Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема начала науки.Как форма познания, наука возникла в Новое время, в 16-17 вв., в эпоху становления капиталистического способа производства и разделения единого ранее знания на философию и науку. С этого времени наука начинает развиваться относительно самостоятельно. Наука постоянно связана с практикой, получает от нее импульсы для своего развития, и сама воздействует на ход практической деятельности опредмечивается и материализуется в ней. В античности и в средние зека в основном происходило философское познание мира. В рамках этой философии объединялись знания и сведения о "первых причинах и всеобщих началах", формировалась определенная совокупность логических и математических знаний. Но зачатки этих знаний не сформировались как автономное, самостоятельное целое. Первые ростки науки создавались в древневосточных цивилизациях - Египте, Индии, Вавилоне, Китае. Это были лишь отдельные ветви науки, но не наука в целом. Причина такого положения кроется в общественно-исторических и социально-культурных факторах, - они не создавали объективных условий для формирования науки как особого целостного духовного феномена и социального института. В античный и средневековый периоды существовали лишь элементы, предпосылки науки, но не сама наука как целостная система знаний, которая возникла только в Новое время, в процессе отделения науки от традиционной философии. Буржуазные революции в Англии и Нидерландах дали мощный толчок для развития новых производственных и социальных отношений. Важным фактором для этих изменений оказывается наука, прежде всего экспериментально-математическое естествознание, астрономия, механика, физика, химия и другие частные науки. Понятия наука и естествознание в те времена практически отождествлялись, так как формирование гуманитарных наук имело некоторое отставание. Но различные отрасли наук были еще слаборазвиты. Поэтому о многих сторонах природы и общества приходилось рассуждать без достаточной базы знаний, и, следовательно, строить чисто умозрительные предположения. Достижение истины было невозможно без философии. Наука - явление конкретно-историческое. Прошедшее в своем развитии ряд этапов, которые можно разделить по разным категориям. Категорией (обоснованием) данной периодизации является соотношение (противоречие) объекта и субъекта познания. На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формируется стиль мышления, специфический понятийный аппарат и т.д. Классическая наука (17-19 вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании устранить все, что относится к субъекту познания, средствам, приемам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получение объективного знания о мире. Господствовал объективный способ мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения. Неклассическая наука (первая половина 20 в.) -учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности субъекта. Объяснение этих связей рассматривается в качестве' необходимого условия объективно-истинного описания и объяснения мира. Постклассическая наука (вторая половина 20 в.) осмысливает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами. Каждая стадия имеет свою совокупность теоретико-методологических и иных установок, свои фундаментальные идеи и свою картину мира. Классическая - механику, построение мира строится на принципе жесткого детерминизма. Неклассическая - строится на идеях относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности. Постклассическая - стадия становления и организации, ориентирование на "синергетическое движение" и глобальный эволюционизм. Рациональность – это тип мышления и соответствующего ему продукта, т.е. рациоального знания, обладающего дискурсивностью (способность выраж-ся в языке), определенностью понятий и терминов, системностью, обоснованностью, открытостью для внутренней и внешней критики оснований, средств и результатов мышления, рефлективностью, способностью к изменению всех компонентов мышления.
|