Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Спрос и предложение: сущность и факторы определяющие





В рыночной системе задачу координации решают два рынка: рынок производственных ресурсов и рынок потребительских благ. Модель спроса и предложения дает объяснение взаимодействия предпринимательского сектора и сектора домашних хозяйств. Когда два сектора взаимодействуют по поводу купли-продажи на товарном рынке, модель определяет цену и количество прода­ваемых товаров. Когда они взаимодействуют по поводу купли-продажи на рынке ресурсов, они определяют цену и количество для ресурсов. Каждый рынок имеет два определенных типа субъектов, при­нимающих решения: продавцы и покупатели. Модель спроса и предложения представляет различные потребности этих субъек­тов. Функция спроса показывает покупки товаров, услуг и ре­сурсов при каждой цене. Функция предложения показывает коли­чества, которые продавцы товаров, услуг и ресурсов желают продать по каждой цене. Координация принимаемых решений на рынке обеспечивается равновесной ценой и равновесным коли­чеством для каждого блага.Цены, как результат взаимодействия предложения и спроса, сообщают важную информацию, необходимую для согласования решений, принимаемых домашними хозяйствами и фирмами. Эта информация играет важную роль в решении обществом пробле­мы распределения редких ресурсов.

В основе спроса лежитплатежеспособная потребность. Вели­чина или объем спроса — количество благ или продуктов, кото­рое желает и способен приобрести покупатель в данный период времени и данных экономических условиях (Q°).

Основные факторы, воздействующие на спрос.

Ценовые факторы (детерминанты) спроса: цена товара, р., цены заменители (субститутов), рsi, i=1,...,п. и цены дополняющих (комплиментарных) благ, рci j=l,...,m.

Неценовые детерминанты спроса:доход потребителя. Y, в кусы и предпочтения потребителя, Z, объективные условия потребления: климат, традиции и обычаи, условия проживания, N, о жидания потребителей (если потребители ожидают роста цен, они могут приобретать данный продукта большем количе­стве), Е.

Функция спроса: QD=D(p, ps1,..., psn, pc1,..., pcm Y,Z,N,E).

Если зафиксировать все аргументы (факторы), кроме цены товара p, то функция спроса примет вид:

QD=D(p).

Р
График функции спроса (кривая спроса) характеризует мак­симальные цены, которые готовы заплатить покупатели задан­ный товар. Кривая рыночного спроса получается за счет горизонтально­го суммирования индивидуальных линий спроса.

 
 

Рис. 27. Кривая спроса

Закон спроса утверждает, что при прочих равных условиях (т. е., когда все факторы, кроме цены товара, не меняются) с ростом цены р величина спроса QD уменьшается (точнее, не рас­тет).

Когда цена товара изменяется, то имеет место движение вдоль кривой спроса. Когда изменяется по крайней мере одно из «про­чих равных» условий — цены на другие товары, доход, вкусы и предпочтения - происходит сдвиг самой кривой спроса. Важно различать движение вдоль кривой спроса и сдвиг самой кривой.

Предложение товара - это такие товары, относительно ко­торых продавец уже готов заключить рыночную сделку, т. е. либо товары уже доставлены, либо готовы к отправке к покупателю. Объем предложения - количество благ, которое готов продать продавец за данный период времени при данных условиях(Q5).

Ценовые факторы предложения: цена товар, р., цены заменителей (субститутов), psi, i=l,...,n., цены дополняющих (комплиментарных) благ pci, j=l,...,m.

Неценовые факторы предложения:

1. Издержки производства. С, которые зависят от: технологии производства (с повышением уровня ехноло­гии линии предложения, как правило, перемещаются вправо, так как снижаются издержки, что позволяет производителю при той же цене предложить свои продукт в большем объеме); цен на ресурсы (с повышением цены на некоторый ресурс линия предложени переместится влево, так как за ту же цену про­изводитель может предложить лишь меньшее количество своего продукта в связи с ростом издержек производства),

2. Налоги и дотации (сростом налогов объем предлагаемого продукта сокращается и поэтому линия предложения перемеща­ется влево; с дотациями ситуация обратная), Т.

3. Объективные условия, N.

4. Ожидания продавцов (а, следовательно, стоящих за ними производителей), касающиеся возможных колебаний цен на дан­ный товар, цен на ресурсы, изменений налоговой политики пра­вительства и т. п., Е.

Функция предложения:

QS=S(p, ps1,,...,рsnc1 ...,рсь, С, T,N,E).

Если зафиксировать все аргументы (факторы), кроме цены товара р, то функция предложения примет вид: Qs=S(р). График функции предложения (кривая предложения) харак­теризует минимальные цены, за которые продавцы готовы про­дать данный товар. Движение по линии предложения S(p) называется изменени­ем величины предложения. В этом случае при изменении цены р изменяется, вообще говоря, величина Q5. Движение (не обязатель­но «параллельное») самой линии предложения (влево, вправо) называется изменением предложения. Закон предложения утверждает, что при прочих равных ус­ловиях (т. е. когда все факторы, кроме цены товар, не меняются) с ростом цены р величина Qs предложения растет, т. е. функция предложения есть возрастающая функция.


Задача потребительского выбора позволяет получить нам функции спроса, основываясь на функции полезности, ценах и эквимаржинальном принципе. Предельная полезность, как видно, зависит от состава набо­ра потребляемых благ

 

Q

Рис. 28. Кривая предложения

 

Поэтому оптимальные значения X1 и Х2 в решении задачи оптимального выбора есть функции парамет­ров Р1, Р2 и I:

x10= x10(p1, p2, I), x20= x20(p1, p2, I)

Полученные функции есть не что иное, как функции спроса на первый и второй продукты. Для каждой конкретной функции полезности может быть получена определенная функция спроса.

Функция спроса представляет собой зависимость объема по­купок от его цены. Изменение цен на одно из благ приводит к изменению соотношения цен, а следовательно, изменяет наклон бюджетной линии, что смещает точку равновесия потребителя.

Кривая, соединяющая все точки равновесия потребителя при изменении цен на одно из благ, называется кривой «цена - по­требление» Кривая спроса на нижнем графике представляет ко­личество товаров, которое покупает потребитель в виде функ­ции от цены товара. Кривая спроса и кривая «цена - потребле­ние» это два различных способа описания того, как покупаемое количество товара изменяется при изменении цены товара при прочих равных условиях (рис 4.4.).

Рис.29. Кривая «цена-потребление»

Так как решения потребителя зависят и от дохода, имеюще­гося в наличии, то изменения в доходе приводят к сдвигам ли­нии бюджетного ограничения параллельно самой себе, посколь­ку соотношение цен при этом не меняется. В результате измене­ний дохода устанавливаются новые положения точки равнове­сия потребителя. Линия, связывающая все точки равновесия, со­ответствующие разным величинам дохода, называется линией «доход - потребление». Линия «доход - потребление» для пары нормальных благ имеет вид, как показано на рис. 4.5.Из линии «доход-потребление» путем установления графи­ческого соответствия определенных оптимальных количеств дан­ного блага и связанных с этим величин дохода потребителя можно получить так называемую кривую Энгеля, которая показывает, каким образом количество купленного товара связано с денеж­ным доходом потребителя (рис 29). Форма кривой Энгеля оп­ределяет эластичность спроса по доходу.

Закон Энгеля.

Рассмотрим бюджетное ограничение

p1x1+p2x2=I (4.1)

и функции спроса на первый и второй товары:

x1=D1(p1, p2, I), (4.2)

x2=D2(p1, p2, I), (4.3)

Дифференцируя бюджетное ограничение (4.1) по доходу I,

Умножим первое слагаемое левой части соотношения (4.4) на


Рис.30 Кривая «доход- потребление»
Рис.31 Уровень жизни

В соотношении (4.5) сомножители р1x1/I и p2x2/I интерпрети­руются как удельные веса (доли) расходов потребителя на по­купку соответственно товаров 1 и 2 в общих расходах I:

коэффициенты эластичности спроса по доходу на первый и второй товары. Таким образом, из соотношений (4.5)—(4.7) по­лучаем, что

(4.8)

Другими словами, взвешенная сумма коэффициентов элас­тичности спроса по доходу для всех потребляемых товаров рав­на единице. Это справедливо для любого числа товаров. Так как h1 + h1 = 1, то из соотношения (4.8) следует, что справед­лив закон Энгеля: для каждого товара с эластичностью спроса по доходу, меньшей единицы (товара первой необходимости). должен существовать товар с эластичностью спроса по доходу. большей единицы (товар не первой необходимости, роскошь).

Суммарная кривая спроса D получается в результате сложе­ния по горизонтали индивидуальных кривых спроса (рис. 32). Функция рыночного спроса характеризует общий объем спроса всех потребителей при каждой данной цене данного товара. За­висимость рыночного спроса от рыночной цены определяется пу­тем суммирования объемов спроса каждого потребителя при дан­ной цене р: Q(p)=q1(p)+q2(p)+...+qn(p).

По аналогии с индивидуальным спросом факторами рыноч­ного спроса являются: предпочтения потребителей; доходы потребителей; цена данного товара; цены товаров-заменителей и дополняющих благ; количество потребителей данного товара. На данные факторы, в свою очередь, влияют общий размер населения, его возрастная структура, распределение доходов сре­ди демографических и иных групп населения, внешние условия потребления, реклама и т.д.

Рис.32Функция рыночного спроса

Эффект замены и эффект дохода. Концепция благосостояния

Изменение цен и поведение потребителя

Изменение цены на товар влияет как на возможности потре­бителя купить различные наборы товаров, так и на реальный доход потребителя. Когда цена падает, реальный доход потре­бителя, выраженный как максимальное количество товара, ко­торое могло быть куплено на имеющийся денежный доход воз­растает и наоборот. Изменение в цене вызывает сдвиг бюджет­ной линии. Например, изменение цены товара Х сместит бюд­жетную линию вдоль оси ОХ, не изменяя точки ее пересечения с осью 0Y (рис. 33, а). Аналогичные рассуждения можно провес­ти относительно товара Y. Например, увеличение цены товара Y повернет бюджетную линию ближе к началу координат вдоль оси OY (рис. 33,b).

Теперь предположим, что цены товаров Х и У изменились в одинаковой пропорции. Это было бы равносильно изменению покупательной способности дохода потребителя. На графике это отражается сдвигом бюджетной линии параллельно самой себе, так как одинаковое процентное изменение обеих цен не изменя­ет их соотношения и поэтому не влияет на наклон (рис. 33 с).


Рис.33. Кривые спроса

Рассмотрим, какие силы приходят в движение, когда меня­ется цена товара. Во-первых, если цена товара Х уменьшилась, ряд наборов товаров Х и Y, недоступных ранее, становится дос­тупным. При данном доходе можно теперь купить больше обеих товаров, так как повысился реальный доход. Во-вторых, линия бюджетного ограничения становится более пологой. Относитель­ная цена товара X, выраженная в товаре Y упала. Снижение цены делает более привлекательным замену товара К на товар X. В результате потребитель перемещается из точки равновесия Е1 в точку Е2 лежащую на более высоком уровне полезности (рис 34).

Рис.34. Эффект дохода для нормальных благ

 

Таким образом, увеличение реальных доходов в результате уменьшения цены товара Х позволяет покупать большее число нормальных товаров, т.е. спрос на эти товары увеличивается.

Та доля увеличения спроса на подешевевший товар, выз­ванная соответствующим увеличением реального дохода, назы­вается эффектом дохода от изменения цен. С другой стороны, снижение цены продукта означает, что он стал дешевле по отношению к другим продуктам и потреби­тели будут стремиться заменить более дешевым товаром другие товары, которые стали теперь относительно дороже.

Та часть прироста величины спроса, которая образовалась вследствие замещения более дешевым товаром других товаров, которые стали как бы дороже, называется эффектом замеще­ния. Эффекты дохода и замещения редко могут наблюдаться не­зависимо друг от друга. Для выделения эффекта замены на рис. 34 проводится дополнительная бюджетная линия. Угол ее на­клона определяется новым соотношением цен, а положение на графике - необходимостью касания первоначальной кривой без­различия U1 (в точке Е3).

Сдвиг объема потребления блага Х от Х1 к Х2 складывается из сдвигов X1 к Х3 (эффект замены) и от Х3 к X2 (эффект дохода).

Для товаров, которые являются некачественными, эффекты дохода и замещения будут работать в противоположных направ­лениях. При падении цены эффект замещения выражается в уве­личении количества покупаемого товара, тогда как эффект из­менения дохода привел бы к сокращению его количества. Одна­ко для низкокачественных товаров эффект дохода редко бывает достаточно большим, чтобы перевесить эффект замещения.

Рис.35. Эффект Гиффена

 

В итоге, когда снижается цена низкокачественного товара, его по­требление, тем не менее, почти всегда возрастает. Если эффект дохода при уменьшении цены на низкокаче­ственный товар является достаточно сильным, чтобы перевесить эффект замены, тогда потребитель отреагирует на понижение цены уменьшением потребления товара. Это нарушает закон спроса. Некачественный товара для которого эффект изменения до­хода превышает эффект Замены называется товаром Гиффена и кривая спроса на него будет иметь положительный наклон.







Date: 2016-07-25; view: 394; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию