Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Изменение цен на блага и бюджетное ограничение.
Для точного анализа поведения потребителя необходимо строго описать его целевые установки, т.е. зависимость уровня) полезности от состава набора потребляемых благ. Такая зависимость представляет собойфункцию полезности. Это соотношение между объемами потребляемых благ и уровнем полезности, достигаемой при этом потребителем: U=f(X1, Х2... Хn), U- уровень полезности, Х1 Х2... Хn - потребляемые блага в определенных количествах. Порядковая или ординалистская функция полезности определяет только порядок, расстановку, ранжирование благ. Количественная или кардиналистская функция полезности показывает не только порядок расположения уровней удовлетворения, но и оценивает количественные различия между такими уровнями. Наряду с общей полезностью - суммарным удовлетворением от потребления благ и услуг в определенном количестве существует понятие предельной полезности. Предельная полезность некоего блага представляет собой величину добавочной, дополнительной полезности, которую получает потребитель от потребления еще одной единицы блага. По мере того, как растет величина потребления данного блага, величина полезности, полученная от потребления каждой добавочной единицы этого блага сокращается. Принцип убывания предельной полезности состоит в том, что чем больше количество потребляемых благ, тем меньше предельная полезность. Решение о количестве, в котором следует потреблять данное благо - это результат сопоставления выгод и издержек. Потребительское равновесие достигается, когда предельная полезность в расчете на каждый доллар стоимости одного блага становится равна предельной полезности в расчете на каждый доллар стоимости другого блага, т.е. отношение предельной полезности к его цене должно быть одинаковым для всех благ – эквимаржинальный принцип. Более углубленное объяснение поведения потребителя и потребительского равновесия может быть дано при помощи кривых безразличия и бюджетного ограничения. По определению кривая безразличия есть геометрическое место точек, показывающее все возможные комбинации товаров, обеспечивающие потребителю один и тот же уровень полезности. Утверждается, что для потребителя, находящегося на данной кривой безразличия, равно привлекательны все комбинации благ, относящиеся к данной кривой. Наклон кривой безразличия характеризует величина предельной нормы замещения MRSxy, которая показывает количество товара Y. от которого потребитель отказался бы, чтобы получить еще одну дополнительную единицу товара X, при этом оставаясь на данной кривой безразличия.
Обычно кривая безразличия выпукла к началу координат. Это отражает то обстоятельство, что MRS обычно уменьшается с увеличением потребления одного товара вместо другого. Совершенно заменяющие друг друга товары имеют кривые безразличия в виде прямых линий. Совершенно дополняющие товары имеют кривые в виде прямых углов. Предельная норма замещения, характеризующая наклон кривой безразличия, измеряет желание обменять один товар на каждую единицу другого. Однако желания потребителя сдерживаются располагаемым доходом и уровнем цен на блага. Цены на товары отражают их относительную редкость, а бюджет ограничивает возможный общий объем покупок.Бюджетное ограничение показывает все комбинации товаров, которые могут быть приобретены потребителем при данном доходе и данных ценах и записывается следующим образом: I=Р1Х1+Р2X2 где I - доход потребителя, т.е. размер расходов на товары первого и второго вида равен доходу потребителя. Экономический смысл наклона бюджетной линии заключается в том, что он показывает то количество товара, от которого потребитель должен отказаться для приобретения дополнительной единицы другого товара, что выражается через соотношение цен (Р1/Р2).
Если бюджетную линию и кривые безразличия потребителей наложить на одну и ту же систему координат, то можно геометрически определить выбор потребителя, максимизирующего уровень полезности в рамках бюджетного ограничения. Максимальная полезность, достигаемая в данном бюджете, обеспечивается, когда потребляется комбинация товаров, соответствующая» точке, где бюджетная линия касается наивысшей из доступны кривых безразличия (рис 25). В этой точке наклон бюджетной линии равен наклону кривой безразличия, т.е. Р1/Р2= MRSx1x2 Так как MRSx1x2=-MU1/MU2 тогда условие достижения равновесия потребителя может быть выражено В точке равновесия потребителя соотношение предельных полезностей равно соотношению цен потребляемых благ. Формально задача потребительского выбора выглядит следующим образом: U(x1, x2)—> max. (целевая функция) p1 х1 + p2 x2 £ I (бюджетное ограничение) xj, Х^ > 0, (экономическое ограничение на значения переменных).
Контрольные вопросы и задания 1. В чем заключается проблема выбора для потребителя? 2. Может ли потребительский бюджет быть больше величины текущих доходов в краткосрочном и долгосрочном плане? 3. Какие факторы определяют выбор тех или иных товаров покупателем? Какая проблема возникает при наличии в продаже товаров субститутов? 4. Что лежит в основе стремления потребителей к разнообразию? 5. Каким правилом следует руководствоваться при наполнении потребительской корзины? Возможно ли оптимальное наполнение потребительской корзины в условиях товарного дефицита? 6. Чем характеризуется общее потребительское равновесие? Возможно ли его достижение в условиях инфляционного роста цен? 7. В чем заключается практическое значение теории потребительского поведения? Часть 3. ОБМЕН Date: 2016-07-25; view: 323; Нарушение авторских прав |