Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика человеческого познания….





Важнейшим условием ориентации человека в мире является адекватное (правильное) познание действительности. Так или иначе с этим согласны большинство философов, хотя многие из них подчеркивают трудность познания, а некоторые даже отрицают возможность познания. Возможность познания мира в общем оправданно считается мировоззренческой проблемой и является второй стороной основного вопроса философии. Познание вплетено в человеческую деятельность. Познание совершается с помощью других элементов (память, переживания и т.д.).

Познание обслуживает практику, но не сливается с практической деятельностью. У познания свой специфический продукт. Результатом познания являются знание, которое носит идеальный характер (существует только в сознании человека). Знание может воплощаться в создаваемых вещах (например, в языке).

Познание направлено на идеальное воспроизведение предметов и процессов. Познание носит соц.-упорядоченный хар-р. у познания двоякая направленность: 1)вглубь и 2) вширь. Движение мысли вширь – на базе созданной теории идет обобщение и накопление знаний.

Познание носит интенсивный и экстенсивный характер.

Гносеология – философское учение о человеческом познании. Человек и общество в своем бытии изменяют окружающий мир, общество может существовать изменяя мир. Это практическое отношение к миру и является практической основой общ-ва. Особенности человеческого бытия – это то, что для своего бытия, чел-к вынужден целенаправлено изменять окружающий мир. Чтобы изменение было рациональным человечество выработало познание. Задача гносеологии – выяснение природы человеческого познания, его основных закономерностей, определение целей и возможностей человеческого познания. Она рассматривает основные механизмы познавательной деятельности, анализирует структуру чел-ого знания, основные свойства знания (Что есть истина важнейший вопрос гносеологии), роль биологических и соц-х факторов познания, исследует закономерности развития человеческого знания и т.д. Гносеология пытается дать образ человеческого познания, опирается на многовековой опыт, связана с психологией, лингвистикой, кибернетикой и т.д.

В истории философии делались попытки обосновать теорию познания.

Фил-я Демокрита: познание – отражение всех явлений (от всех вещей – тончайшие оболочки, которые сталкиваются с человеком и он понимает их сущность). Здесь нет субъективной стороны познания.

Платон: объявил идеи вечными, чел-к не имеет никакого отношения к их созданию.

Гегель: трудность при объяснении взаимодействий между знаниями и материальными вещами. Исследовал познавательную деятельность и выделил 3 группы гносеологических отношений: 1) м/у познающим Субъектом и служащим источником заний – Объектом; 2) м/у Субъектом и знаниями; 3) м/у знаниями и Объектом.

Решается вопрос об источнике наших знаний, об адекватности полученных знаний реальности.

3 линии: 1.скептицизм; 2. агнестицизм; 3. оптимизм.

1- Юнг- единственное, что связывает человека с миром – это ощущения. Причина – субъективное понятие. Чел-к должен фиксировать свои ощущения и с помощью логики обрабатывать их. Скептицизм позволяет ставить проблемы, выдвигать гипотезы

2- Ощущения сами не говорят что это за мир. Кант – есть доопытный мир (априорный). Наши ощущения иннициированы «вещами в себе». Чел-к может фиксировать воздействия вещей в субъективной форме (пространстве и времени). Чел-к познает только так, как позволяет ему природа, он только фиксирует явления. Чел-к обладает разумом и рассудком (это категории – кол-во, кач-во, отнош-я и т.д.), следовательно – формируется знание. Познание – активный процесс, ч-к формирует знание. Природа самих вещей нам не доступна. Познание – результат длительной эволюции на биолог. и соц. уровне.

3- Опирается на идеи единства природы и чел-ка (и природа и чел-к так устроены, что м/у ними происходит взаимодействие – практическая деятельность; если мир был бы закрыт для нас, то мы не смогли бы проникнуть в структуру вещества).


33. Познавательное и ценностное отношение к миру…

Гносеология – философское учение о человеческом познании. Человек и общество в своем бытии изменяют окружающий мир, общество может существовать изменяя мир. Это практическое отношение к миру и является практической основой общества. Особенности человеческого бытия – это то, что для своего бытия, чел-к вынужден целенаправленно изменять окружающий мир. Чтобы изменение было рациональным человечество выработало познание. Задача Гносеологии – выяснение природы человеческого познания, его основных закономерностей, определение целей и возможностей человеческого познания. Она рассматривает основные механизмы познавательной деятельности, анализирует структуру человеческого знания, основные свойства знания (Что есть истина важнейший вопрос Г), роль биологических и социальных факторов познания, исследует закономерности развития человеческого знания и т.д. Гносеология пытается дать образ чел-го познания, опирается на многовековой опыт, связана с психологией, лингвистикой, кибернетикой и т.д.

Субъект и объект познания. В рационалистической философии проблемы теории познания рассматривались под углом зрения взаимодействия субъекта и объекта. Однако даже в рамках рациональной традиции трактовка Субъекта и Объекта существенно менялась. В докантовсой философии под Субъектом познания понимали единично-оформленное бытие, человеческого индивида. Под Объектом же, то, на что направлена познавательная деятельность и что существует в его сознании в виде идеальных мыслительных конструкций. Кант перевернул отношения Объекта и Субъекта. Кантовский Субъект – это духовное образование, то, что лежит в основе предметного мира. Объект же – продукт деятельности этого Субъекта. Субъект первичен по отношению к объекту. В нем классической философии Субъект предстает как надындивидуальная развивающаяся система, сущность которой состоит в активной деятельности. У Канта, Фихте, Гегеля эта деятельность рассматривалась прежде всего как духовная активность, которая пораждала объекты. У Канта, и Фихте эта деятельность носила материально чувственный характер, была практической. Субъект – носитель материального целенаправленного действия, связывающего его с Объектом. Объект – предмет, на который направлено действие.

Каковы же основные качества Субъекта, отличающие его от Объекта? Исходная характеристика Субъекта – активность, понимаемая как самопроизвольное, внутреннее детерминированное порождение материальной и духовной энергии. Объект же это предмет приложения активности. Активность человека носит осознанный характер и, следовательно, она опосредуется целеполаганием и самосознанием. Свободная деятельность есть высшее проявление активности. Таким образом, Субъект – это активное, самодеятельное существо, осуществляющее целеполагание и преобразование действительности. Объект – это сфера приложения активности Субъекта.

Различия м/у Объектом и Субъектом относительны. Субъект и Объект – это функциональные категории, которые означают роли различных явлений в тех или иных ситуациях деятельности. Индивид, если активно воздействует то Субъект, а если на него воздействуют другие, то он превращается в Объект. С точки зрения марксизма, человек становиться Субъектом познания лишь в той мере, в какой он включен в социальную деятельность по преобразованию внешнего мира. А это значит что познание никогда не осуществляется отдельным изолированным индивидом, а лишь таким Субъектом, который включен в коллективную практическую деятельность. Объект – часть объективной реальности, с которой Субъект вступил в практическое и позновательное взаимодействие. Таким образом, марксизм считает, что подленным гносеологическим субъектом является человечество, общество.

Познание как отражение действительности. Отражение – это взаимодействие двух систем, в результате которого особенности одной системы воспроизводятся в особенностях другой системы. В диалектико-материалистической философии свойство отражения распространяется на весь материальный мир. Но на каждом уровне развития материи она обладает своими специфическими характеристиками. Рассмотрим особенности отражения в познавательном процессе, который происходит на уровне человеческого сознания. Объективный мир воздействует на сознание человека специфическим способом. Результатом этого воздействия являются образы сознания. Эти образы являются снимками, копиями реальных вещей. Они объективны по своему содержанию, содержательно воспроизводят особенности отражаемого объекта. Но воспроизведение особенностей отражаемого объекта в образах сознания происходит в соответствии с особенностями, отражающей системы, т е сознания. А это значит, что образы сознания, будучи объективны по содержанию, субъективны по форме, т е несут в себе определенные характеристики субъекта.

Формы познавательного процесса многообразны. Самая древняя форма познания – мифологическая, со способностью к обобщениям, классификациям и логическому анализу. С мифологией генетически связаны религиозное, худодественно-образное и философское познание. Параллельно развивалось обыденно-практическое познание – получение элементарных сведений о повседневной жизни, практике людей и игровое познание, способствовавшее становлению культуры, удовлетворению любознательности, формированию определенных навыков общения. На более зрелой ступени общества возникло научное познание.


34. Единство чувственного и рационального в познании…

Познание, начинаясь с ощущений, восприятий, продолжаясь в видепредставлений, и поднимаясь на высшие этажи теоритического мышления, представляет собой единый процесс, тесно связанный с волей и чувствами. Диалектика чувственного и рационального в познании преодолевает метафизическую ограниченность сенсуализма и эмпиризма, преувеличивающих роль чувственной формы познания с однойстороны, и рационализма, умаляющего роль ощущений и восприятий. Рационализм, сильно гипертрофирующий рациональное в ущербреальной значимости чувственного может служить дорогой к идеализму. логическое мышление невозможно в отрыве от чувственного; изнего оно исходит и на любом уровне абстрагированния заключает в себе его компоненты в виде наглядных схем, символов, моделей.

Вместе с тем чувственная форма познания вбирает в себя опыт мыслительной деятельности. Единство чувственного и рациональногопредстает в процессе познания в виде бесконечной спирали: за каждым удалением от исходной мысли следует все новый и новый возврат к ним и их обогащение. С каждым понятием если не актуально то потенциально связанны наглядные представления, которые выступают не только начальным, но и конечным пунктом абстрактного мышления, когда оно воплощается в конкретноедело. Подчеркивая единство чувственной и рациональной ступени познания, мы должны иметь в виду, что они обладают и относительной самостоятельностью: мышление есть качественно самостоятельное целое со своей специфической структурой, отличной от структуры чувственного познания.

Общее направление процесса познания выражается в формуле <От живого созерцания к абсолютному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины>. Тут выделяется две ступени познания: чувственная и логическая.

В истории философии было два направления, абсолютизирующие ту или иную ступень познания:

- сенсуализм (чувственные познание абсолютизируется)

- рационализм (абсолютизация логической ступени познания)

Кант рассмотрел эти ступени познания в единстве, говорил о двух стволах познания: чувственности и рассудке. Генетически первой ступенью познания является чувственное.

Формы чувственного познания: ощущение; восприятие; представление.

Формы логического познания: понятие; суждение; умозаключение.

Понятие - форма мышления, в которой предметы отображаются в их общих существенных признаках. Понятия имеют различную глубину и степень общности. Понятие первоначально всегда связано с процессом математической практики.

Суждение - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается. Отношения м/у суждениями и понятиями диалектичны. Суждение является истинным, если отображает действующую связь предметов.

Умозаключение - форма мышления, когда из двух или нескольких суждений с логической необходимостью получают новые суждения.

Различают три вида умозаключений:

- индивидуальное (от частного к общему)

- дедуктивное (наоборот)

- традуктивное (когда вывод идет от знания одной степени общности к знанию той же степени общности)

Чувственное и рациональное познания диалектически взаимосвязаны. Любое чувственное созерцание человеком мира предполагает, что человек меняет уже имеющиеся знания. Большую роль в познании играет интуиция.

Творчество – принятие нестандартных решений в ситуациях, не имеющих аналогов в прошлом. В творчестве не только создается нечто оригинальное, но и развиваются сущностные силы человека, его способности и мастерство. Творчество есть самореализация, объективизация свободы. Хотя в творчестве присутствует бессознательный элемент, оно не противоположно рациональности, а является ее естественным и необходимым дополнением. Рациональное – фундамент, условие для проявления творчества.

Важнейшим из механизмов творчества является интуиция – внезапное получение знаний о каком-либо явлении. Интуиция относится к творческой стороне познания. С ее помощью мы узнаем новые идеи, уточняем какие-то понятия. Чтоб обладать интуицией необходимо находиться в творческом поиске.

Интуиция - прямое постижение истины без предварительного логического доказательства, когда промежуточные сведения аргументации отсутствуют. В интуиции проявляется единство чувствен­ного и логического познания.

Интуиция включает сознательную и бессознательную сферы. Общими чертами интуиции являются: непосредственность (решение задачи без логического выведения), неосознанность путей получения результат, внезапность (озарение).


Date: 2016-07-05; view: 757; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию