![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Философия глобального эволюционизма. Эвристический потенциал ГЭ и проблема развития современной научной картины мира.
Глобальный эволюционизм (ГЭ)возникает в середине ХХв.→как стремление построить научную картину мира на основе синтеза современных научных знаний. ГЭ часто характеризуется как принцип, обеспечивающий экстраполяцию идей, получивших, прежде всего, обоснование в биологии, а также в геологии, астрономии, химии, на все сферы деятельности и рассмотрение неживой и социальной материи как единого универсального эволюционного процесса. Новое содержание в концепцию ГЭ было внесено в 40-50гг. ХХв., когда были развиты идеи общей теории систем. Идея системного рассмотрения объектов оказалась весьма эвристической прежде всего в рамках биологической науки, т.к. рассматривает объекты не просто как системы, но как саморазвивающиеся системы (синергетика). ГЭ можно рассматривать как соединение идеи эволюции с идеями системного подхода. Идеи ГЭ получили обоснование в современной науке и только после этого они стали рассматриваться в качестве базисного принципа современной научной картины мира. В обоснование ГЭ определяющее значение внесли теория биологической эволюции и развитая на ее основе концепция биосферы и ноосферы, теория нестационарной (расширяющейся и раздувающейся) Вселенной и синергетика (которая как теория самоорганизации выявляла существенные закономерности развития мира). Глобальный эволюционизм, включающий в свой состав принципы эволюции и системности, предстает как особый принцип, характеризующий взаимосвязь самоорганизующихся систем разной степени сложности и объясняющей возникновение новых структур. Последние возникают в открытых системах, находящихся в неравновесном состоянии и формируются за счет внутренних кооперативных эффектов, под влиянием различного рода флуктуаций, благодаря чему осуществляется переход от одного типа самоорганизующейся системы к другому, а эволюция систем в конечном счете приобретает направленный характер. Глобальный (универсальный) эволюционизм позволяет выстроить новую картину мира. Он задает универсальность эволюционного видения мира, создавая возможность рассмотреть во взаимосвязи не только живую и социальную материю, но и включить неорганическую материю в целостный контекст развивающегося мира. Он позволяет установить существование единой прогрессивной эволюции от Большого взрыва до возникновения жизни и разума. Он дает возможность рассмотреть человека как объект космической эволюции, закономерно возникающий на определенном этапе функционирования нашей Вселенной. ГЭ может быть представлен как базисный принцип современной научной картины мира. Он все чаще рассматривается как некоторое умонастроение эпохи, поскольку на основе этого принципа весь мир, его бытие осмысливаются в терминах процесса, динамики, постоянного становления. 14.Человек как предмет философского и научного анализа… Антропологическая проблема существует со времен античности. Именно тогда человек был провозглашен мерой всех вещей. Но понятия "личность" у древних греков не существовало, т.к. сложилась сильная зависимость граждан от законов полиса и упорядоченности высшего уровня. Родоначальника "философии человека" Сократе: в проблеме антропологии интересовал не сам человек, а его мышление и рефлексы. Идея Аристотеля об общественной сущности человека была мыслью о человеке вообще, о его родовой природе, но не о понятии «личность». Идеалы стоической философии с их штампом беспристрастной личности уравнивали всех людей перед лицом рока. Теологические доктрины средневековья освободили человека от космологическом зависимости, но растворили чел. индивидуальность, поставив его а полную зависимость от воли Бога. Статус человека как индивидуальной и полноценной личности был осознан в эпоху Возрождения. Лишь в 16 в. «ренессансное» мышление осознало значимость человеческой личности. Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Индивид — это всегда один из многих, он безличен. Понятие "индивид" и «личность» являются противоположными по объему и по содержанию. Понятие индивид не фиксирует отдельных свойств чел., его биологические и социальные качества, это говорит о бедности его содержания. Но по объему оно богато, т.к. каждый человек- индивид. Говоря «человеческий индивид», имеют в виду лишь родовую общность людей и единичного представителя чел. рода. Когда происходит конкретизация этого понятия - указание на другие качества, ограничивается объем понятия, выделяются особенности социальной группы. Чем выше степень конкретизации понятия, тем оно богаче по содержанию и меньше по объему. Далее путем персонификации индивида отдельного человека логически мы приходим к индивидуальному представителю чел. рода. Предельно персонифицированный индивид есть личность. Это понятие включает в себя как общие и особенные признаки, так и единичные и уникальные свойства человека. Личность - это человек с ярко выраженными социальными признаками и соц. индивидуальностью, это активный, целеориентированный субъект отношений и созидательной деятельности. Личность — это всегда конкретный человек, носитель сознания. Личность ориентируется в обществе на его ценности и выполняет общественно-полезную деятепьность и несет ответственность перед обществом за свои поступки. Одной из черт, присущих личности является наличие самоуважения и достоинства. Основными способами выражения достоинства Л. является совесть, долг и честь. Индивидуальность личности выражает совокупность признаков, которые определяют неповторимость и своеобразие в процессе ее жизнедеятельности, развития, поведения, мышления, в стиле и образе жизни, особенностях поведения. Она раскрывает своеобразие сочетания свойств, способностей и возможностей личности. Человек формируется в конкретном историческом времени и социальном пространстве. Поэтому личность - итог, синтез и взаимодействие разнообразных факторов. Личность выступает носителем и выразителем всего общественно-социального. Она тем значительнее, чем в большей степени аккумулирует социально-культурный опыт человека и вносит свой вклад в его развитие. По своей структуре личность представляет собой устойчивую, скоординированную, саморегулирующуюся систему элементов содержания, включающих в себя: духовный мир, социально-ролевый комплекс, природные качества. Эти составляющие образуют целостность, которая явл. характеристикой взаимоотношения чел. с системой общ. отношений.. Типологическое определение личности основано на идее, что ее формирование - закономерный процесс усвоения элементов окружающей природной и социальной среды. Основные социальные типы личности: социально-классовые, социально-профессиональные, национально-этнические. 15. Происхождение чел-ка… Антропосоциогенез – процесс возникновения человека. Основные концепции: 1) креационистская/ религиозная (Бог сотворил мир, на 6-й день чел-ка, вдохнув в него бессмертную душу). А как иначе объяснить наличие в ч-ке бессмертных высших ценностей. Вне идеи образа божьего в ч-ке очень трудно объяснить, почему он должен быть милосерден, сострадателен к ближнему своему; 2) трудовая (Маркс, Энгельс). Ч-к произошел от высших животных в процессе трудовой деятельности (исп-ние орудий труда→трансформация организма→возникновение руки чел. типа→изменение гортани, мозга→возн-ие речи→исп-ие огня→увеличение V-а и массы головного мозга). Орудия труда – не только средства эффективной деятельности, но и форма закрепления коллективного опыта. Также происходит изменение соц.-нравст. системы: возн-ие запретов, норм, кот. регулируют поведение членов сообщества. 3) символическая (предметы культа (символы) – средство связи между миром сакральным и миром профанным). Символич. теория не противоречит трудовой. 4) игровая (Хейзинге). 5) психоаналитическая (Фрейд). Но трудно понять: 1) крайне малый срок перехода от обезьяны к человеку; 2) проблема недостающего звена; 3) проблема головного мозга (используется лишь 3-5% его→избыточность). Проблема антропосоциогенеза неясна и нерешена до конца. Человек принадлежит одновременно миру природы и обществу. →Ч-к – биосоциальный феномен. Отличие ч-ка от животного: способность абстрактно мыслить, спос-ть целеполагающей деятельности, угрызения совести. Ч-к становится ч-ком в обществе. Инвариантность и пластичность (Кирвель): 1) личность неизменна в своей жестокости, подлости и коварстве; она, если и развивается, то в худшую сторону; 2) ч-ка можно усовершенствовать только генетическим путем (биологическим); 3) ч-к есть продукт среды (рождаются все одинаковыми, а становятся разными под влиянием общества); 4) невозможно исправить ч-ка ни генетикой, ни преобразованием среды, но единственно возможный путь исправления – нравственность (пр-п нравственного совершенствования ч-ка изнутри с ориентацией на высшее мерило – Бога). Все эти т. зр. не беспочвенны. Дейст-но ч-к – инвариантное консервативное существо. По мере развития человечества стал все больше загрязняться генофонд. Генетика должна бороться с детскими болезнями, но духовный облик ч-ка она изменить не может. Ч-к есть продукт среды (дети Маугли). Если ч-к не будет стремиться к изменению сам, он не сможет измениться. В ч-ке можно выделить 3 уровня сущ-ния: тело, душа и дух. Тело – материальная оболочка, кот. развивается по законам природы. Душа – это область непосредственных хотений, желаний и эмоций, психика ч-ка. Понятие души позволяет установить связь между философией и другими науками. Дух – область предельно важных ценностей человека. Духовность – это искание абсолютного и совершенного, это огромный дар ч-ка (подлинное творчество, подлинное сострадание и милосердие). 16. Феномен субъективности и экзистенциальный опыт личности. Суть ф. экзистенциализма. – переживание своего существования внутренне изолированным индивидом, все интересы к-го сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном существовании. Сущ-ние индивидуума, его конечность, погруженность в ничто; прекращение существования, или смерть, переживание этих способов существования и вечный страх перед смертью – проблемы экзистенциализма. В наст. вр.сущ 2 концепции личности: личность как функциональная (ролевая) х-ристика чел и личность как его сущностная х-ристика. 1 коцепция опирается на понятие соц роли ч-ка. Эта концепция не позволяет раскрыть внутр. мир чел, фиксируя только его внешнее поведение, кот не всегда отражает сущность чел. Сущностная концепция явл более глубокой. Личность - индивидуальное выражение общ отношений и функций людей, субъект позания и преобразования мира, прав и обязаностей, этических, эстетических и всех иных соц норм. Личностные кач чел в таком случае есть производное от его соц образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый ч-к. Формирование личности в сущности есть процесс социализации индивида. Этот проц требует от чел продуктивной активности, выраж. в постоянной коректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг кот складывается неповторимая специфика личности. Личность есть совок трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия соц факторов и ее психосоциального ядра - “Я”. Это Я определяет характер психики чел, сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с обществеными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же явл основой формир соц чувств ч-ка: собств достоинства, долга, ответственности, совести, справедливости. Особым компонентом личности явл ее нравственность Соц обстоятельства нередко приводят к тому, что чел, поставеный перед выбором, не всегда следует самому себе, этическому императиву своей личности. Каждый чел биологически неповторим. Однако подлинный смысл уникальности связа не солько с внешним видом челов, сколько с его внутренним дух миром. В каждой личности есть нечто уникальное, что связано во-первых с наследственными особенностями, а во-вторых с условиями Среды в кот она выращивается. индивидуальность есть их органическое единство, неразложимое на составляющие.. Индивидуальность не есть абсолют. Вопрос смысла жизни. Три подхода к решению этой проблемы: 1)Изначально присущий жизни в ее глубинных основания; 2)За пределами жизни; 3)Созидается самим субъектом - нет однажды заданного смысла. Радость, надежда, любовь, совесть, мужество, добро, верность в дружбе, уважение к старшим, способность бороться с собственными недостатками и пороками... Все эти духовные ценности наполняют нашу жизнь смыслом, выступая в совокупности. Отдельно взятые, они могут исказить, объединить смысл жизни. проблемы смерти. С точки зрения науки, медицины, и материалистической философии смерть есть полное прекращение жизнедеятельности организма. С религиозной точки зрения смерть - это отделение души от тела, в результате которого тело подвергается разложению, а душа продолжает посмертное существование, формы которого, различны в разных религиозных системах (христианстве, индуизме, буддизме и др.). Материалистическое мировоззрение отрицает личное бессмертие: ч-к может сущ-ть после своей смерти, только продолжаясь в своих детях, в памяти потомков, в своих делах. С точки зрения восточных религ. систем душа человека после смерти продолжает сложные странствия и воплощается в новом телесном и душевном обличий (идея реинкарнации). При этом душа и тело человека и сама человеческая личность как носитель этих телесно-душевных свойств, качеств неуникальны. Ответственность – категория, отражающая особое социальное и морально правовое отношение личности к обществу, к-ое х-ризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. соотношения способности и возм.сти ч-ка выступать в качестве субъекта (автора) своих действий и более конкретные вопросы: способность ч-ка сознательно выполнять определенные требования и осущ-влять стоящие перед ним задачи; совершать правильный моральный выбор; достигать определенного результата, а так же связанные с этим вопросы правоты или виновности, возм.сти одобрения или осуждения, вознаграждения или наказания. Необходимость и свобода. Люди обладают знач свободой в определеии целей своей деятельности, средств для достиж этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осущ возм.сти путем выбора определенной цели и плана действий. Своб воли - это способность чел принимать решения и совершать поступки в соотв со своим интересами, целями, каждое действие чел есть сплав своб и необход. => Свобода личности, общества закл не в воображ независим от объект хаконов, а в способности выбирать, принимать решения. Date: 2016-07-05; view: 342; Нарушение авторских прав |