Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-экономическое развитие и эволюция государственности





В XIX в. в Европе и Северной Америке завершались модернизационные процессы. На их основе утверждались в ряде государств индустриальные общества. В экономической сфере они характеризовались заменой мануфактурного машинным производством, возникшим в результате промышленного переворота, начатого еще в XVIII в., развитием рыночных отношений, свободного предпринимательства. Под влиянием промышленной революции происходили изменения и в других сферах, упрощалась социальная структура, увеличивалось количество городов, росла численность населения, повышалась его мобильность, деловая активность. В буржуазной среде зарождались и утверждались либеральные ценности, ориентировавшиеся на экономическую и политическую свободу. Боги и короли прошлого были бессильны перед деловыми людьми и паровыми машинами. Власть монархов ограничивалась Конституцией и парламентом либо свергалась. На смену абсолютизму приходила представительная демократия с выборными парламентами, многопартийностью. Наиболее ощутимо все эти перемены проходили в передовых странах Западной Европы, позволившие им в XIX в. опередить в своем развитии другие государства.

В числе таких отстающих государств оказалась Россия. В XIX в. страна вступила в облике самодержавного государства с феодально-крепостнической системой хозяйства. Она занимала огромную территорию в 18 млн км2, расположенную на двух континентах. Численность населения составляла 74 млн человек. И если по численности населения, природным ресурсам Россия опережала Европу, то по экономическим и другим преобразованиям она явно отставала. Россия оставалась страной традиционного общества с неограниченной властью монарха, с сословной системой взаимоотношений. Главной политической и социальной силой являлось дворянство. В их руках находилось более трети всех земельных угодий Европейской части России. К привилегированным сословиям относились также духовенство, которое еще Петр I освободил от воинских повинностей и податей, и купечество, освобожденное от рекрутчины и частично от податей. К податным сословиям относились цеховые ремесленники и мещане, составляющие до 50 % жителей русских городов. Доминирующее место в этом сословии занимали крестьяне, которые несли основное бремя податей и подразделялись: на помещичьих, государственных и удельных (собственность императорской фамилии). Многочисленным и самым бесправным являлись помещичьи, или частновладельческие, крестьяне. Промежуточное положение в социальной структуре общества занимало казачество. За несение военной службы оно освобождалось от подушной подати, рекрутской и другой повинностей.

Основой экономики страны оставался аграрный сектор. В нем было занято 9/10 населения. Около половины аграрного сектора составляло помещичье хозяйство, другую половину занимала система государственного феодализма. В ней владельцем крестьян и земли являлось государство. Характерным для этого периода являлось разложение натурального хозяйства и проникновение товарно-денежных отношений в деревню. В помещичьем хозяйстве все больше производилось продукции на продажу. Возрастало значение экспорта хлеба. В этой связи ряд авторов ставят под сомнение сложившееся ранее в литературе утверждение, согласно которому в первой половине XIX в. имели место разложение и кризис феодально-крепостнической системы хозяйства. По их мнению, крепостническая система еще не исчерпала себя. Она продолжала действовать, видоизменяясь и адаптируясь к нарождавшимся капиталистическим отношениям. Некоторые помещики европейской части страны начали использовать наемный труд крестьян-отходников, применять сельскохозяйственные машины, культивировать технические культуры. Но таких передовых хозяйств насчитывалось лишь 3–4 % от их общего числа. Подавляющее большинство помещиков стремились увеличить товарность зерна за счет усиления эксплуатации крестьян: расширение барской запашки, шестидневная барщина, месячина, т. е. лишение крестьян земли и полный перевод их на барщину. Усиление эксплуатации крепостных крестьян неизбежно вело
к упадку их хозяйств, порождало застой и рутинность производительных сил в деревне.

Преобладание аграрного сектора в экономике в сочетании с жесткой системой крепостничества предопределяли специфику формирования и развития национальной промышленности. В первой половине XIX в. основная часть промышленной продукции выпускалась не крупными предприятиями, а мелкими крестьянскими промыслами. Особенно это было характерно для обрабатывающей промышленности. На их долю приходилось до 80 % общего объема выпускающей продукции. Наряду с мелкими промыслами действовали различные типы мануфактур: казенные, вотчинные, посессионные (обслуживались трудом подневольных крестьян) и частнокапиталистические. Казенные и вотчинные мануфактуры основывались на крепостном труде. Частнокапиталистические предприятия базировались на труде вольнонаемных рабочих.
Но подавляющее большинство среди них составляли крепостные крестьяне, отпущенные помещиками на заработки. Начавшийся в 1830–1840-е гг. в России промышленный переворот, как и в других странах, повлек переход от мануфактуры к фабрике, основанной на машинной технике. Но в отличие от стран Запада промышленный переворот в России начался позднее и имел специфические сложности: во-первых, отрицательно сказывалось отсутствие рынка свободной наемной рабочей силы; во-вторых, машинное оборудование было заграничного происхождения и ввозилось в основном из Англии и Бельгии; в-третьих, ощущалась нехватка крупных капиталов, необходимых для создания и развития фабричного производства. Переход к фабричному производству начался раньше всего в текстильной промышленности, поскольку ее изделия пользовались повышенным спросом, давали быстрый оборот капитала, а затем этот процесс охватил металлургическую, горнодобывающую и другие отрасли. Российская промышленность становилась многоукладной, отличалась многообразием производственных форм: кустарные промыслы, крепостная и вольнонаемная мануфактура, фабрики.


Промышленный переворот повлек изменения и в социальной сфере российского общества. Из гильдейского купечества, из числа «торгующих крестьян» стала нарождаться национальная буржуазия, имевшая фабрики и другие какие-либо частные предприятия. Наряду с буржуазией новым социальным слоем явились вольнонаемные работники. Среди них были неимущие горожане, государственные и крепостные крестьяне, уходившие на заработки с разрешения своих помещиков. К 1860 г. 4/5 рабочих составляли вольнонаемные. Крепостные крестьяне преобладали в их составе. Такие работники дорого обходились фабриканту, поскольку он должен был платить им зарплату и одновременно возмещать за них оброк помещику. Перемены в промышленной сфере повлекли рост городского населения. С 1811 г. по 1863 г. его численность увеличилась в 2,2 раза. К середине XIX в. завершилось превращение большинства городов из аграрных в промышленные и торговые центры. Купцы, став владельцами фабрик, не прекращали своей торговой деятельности, а вышедшие из кустарей промышленники соединяли промышленное и коммерческое предпринимательство. К середине XIX в. заметно увеличилась доля изделий промышленных предприятий, особенно текстильных и кожевенных. Реализация товаров по-прежнему осуществлялась через городские рынки, всероссийские и региональные ярмарки. Лишь в крупных городах возникали магазины, и розничная торговля приобретала стационарный, постоянный характер. В целом торговля развивалась медленно, не претерпевала каких-либо ощутимых перемен и тому были свои причины: во-первых, низкая покупательная способность подавляющего большинства населения страны; во-вторых, сохранялись и действовали в сельской местности традиции натурального хозяйства, ориентирующие на самообеспечение; в-третьих, устаревшая инфраструктура и отсутствие должной транспортной сети. Транспорт в России по-прежнему оставался исключительно гужевым и водным, имевшим сезонный характер. Ни тот, ни другой полностью не обеспечивали хозяйственные потребности страны. В 1860 г. в России имелось лишь 1500 верст железных дорог, что было в 15 раз меньше, чем в Англии. Основной грузопоток приходился на реки. Первый пароход «Елизавета» появился в России в 1815 г. К середине XIX в. в стране насчитывалось около 100 судов на паровых двигателях. Такая транспортная инфраструктура явно не соответствовала гигантским масштабам России.


Нараставшие противоречия, усиливавшиеся отставания России от передовых стран Запада свидетельствовали о том, что сложившаяся в основе своей еще в эпоху Петра I социально-политическая система изживала себя, не соответствовала требованиям времени. Вступивший в марте 1801 г. на престол Александр I не только осознал необходимость перемен, но и предпринял попытки по их осуществлению. Прежде всего он устранил одиозные стороны политики своего предшественника и отца Павла I: восстановил «Жалованные грамоты» дворянству и городам, освободил из тюрем и возвратил из ссылки всех арестованных и сосланных «тайной экспедицией», т. е. без судебного решения. Был вновь разрешен свободный въезд и выезд за границу. Этими своими действиями император завоевал популярность в обществе, сыскал славу либерала. В 1801 г. он создал так называемый Негласный комитет, ориентированный на разработку и обсуждение проектов реформ. Но не всё ближайшее окружение императора разделяло и поддерживало его реформаторские изыскания. Были и противники реформ. Поэтому Александр I вынужден был лавировать между теми и другими, идти на компромиссы, ограничивать содержание и характер преобразований. Наиболее удачной, по признанию большинства историков, явилась реформа высших органов управления, проведенная в 1802–1811 гг. Вместо старых петровских коллегий создавались министерства (вначале – 8, затем – 12), которые управлялись по принципу единоначалия, а министры несли ответственность перед императором. Для обсуждения министрами особо важных вопросов был учрежден Комитет министров. Модернизация системы высших органов власти повысила эффективность управления. С частичными изменениями она просуществовала до 1917 г.

Прогрессивный проект государственного переустройства России на европейских началах разработал в 1809 г. ближайший советник Александра I, статс-секретарь Непременного совета М.М. Сперанский. Стержнем проекта была реформа государственных органов, основанная на принципе разделения властей. Высшим законодательным органом выступала выборная Государственная дума, исполнительная власть сохранялась в министерствах, а сенат становился высшим органом судебной власти. Для координации действий высших государственных органов создавался Государственный совет, который не избирался, а назначался императором. Совет обладал правом предварительного рассмотрения законов до их внесения в Государственную думу. Право законодательной инициативы и утверждения законов сохранялось за императором. Александр I одобрил этот проект, но реализовать его не решился. Единственным исключением стало создание в 1810 г. Государственного совета – законосовещательного органа при государе. В марте 1812 г. Сперанский был уволен с государственной службы и отправлен в ссылку в Нижний Новгород, а затем переведен в Пермь.


Крайне осторожными были подходы Александра I к решению крестьянского вопроса. Император и его сторонники видели в крепостничестве источник социальной напряженности, понимали преимущество свободного труда над крепостными, считали власть помещика над крестьянами нравственным национальным позором. Но при этом они не спешили отменять крепостное право, а лишь устраняли его отдельные одиозные стороны. Уже в начале правления Александр I запретил раздачу государственных крестьян в частные руки; 20 февраля 1803 г. император издал указ «О вольных хлебопашцах», который разрешал помещикам освобождать крестьян с землей за выкуп. Однако реализация этого указа не дала каких-либо ощутимых практических результатов. За весь период царствования Александра I в разряд «вольных хлебопашцев» перешло около 0,5 % крепостных.

Реформаторские планы Александра I нарушила война с Францией. Послевоенный период (1815–1825 гг.) большинство историков характеризуют как консервативный по отношению к первому – либеральному. Усиление консервативных тенденций связывается с деятельностью влиятельного сановника А.А. Аракчеева. Проводимая им в те годы политика получила название «аракчеевщина». Это была политика, направленная на упрочение абсолютизма и крепостного права. Она выражалась в дальнейшей централизации мелочной регламентации государственного управления, в насаждении палочной дисциплины в армии. Ярким проявлением «аракчеевщины» стали военные поселения. Это была особая форма комплектования и содержания армии, построенная на принципах самообеспечения и самопроизводства. Вводилась она с целью снижения расходов на армию и создания резерва обученных войск. К военным поселенцам были отнесены 375 тыс. государственных крестьян. Фактически поселенцы дважды закрепощались – как крестьяне и как солдаты. Поселенцы не выдерживали тех жестоких условий, в которых они оказались, и отвечали на них бунтами. Правительство вынуждено было отказаться от практики военных поселений.

Однако нельзя однозначно оценивать вторую половину правления Александра I как консервативную. Император не оставлял попыток решения крестьянского вопроса и осуществления конституционных идей. В 1816 г. он поддержал инициативу эстлянского дворянства, решившего освободить крепостных крестьян. Но, получив личную свободу, крестьяне при этом лишились права на землю, и тем самым оказались в полной зависимости от помещиков. По такому же сценарию в 1816–1819 гг. крепостное право было отменено на территории всей Прибалтики. В 1815 г. император даровал Конституцию Царству Польскому. Польша становилась конституционной монархией. Конституция декларировала неприкосновенность личности, свободу печати, независимость суда, признание польского языка официальным. Это была одна из самых либеральных Конституций того времени.

Выступая в польском сейме, Александр I заявил, что Польша – это только начало и что конституционное устройство является ближайшим будущим всей России. По его поручению глава российской администрации в Царстве Польском Н.Н. Новосельцев разработал проект Конституции для России. В 1819 г. такой проект под названием «Государственная уставная грамота Российской империи» был ободрен императором. Конституция Новосельцева была шагом назад в сравнении с проектом Сперанского (назначения в Думу вместо выборности; дополнения имущественного ценза у Сперанского сословным принципом у Новосельцева, так как большинство избиралось от дворянства). Однако на реализацию этого проекта, как и на отмену крепостного права, Александр I не решился. В объяснение тому выдвигаются различные версии. Наиболее распространенными среди них являются нижеследующие.

Подавляющее большинство дворянства не осознавали необходимость назревших перемен и не хотели их осуществления. Поэтому они отторгали как реформаторские идеи, так и их носителей. Не учитывать настроения в высших кругах российского общества Александр I не мог, опасаясь дворцового переворота и его последствий.

Проведение масштабных, радикальных преобразований требовало их глубокой и обстоятельной проработки, с одной стороны, и должной социальной опоры и поддержки в обществе, с другой стороны. Иначе общество могло либо отторгнуть инициированные «сверху» преобразования, либо ответить на них бунтом. Этого не мог не понимать и не учитывать император.

В проведении реформ император мог опереться только на узкий круг прогрессивно мыслящих сановников и отдельных представителей дворянства. Но этих сил было явно недостаточно для реформирования страны.

Вторая четверть XIX в. началась с правления Николая I (1825–1855 гг.), личность которого неоднозначно оценивалась как современниками, так и последующими историками. Одни из них считают его деспотом и тираном «с кругозором ротного командира», другие видят в нем природный ум, большую работоспособность и т. д. Если личность императора оценивается противоречиво, то период его правления характеризуется консервативно-бюрократическим режимом власти, централизацией, жесткой регламентацией общественной жизни, милитаризацией управления, хотя в последнее время в литературе появляются несколько иные оценки. Так, например, некоторые авторы считают, что он продолжил курс Александра I, создал определенные предпосылки для реформ второй половины XIX в.

Начало правления Николая I совпало по времени с восстанием декабристов, которое оказало на него двоякое влияние. С одной стороны, заставило задуматься о российских проблемах (на рабочем столе у императора находились программные документы декабристов), но, с другой стороны, повлекло отмену либеральных указов и действий Александра I. Вводился, как и при Павле I, запрет на поездки за границу, за исключением дипломатов, и на въезд иностранцев в Россию, т. е. создавался «железный занавес», устанавливалась цензура, началась регламентация внутренней жизни. Для разработки законов создавались секретные комитеты, подчинявшиеся лично императору. Была создана собственная его Императорского Величества канцелярия с функциями высшего органа управления, состоявшая из четырех отделений. Особую роль играло III отделение и приданный ему корпус жандармов – специальные воинские части с полицейскими функциями: сыска, надзора.
По словам Ключевского, именно при Николае I было завершено создание русской бюрократии.

По-прежнему особую остроту для России представляло крепостничество. За время правления Николая I произошло свыше 300 крестьянских выступлений. Император признавал, что «крепостное право – зло», поэтому правительство, чтобы снять остроту крестьянского вопроса, предпринимало различные меры смягчающего характера. Согласно указу 1841 г. запрещалась продажа крестьян «в розницу», т. е. без семьи. В 1842 г. был издан указ «об обязанных крестьянах», дающий им свободу и земельный надел, но с последующей выплатой или отработкой. В 1837–1841 гг. по инициативе и под непосредственным руководством министерства государственного имущества во главе с графом П.Д. Киселевым (1788–1872 гг.) проводилась реформа государственной деревни, которая несколько упорядочила положение государственных крестьян и способствовала в известной мере развитию рыночных отношений на селе, учреждению крестьянского самоуправления на местном уровне. Земельные наделы малоземельных крестьян были увеличены. Дальнейший замысел Киселева предполагал постепенную эволюцию помещичьей деревни от ничем неограниченного крепостного права к его отмене, освобождения крестьян с землей. Однако этот замысел не был реализован. Николай I не решился и не мог решиться на отмену крепостного права как в силу своей приверженности идеям традиционализма, так и боязни крупных перемен в стране.

Россия явно отставала от ведущих стран Европы. Особенно наглядны в этом отношении показатели развития черной металлургии. Если в 1800 г. Россия выплавляла 9 971 тыс. пудов чугуна, а Англия – 9 836, то к 1860 г. Россия увеличивала его производство до 18 198 тыс. пудов, т. е. в 1,8 раза, а Англия – до 241 900 тыс. пудов, т. е. в 23 раза. Экономическая, а вместе с ней и военная-техническая отсталость России трагично сказались в период Крымской войны (1853–1855 гг.). Имея устаревший флот и в целом устаревшее вооружение, Россия проиграла войну Турции, на стороне которой воевали развитые капиталистические государства: Англия, Франция, владевшие современным оружием.

Со смертью Николая I на престол вступил Александр II (1855–1881 гг.), который обладал всесторонним образованием, широким кругозором, определенной решимостью. Он не только глубоко осознавал необходимость перемен, но и, самое главное, принял практические шаги по их осуществлению. Первые два десятилетия (60–70 гг. XIX в.) правления Александра II вошли в отечественную историю как годы «Великих реформ».

Подобно реформам Петра I, они охватили все основные сферы жизни российского общества. Как те, так и другие преобразования отличались своей масштабностью, опирались на прогрессивные достижения Запада. Большинство исследователей склонны считать, что в результате реформ Александра II Россия во второй половине XIX в. совершила крутой поворот от традиционного аграрного к индустриальному обществу. Этот поворот вылился в мощную и всестороннюю модернизацию страны, которая сопровождалась разрушением традиционализма, патриархального образа жизни и утверждением капиталистических отношений.

Отправной точкой реформ явилась отмена крепостного права. 19 февраля 1861 г. были приняты Манифест и «Положение об освобождении крестьян». Согласно этим историческим документам крепостное право в России отменялось навсегда, крестьяне получали права свободных сельских обывателей. Но земельный вопрос при этом решался сложно и не в пользу крестьян. Вся земля, которую обрабатывали крестьяне, объявлялась помещичьей собственностью. За пользование землей крестьяне отбывали барщину и платили оброк и назывались временнообязанными. Земля могла стать собственностью крестьянина только в том случае, если они заключали сделку с помещиком. Они платили 20 % от стоимости надела, а остальную сумму уплачивало за крестьян государство. Это была выкупная ссуда, вернуть которую крестьяне должны были в течение 49 лет ежегодными выкупными платежами по 6 % годовых. Ко времени отмены выкупных платежей (1905 г.) крестьяне заплатили за землю 1 млрд 570 млн рублей выкупа при стоимости земли в 1861 г. 544 млн рублей. Все это создало базу для обнищания и обезземеливания крестьянства.

Несмотря на односторонний характер решения земельного вопроса (в основном в пользу помещика), отмена крепостного права оказала большое влияние на процесс российской модернизации. Во-первых, в самом аграрном секторе начали развиваться рыночные отношения: купля, продажа, аренда земли, наем рабочей силы, происходила дифференциация крестьянских хозяйств, образовывался слой собственников. Те из крестьян, которые имели свое дело (занимались промыслом, мануфактурным производством, торговлей) теперь могли заниматься им свободно, без каких-либо финансовых и других ограничений со стороны помещиков. Они получали правовую основу для своей деятельности
и становились владельцами мануфактур и даже фабрик. Во-вторых, в результате разорения значительной части крестьянства стал ускоренно формироваться рынок свободной рабочей силы. К концу второй половины XIX в. крупная буржуазия, помещики, высшие чиновники и военные составляли 2 % населения страны, зажиточные мелкие хозяйства – 29 %, пролетарии и полупролетарии – 51 %.

Вслед за аграрной реформой в России начались и другие преобразования, прежде всего в области местного самоуправления. Они были направлены на создание системы местного самоуправления, развитие хозяйственной инициативы на местах. Наиболее ярко это проявилось в земской реформе (1864 г.). Новые органы местного управления – уездные и городские земства – выбирались из представителей всех сословий. Но выборы осуществлялись на основе имущественного ценза. Это давало преимущество наиболее обеспеченным слоям населения. В уездных земских собраниях дворяне составляли – 42 %, крестьяне – 38 %, купцы – 15 % и т. д. Крестьяне впервые получили представительство в органах местного самоуправления. Земства ведали делами местного значения: строительство школ, больниц, богаделен, приютов и дорог. Но они не имели прав заниматься политикой.

Близка к земской была городская реформа, проведенная в 1870 г. В крупных городах создавались городские думы на основе всесословных выборов. Однако выборы проводились на высокой цензовой основе. Например, в Москве в них могли участвовать 4 % взрослого населения. Сфера деятельности дум охватывала вопросы внутреннего самоуправления и медицинского обслуживания.

Поворот на путь индустриальной модернизации требовал иных масштабов подготовки кадров и изменения системы этой подготовки. «Положение о начальных народных училищах» от 14 июня 1864 г. ликвидировало государственно-церковную монополию на просвещение. Теперь создавать и содержать начальные школы могли как общественные учреждения, так и частные лица. Устав средней школы определял принцип равенства всех сословий и вероисповеданий, но вводил плату за обучение. Наряду с классическими гимназиями стали функционировать реальные училища, где большое внимание уделялось изучению математики, естественных наук, приобретению практических навыков в технике. Преобразования проявились и в высшей школе. В 1863 г. был издан самый либеральный университетский устав в истории дореволюционной России. Он вернул университетам автономию, расширил круг сферы деятельности университетских советов, ввел выборность ректора, деканов и профессоров.

В 70-х гг. XIX в. Было положено начало женскому образованию в России. В Москве, в Петербурге, а затем и в других городах открывались высшие женские курсы. Все это позволило расширить сферу образования, но всеобщим оно так и не стало.

Среди «Великих реформ» была судебная реформа (1864 г.). Она заменила сословный суд новым, основанным на принципах буржуазного права: равенство всех граждан перед законом и независимость суда от власти, несменяемость судей, гласность суда и состязательность судебного процесса с участием прокурора и адвоката. Утверждение основ индустриального общества, развитие рыночной экономики, свободного предпринимательства способствовали демократизации местного управления, созданию стройной системы образования. Но специфика российских реформ была такова, что они встречали противодействие как со стороны консервативных, так и революционных сил. Как те, так и другие силы были против реформ. Одни из них боялись нововведений, потому что не могли адаптироваться к ним и теряли свое материальное благополучие, другие силы теряли перспективу на революцию и захват власти. В марте 1881 г. член организации «Народная воля» террорист-смертник И. Гриневицкий убил Александра II. Убийство императора прервало реформирование страны. Через неделю после этой трагедии Совет министров отверг конституционный проект, подготовленный М.Т. Лорис-Меликовым и одобренный ранее Александром II.

Новый император Александр III (1881–1894 гг.), отличавшийся глубоко консервативными взглядами, разумеется, подверг пересмотру и ревизии преобразования своего отца. Часто в литературе царствование Александра III называют «эпохой контрреформ». Действительно, он пытался ограничить или приостановить процесс реформирования страны. Сторонники продолжения курса реформ – министр внутренних дел М.Т. Лорис-Меликов, министр финансов А.А. Абаза, военный министр Д.А. Милютин оказались в отставке. 29 апреля 1881 г. Александр III издал манифест «О незыблемости самодержавия», в котором выразил веру в принцип самодержавия и призвал защищать его от любых покушений. В 1882–1884 гг. были закрыты многие издания, отменена автономия университетов. Новое положение о земстве 1889 г. ограничивало его полномочия: усилило функции губернаторского надзора над земством, обеспечило перевес в нем дворянства. Изменениям подверглась и судебная реформа: ограничена несменяемость судей, присяжных; упразднён мировой суд. Но все эти и другие действия, предпринимаемые Александром III и его ближайшим окружением, во-первых, не могли разрушить фундамент, заложенный реформами Александра II, и, во-вторых, они касались главным образом политической сферы. В социально-экономической области осуществлялись действия иного характера, направленные на дальнейшее развитие реформ, утверждение капитализма. В аграрном секторе: все категории крестьян были переведены на обязательный выкуп, снижены выкупные платежи, отменена подушная подать. В 1882 г. был создан Крестьянский поземельный банк, выдававший ссуды крестьянам для покупки земли. В области промышленности учреждена фабричная инспекция для надзора за условиями труда и выполнением предпринимателем законов, изданы обязательные правила об условиях фабричной работы.

В 90-е гг. XIX в. в России завершился промышленный переворот. Продукция всей крупной промышленности в целом за 1893–1900 гг. выросла почти вдвое, а тяжелой промышленности – втрое. Россия заняла одно из ведущих мест в мире по темпам развития. Тяжелая промышленность росла быстрее, чем легкая. Высокими темпами строились железные дороги. За 1893–1902 гг. их протяженность увеличилась на 25 тыс. верст и достигла 53 тыс. Подъем не был случайным. Он был подготовлен в предшествующие годы в результате действия рассмотренных выше преобразований, а его мощным импульсом явились реформы С.Ю. Витте (министр финансов с 1802 по 1903 г.). Реформы преследовали цель: развитие тяжелой промышленности, превращение России из аграрной в аграрно-индустриальную страну. Решение столь грандиозной задачи подкреплялось конкретными практическими мероприятиями: по стабилизации финансовой системы (проведена денежная реформа, введено золотое обращение, усилено косвенное налогообложение), широкому привлечению иностранного капитала (за счет облигаций, акций, займов, прямых инвестиций), увеличению внутренних источников накопления (введена государственная винная монополия), изменению таможенных тарифов (повышены пошлины на ввозимые машины, оборудование). Развитие промышленности сопровождалось становлением рыночных отношений, образованием коммерческих структур. По обороту акционерного капитала Россия заняла одно из ведущих мест в Европе. В оптовой торговле вместо ярмарок стали действовать биржи. Широкое распространение получили коммерческие банки. Однако поступательное развитие российской промышленности было прервано мировым экономическим кризисом. И если в Европе кризис в 1904 г. закончился, то в России он перерос в депрессию и повлек обострение социальной напряженности в обществе. Начавшаяся в 1904 г. война с Японией закончилась летом 1905 г. поражением России. Поражение в войне окончательно подорвало престиж самодержавной власти. Разразившаяся в октябре 1905 г. Всероссийская политическая стачка (участвовало 2 млн человек) заставила царя подписать манифест 17 октября о гражданских свободах, о созыве парламента – Государственной думы. Этот документ свидетельствовал о крупном шаге России по пути конституционной монархии. Он вызвал раскол оппозиционного движения, повлек отход буржуазии и либеральной интеллигенции от революции. Политические партии могли действовать легально. Впервые в истории России в апреле 1906 г. был созван парламент. Однако царизм препятствовал работе Думы, стремился сделать ее послушной, обеспечить выгодный для себя состав депутатов; когда это не удавалось, то Дума под различным надуманным предлогом распускалась. Так, социал-демократические депутаты II Думы были ложно обвинены в подготовке заговора и арестованы. II Дума была распущена, а 3 июня 1907 г., вопреки Основным законам и манифесту, 17 октября был издан новый избирательный закон, изменивший представительство рабочих, крестьян и национальных меньшинств. Это событие рассматривалось как конец революции.

Главным итогом российской революции 1905–1907 гг. стало ограничение самодержавия, введение законодательного представительства и умеренных гражданских и политических свобод, появление и действие легальных партий и профсоюзов. В ходе революции возникло около пятидесяти партий, отстаивавших различного рода пути развития страны. Повысился уровень жизни рабочих. Среднегодовая заработная плата рабочих увеличилась с 205 р. в 1905 г. до 241 р. в 1907 г. В деревне отменили выкупные платежи, снижена арендная плата за землю. Начавшееся превращение самодержавия в конституционную монархию оценивалось современниками по-разному: самодержавный строй перестал существовать, абсолютизм принял «формы лже-конституционализма», или «конституционной империи с самодержавным царем».

Под влиянием революции началась аграрная реформа П.А. Столыпина (с 1906 г.). В процессе реформирования осуществлялось разрушение общины, которая длительное время сдерживала социальную дифференциацию аграрного сектора, проводился передел земли в центральных регионах страны, происходило переселение крестьян на новые территории, в частности на Урал и в Сибирь, где они приобретали земельную собственность. За 1906–1916 гг. переселилось 3 млн крестьян, из них почти 550 тыс. возвратились, что составляло 18 % от тех, кто подался на новые места. Из общины за 1907–1914 гг. вышло около 2,5 млн домохозяйств, или 26 % всех общинников. Официально Столыпинская аграрная реформа была приостановлена постановлением Временного правительства от 28 июня 1917 г. На самом деле это произошло гораздо раньше. Одни авторы считают, что процесс реформирования прекратился после 1 сентября 1911 г., т. е. после убийства П.А. Столыпина, другие – с началом Первой мировой войны (1 августа 1914 г.). Однозначно процесс реформирования не получил должного развития и тем более завершения, хотя первые успехи его были очевидны. В 1912 г. зерновой экспорт России почти на 30 % превышал экспорт Аргентины, Канады и США, вместе взятых. Сибирь стала вывозить на внутренний и внешний рынок до 800 тыс. т зерна ежегодно.

Не оказал существенной поддержки реформаторам и Николай II. Несмотря на свою высокую общую эрудицию и культуру, порядочность, тем не менее он не отличался прогрессивными взглядами, которые бы соответствовали требованиям времени. В реформах император видел разрушительную силу традиционализма, политическую, духовно-политическую опасность для своего существования. Поэтому он не понял необходимости поддержки и развития начавшихся модернизационных процессов в стране. Пережив «революционный шок», он стал прежними консервативными методами укреплять свою власть. Были блокированы большинство либеральных законопроектов Государственной думы (либо непосредственно, либо при помощи Государственного Совета). Состав Совета на 50 % контролировался лично царем. Он ограничивал деятельность земств, местного самоуправления, отрицательно относился к предпринимательству. Такая политика царя, наделенного, по сути дела, неограниченной властью, не могла не сказаться на развитии страны.







Date: 2016-07-25; view: 231; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию