Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рынок как категория микроэкономики





Рынок как категория микроэкономики выражает совокупность отношений по поводу купли-продажи отдельных видов товаров. Из этого определения видно, что микроэкономика имеет дело с конкретными рынками, например, с рынками хлеба, молока, автомобилей и т.д. На каждом из этих рынков возникают отношения купли-продажи между разными субъектами, выступающими либо в роли продавцов, либо в роли покупателей.

Продавцом на соответствующем рынке может быть как физическое, так и юридическое лицо, предлагающее товар. Причем он может быть как производителем товара, так и просто посредником, прежде бывшим покупателем данного товара. Но так или иначе продавец представляет производство и его главного субъекта. предприятие.

Покупателем на рынке также может быть физическое и юридическое лицо, приобретающее товар. Он может быть и посредником и в качестве такового после покупки товара становится продавцом. Но так или иначе покупатель стоит на стороне потребления. Вот почему рынок предстает как сфера взаимодействия не только продавцов и покупателей, но и производства и потребления, то есть как важнейшая часть более широкой сферы обмена.

Взаимодействие между покупателями и продавцами и, соответственно, между производством и потреблением осуществляется через взаимодействие спроса и предложения. И то, и другое представлено определенным количеством товара: спрос. количеством товара, которое

могут приобрести покупатели, предложение. количеством товара, которое готовы предложить продавцы. Каждый субъект рынка представляет какую-то долю спроса или предложения. Эта доля во многом определяет положение субъекта на рынке. Каждый субъект, будучи рациональным, стремится занять выгодное для себя положение на рынке. Соперничество субъектов рынка за выгодное положение на нем характеризует конкуренцию. Конкуренция идет: между продавцами; покупателями; продавцами и покупателями.

Объектом конкурентной борьбы между продавцами являются деньги покупателей. Каждый стремится продать свой товар, получив взамен его денежный эквивалент. Борьба особенно остра, когда предложение превышает спрос.

Объектом борьбы между покупателями является товар каждый стремится обменять свои деньги на нужный ему товар в нужном количестве. Такая борьба особенно отчетливо себя проявляет при превышении спроса над предложением.

Объектом конкуренции между продавцами и покупателями является цена на соответствующий товар. Смысл борьбы понятен: продавец стремится продать подороже, а покупатель купить подешевле. Цена является особенно важным элементом рынка. Прежде всего, цена выступает в роли носителя необходимой для субъектов рынка информации.

Благодаря ей они принимают соответствующие решения. Несмотря на полную самостоятельность субъектов рынка, благодаря цене их решения оказываются согласованными. Например, высокая цена при превышении спроса над предложением заставляет товаропроизводителей расширять производство и предложение товара, а покупателей ограничивать свой спрос на него. Тем самым

цена предстает как фактор, определяющий состояние рынка и поведение его субъектов, как центральное звено рыночного механизма, помогающего дать ответы на кардинальные вопросы экономики: что, сколько и как производить, что, где, сколько и когда покупать? Говоря о рынке как о сфере взаимодействия покупателей и продавцов, спроса и предложения, не следует рассматривать рынок как какое-то физическое место, где такое взаимодействие происходит.

В современных условиях сделки купли-продажи осуществляются по телефону, через Интернет с поставкой товаров с помощью транспортных компаний и переводом денег через банковскую систему. Все это означает, что за понятием «рынок» скрывается не физическое, а экономическое содержание. Рынок. это целая система сложных экономических отношений, возникающих по поводу купли-продажи товаров. Причем, эти отношения могут иметь пространственные границы, в связи, с чем выделяют локальные (местные), региональные, национальные и прочие.

 

 

Типы и виды рынков

Деятельность любой фирмы осуществляется всегда в конкретных экономических условиях, как правило, постоянно меняющихся, что за­ставляет руководтелей снова и снова отвечать на стандартные вопро­сы: следует ли производить продукцию; если- да, то в каких количест­вах; на какую прибыль можно рассчитывать; какой уровень убытков необходимо считать сигналом для приостановки работы фирмы или для ее ликвидации? Содержание ответов на эти и им подобные вопросы будет во многом определяться характером отрасли, в которой та или иная фирма функционирует. Не имея возможности исследовать особенности всех возможных рыночных ситуаций, экономисты выделили несколько основных типов рыночных структур, тщательно их проана­лизировав: чистая (совершенная) конкуренция; чистая монополия; монополистическая конкуренция; олигополия. Краткая характеристика перечисленных рыночных структур в це­лях сравнительного анализа представлено в табл. 1.

Таблица 1.

Основные характеристики рыночной структуры     Рынок совершен­ной конкуренции     Рынок несовершенной конкуренции
Чистая монополия Олигополия Монополис- тическая конкуренция
Количество фирм, произ-водящих продукцию Множество независимых Одна крупная Несколько крупных Достаточно много
'Тип продукта Стандартизи­рованный Уникальный, нет близких заменителей Стандартизиро­ванный или дифференцирован-ный Дифференциро­ванный
Контроль над ценой Цены определя­ются рынком Практически полный контроль Контроль ценового лидера Влияние ограничено
Степень сложности входа в отрасль Относительно легкий Очень трудный Трудный Вход в отрасль возможен

Понятие конкуренции является ключевым в теории и практике ры­ночных отношений, так как выражает их основную сущность. Несмот­ря на то, что для выполнения регулирующей функции в рыночном ме­ханизме используется множество рычагов и инструментов, основой ос­нов является здесь конкуренция. Если ее в реальности нет, то нет и рынка. Рынок и конкуренция в определенном смысле синонимы: одно без другого не существует. Отсюда следует, что формирование дейст­вительно конкурентной среды является одной из центральных задач Функционирования экономической системы в рыночных условиях.

Рассмотрим вкратце особенности функционирования фирмы в ус­ловиях различных конкурентных рыночных структур.

На совершенном рынке происходит взаимодействие множества покупателей и продавцов какого-то товара. Речь идет об абсолютно одинаковом товаре, который может различаться у разных продавцов только ценой. Поэтому конкуренция между продавцами носит ценовой характер.

Она предстает как совершенная, так как доля каждого продавца в общем предложении товара на рынке не значительна, так же как и доля каждого покупателя в общем спросе на товар. Совершенный рынок характеризуется также тем, что вход и выход на него свободен для всех, никому не запрещено заниматься производством и продажей данного товара, впрочем, как и прекратить его производство и продажу. На рынке нет каких-то препятствий или трений, мешающих работе рыночного механизма. На нем нет ни рэкета, ни государства с его пошлинами, ни сговора продавцов и т.п.

На таком рынке отсутствует какая-либо дискриминация как в отношении продавцов, так и в отношении покупателей. Наконец, совершенный рынок отличается тем, что все его субъекты обладают всей информацией о состоянии данного рынка.

Обзор свойств совершенного рынка показывает, что этот рынок близок к идеальному, так как в реальной жизни найти подобный рынок непросто. Между тем микроэкономика гласит, что отсутствие хотя бы одного свойства совершенного рынка делает его несовершенным. Получается, что все остальные представленные в таблице рынки относятся к типу несовершенных, выступая в различных видах.

Рассмотрим их по степени их несовершенства. Монопольный рынок - рынок с наличием одного продавца какого-то товара. В свою очередь, этот рынок может быть рынком с чистой монополией и рынком с монополистической конкуренцией. Рынок с простой или чистой монополией характеризуется тем, что один продавец продает товар, не имеющий заменителей. Так что этот товар не испытывает конкуренции со стороны других товаров, способных удовлетворять ту же потребность. Доступ на такой рынок затруднен. Такие рынки нередко обеспечивают предприятия, обладающие естественной монополией.

Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется тем, что один продавец продает товар, имеющий товары-заменители.

В результате у покупателей есть выбор между товаром монополиста и другими товарами, способными удовлетворять ту же потребность. Конкуренция на таком рынке, как правило, носит неценовой характер, большую роль в ней играет реклама, через которую продавец, пытается внушить покупателям мысль о незаменимости его товара. С помощью рекламы монополии нередко стараются сформировать «свой» круг покупателей.

Так, например, формируется «команда Пепси», «клуб» любителей пива «Толстяк» и т.п. Доступ на рынки с монополистической конкуренцией нередко затруднен системой патентования или крупными размерами начального капитала.

Рынок с двойной монополией характеризуется тем, что одному продавцу какого-то товара противостоит один покупатель, как правило, сам являющийся товаропроизводителем. Например, продавцом является производитель какого-то сырья, а покупателем фирма, производящая

из этого сырья какую-то продукцию. Таким единственным покупателем может быть и государство как заказчик какой-то продукции.

Олигопольный рынок характеризуется наличием нескольких продавцов и покупателей какого-то товара. Он, в свою очередь, как и монопольный, может быть рынком с простой, или чистой,и дифференцированной олигополией, так как несколько продавцов могут продавать товары, не имеющие заменителей, и товары, имеющие заменители.

Рынок с двойной олигополией характеризуется тем, что на нем друг другу противостоят несколько продавцов и покупателей какого-то товара. Обычно таковыми являются фирмы-производители какого-то товара (например, сырьевого) и фирмы его потребители.

Рынок с наличием монопсонии - это рынок с одним покупателем. Им может быть государство, которому продают товары различные фирмы. Это может быть крупная фирма, выступающая в роли покупателей продукции мелких фирм.

Преобладание в реальной жизни несовершенных рынков требует их должной организации. Поэтому рынки также подразделяют на организованные и неорганизованные.

Организованными считаются рынки, действующие в рамках определенных законов и правил, которым подчиняются как продавцы, так и покупатели. Законы, как правило, устанавливает государство. К ним относят антимопольные законы, законы о запрете недобросовестной конкуренции, о сертификации продаваемой продукции и т.д.

Правила обычно устанавливают сами субъекты рынка, как это происходит на различных биржах. Функционирование организованных рынков обеспечивается соответствующей рыночной инфраструктурой: банками, рекламными службами, информационными центрами, консалтинговыми компаниями, государственными инспекциями и т.д. Неорганизованными являются рынки, действующие за рамками установленных законов и правил. К таковым прежде всего относят «черные рынки», связанные с преступным миром. Этот рынок часто действует нелегально, так как объектом купли-продажи на нем являются товары, производство которых запрещено. К неорганизованным относят и «теневые рынки», на которых продают вполне легальные товары, но без соблюдения необходимых законов и правил. Например, товары, не прошедшие сертификацию. Наконец, к неорганизованным относят «серый рынок», торговая деятельность субъектов которого нигде не зарегистрирована. Это может быть уличная торговля, оказание пассажирских услуг частными автомобилистами, ремонтные услуги и т.д. Во всех странах существует неорганизованный рынок, но его удельный вес в общей торговле зависит, как правило, от степени цивилизованности рыночных отношений. В большинстве развитых стран эта доля не превышает 10.15%, тогда как в неразвитых странах эта доля может достигать 30.40%. Невысокий уровень неорганизованных рынков считается явлением нормальным и даже необходимым, так как «отмывание» денег, полученных на неорганизованных рынках, происходит в сфере легального производства. Так что «теневой» рынок подпитывает «светлый» рынок. Например, в США мафия, представляющая в основном наркодельцов, вкладывает в официальную экономику до 100 млрд долл. Специфика товаров, являющихся объектом купли-продажи, позволяет их объединить в две основные группы рынков: рынок потребительских товаров и рынок факторных товаров. Именно они являются объектами нашего дальнейшего анализа. Можно также выделить рынок инфраструктурных услуг, который обслуживает первые две категории рынков.

Date: 2016-07-25; view: 446; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию