. Первым возник орден монахов-францисканцев. Его основателем стал итальянец Франциск Ассизский. Он проповедовал любовь к людям, отказ от имущества, добровольную нищету. Другим объединением монахов-нищих стал орден доминиканцев, возникший в Испании.
Другой проблемой христианского мира стало противостояние светской и религиозной власти, которое началось на рубеже VI-VII вв. во времена папы римского Григория I. Церковь заявила о своих притязаниях на верховную власть, господство духовной власти над светской, церкви над государством. Началось многовековое противостояние папства и светских монархов Европы. В XI-XII вв. в эту борьбу были вовлечены разные страны и народы, верхи и низы средневекового общества. В итоге светские монархи потерпели поражение и были вынуждены приносить прощения. С помощью сложной системы наказаний церковь воздействовала и на монархов, и на рядовых мирян. Церковное отлучение, не допускавшее человека к церковным таинствам и обрядам, по существу, исключало его из системы общественных отношений. Ещё более тяжёлым наказанием был интердикт — отлучение целой территории или страны. Рост политического влияния папства особенно ярко проявился в организации Крестовых походов на Восток и походов против еретиков, ставших центральными событиями зрелого Средневековья. Идея защиты христианского мира от неверных стала также знаменем Реконкисты в Испании. Под эгидой католической церкви осуществлялась захватническая политика немецких феодалов и в славянских землях, в Прибалтике. За счёт крестоносных сборов со всех стран Западной Европы доходы папской курии достигли огромных размеров. Крестовые походы Прекращение в н. XI в. набегов венгров, арабов, норманнов способствовало успешному хозяйственному развитию европейских стран и быстрому росту населения. Однако к к.XI в. это привело к острой нехватке свободных земель. Участились войны и их спутники — голод, эпидемии. Причину всех несчастий люди видели в наказаниях за грехи. Лучшим способом избавления от грехов считалось посещение святых мест, прежде всего Палестины, где находился Гроб Господень. Но после захвата Палестины туркам и сельджуками, отличавшимися нетерпимостью к неверным, паломничество туда стало почти невозможным. Идея похода против мусульман для освобождения Гроба Господня получала все большее распространение в Европе. Это было не только богоугодное дело, но и способ обеспечить землей, как феодалов, так и крестьян. Все мечтали и о богатой добыче, а купцы надеялись на торговые выгоды. В 1095 г. папа Урбан II призвал христиан освободить от неверных Палестину (Святую землю) и Иерусалим, обещая всем участникам похода богатую добычу, отпущение грехов, а павшим в бою — райское блаженство. На призыв Урбана IIоткликнулись рыцари, для которых война ради наживы была привычным и главным занятием, крестьяне, мечтавшие вырваться из нищеты, освободиться от долгов (папа дал отсрочку от платежей до возвращения из похода), избегнуть голода, вызванного рядом неурожайных лет; городские бедняки, а также воры, нищие, бродяги, которым уже нечего было терять. Эти люди стали нашивать на одежду кресты из материи в знак того, что они отправляются в Святую Землю. Отсюда принятое историками наименование походов на Восток — крестовые походы. Первыми в Святую Землю двинулись отряды крестьян (так называемый «поход бедноты»). По пути они грабили поселения, считая, что все это — Божье и принадлежит им. Вопреки совету византийского императора, который предлагал дождаться основных сил, состоявших из хорошо вооруженных рыцарей, они переправились в Малую Азию, где почти все были уничтожены турками-сельджуками. Первый поход (1096-1099 гг.). Единого командования рыцарское ополчение не имело. Разными путями крестоносцы прибыли в Константинополь. Византийцы, в свою очередь, поспешили переправить крестоносное войско в Малую Азию. На пути к Гробу Господню мусульмане постоянно тревожили европейцев стычками, между вождями крестоносцев вспыхивали ссоры, в результате чего к Иерусалиму подошла лишь пятая часть войска. После месячной осады город был взят штурмом. На завоеванных землях было создано Иерусалимское королевство. Значительная часть крестоносцев, забрав добычу, вернулась в Европу. Постоянной военной силой, защищающей Святую Землю, стали духовно-рыцарские ордена (в переводе с латинского «орден» — организация, сообщество). Это были орден Госпитальеров (другое название — иоанниты), орден Тамплиеров (в переводе с французского — «храмовники»), а также Тевтонский орден (в переводе — «немецкий», поскольку большинство его членов были из Германии). В ордена входили рыцари, которые давали как монашеские обеты (бедности, безбрачия, послушания), так и обет бороться с оружием в руках с «врагами христианской веры». Жители покоренных крестоносцами стран ненавидели завоевателей. Для противодействия крестоносцам мусульмане создали сильное государство, объединившее Египет и Сирию, во главе которого встал Силах ад Дин (Саладин). Он объявил крестоносцам джихад — священную войну — и сумел отбить Иерусалим (1187 г.).
Последующие крестовые походы, организованные разными европейскими королями с целью вернуть Иерусалим, успеха не имели. Город остался в руках мусульман. Крестовые походы превращались в грабительские предприятия европейских феодалов, направленные на захват новых земель и богатств. Это ярко проявилось в ходе четвертого похода (1204 г.), когда крестоносцы вмешались в распрю между членами византийской императорской семьи и взяли штурмом христианский город Константинополь, разграбили его дома, торговые склады и храмы (включая храм Святой Софии). Завладев богатейшим городом Европы, крестоносцы не пошли в Палестину, а создали государство на землях Византии.
После этого крупных походов на восток уже не было, крестоносцы постепенно теряли свои завоевания, а в 1291 г. пала крепость Акра — последний оплот крестоносцев на Святой Земле. В итоге закрепиться в восточных странах европейцам не удалось. В выигрыше оказались лишь купцы итальянских городов Венеции и Генуи, так как средиземноморская торговля, контролировавшаяся ранее византийцами иарабами, теперь почти полностью перешла в их руки. Проникновение европейцев на Восток способствовало расширению их представлений о странах этого региона. Жители Европы стали выращивать новые для них полезные растения (рис, гречиху, лимоны, абрикосы, арбузы), заимствовали технические изобретения (ветряные мельницы), особенности быта (горячие бани). Вернувшиеся из походов рыцари приобрели вкус к восточным товарам (пряностям, тонким тканям, оружию из высококачественной стали, коврам). Это способствовало дальнейшему развитию торговли. Упадок папства. Начало XIV в. принесло ослабление позиций папства в борьбе со светскими монархами. Французский король даже перенёс папский престол в город Авиньон, где он пребывал около 70 лет. Ярким выражением глубокого кризиса, в котором оказались папство и римско-католическая церковь, стала так называемая «великая схизма», т. е. раскол (1378-1417). В течение 40 лет выбирались одновременно два, а иногда и три папы. Широкое движение за реформу католической церкви развернулось в XIV в. в Англии, в XV в. в Чехии. Для преодоления кризиса католической церкви был созван Вселенский собор, который заседал в Констанце с 1414 по 1418 г. В 1417г. был избран новый папа. Тем самым Великий раскол был преодолен. Позднее была предпринята попытка преодолеть противоречия между римско-католической и православной церквями. На Ферраро-Флорентийском соборе (1438-1445) была заключена уния — договор о создании союза церквей под главенством папы римского, но с сохранением своих обрядов и форм богослужения. Однако вскоре греческая и русская церкви отвергли унию как противоречащую церковным традициям православия и национальным интересам. Средневековые государства Западной Европы. Гибель в 476 г. Западной Римской империи считается гранью между историей Древнего мира и Средних веков. Падение империи связано с вторжениями на ее территорию варварских племен. Варварами римляне называли всех, кто жил за пределами Римского государства, не знал латинского языка и был чужд римской культуре. Вторжение варварских племен на территорию Римской империи в IV веке было вызвано движением гуннов, начавшемся еще в сер. IV века. Так началось Великое переселение народов. Поначалу римлянам удавалось отражать их вторжения, однако, к к. IV в. к германцам в их набегах присоединились многие другие варварские народы. На захваченных землях германские племена создали свои государства: вандалы — в Северной Африке, вестготы (западные готы) — в Испании, остготы (восточные готы) - в Италии, англы и саксы - на острове Британия, франки - в Галлии. Стоявшие во главе их короли были, прежде всего, племенными вождями (конунгами), предводителями боевых дружин. В королевствах не существовало единых законов, местное население продолжало жить по римским законам, а германцев судили на основании их собственных древних обычаев. Единственной организацией, уцелевшей после завоевания, была христианская церковь, епископы которой пользовались большим влиянием на население. Германцы постепенно приняли христианскую религию. Для нужд церковного богослужения, написания летописей, королевских указов и других документов использовалась латинская письменность, при церквах и монастырях открывались школы, в которых готовили священников. Города на территории Западной Римской империи в последние века ее существования пришли в упадок, многие из них были разорены варварами. Они сохранились лишь в Италии, Испании, на Средиземноморском побережье Франции; в остальных областях и странах до X в. города были немногочисленны и невелики по размеру. Date: 2016-07-25; view: 4887; Нарушение авторских прав |