Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общественно-политическая жизнь 3 page
В 1898 г. в Минске состоялся I съезд Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). На II съезде (1903 г.) РСДРП были приняты программа и устав партии. Программа РСДРП, принятая в 1903 г., состояла из двух частей. Первая – программа-минимум – включала в себя задачи буржуазно-демократической революции. Таковыми для российских марксистов были ликвидация самодержавия, установление демократической республики, введение всеобщего, равного, прямого избирательного права и других демократических прав и свобод, установление 8-часового рабочего дня, возвращение крестьянам отрезков, отнятых у них при осуществлении реформы 1861 г., отмена выкупных платежей. В 1906 г. социал-демократы существенно изменили свою позицию по крестьянскому вопросу. Большевики, в частности, стали отстаивать такие требования, как конфискация помещичьей земли и национализация всей земли (в 1917 г. эти положения составили основу большевистского Декрета о земле). РСДРП выступала за равноправие всех граждан, независимо от их национальной принадлежности (т. е. была против дискриминации людей по национальному принципу), за обеспечение права граждан получать образование на родном языке, за признание права на самоопределение за всеми народами, входящими в состав государства, и т. д. Вторая часть программы – программа-максимум – включала в себя задачи социалистической революции: осуществление этой революции При обсуждении многих вопросов на II съезде РСДРП возникали серьезные дискуссии. Особенно острыми были споры по первому параграфу устава – о членстве в партии. При голосовании победила формулировка, предложенная Ю.О. Мартовым: члену партии достаточно признавать программу и оказывать личное содействие организации. При выборах же в Центральный комитет успеха добились сторонники В.И. Ленина. Их стали называть большевиками, а сторонников Ю.О. Мартова – меньшевиками. Таким образом, уже на II съезде в РСДРП возникли два течения, две фракции. Разногласия между этими фракциями в дальнейшем усилились и касались они не только организационных, но и тактических, и стратегических вопросов. Меньшевики отстаивали демократические принципы организации партии. Большевики выступали за жестко централизованную организацию, каждый член которой должен работать в одной из ячеек партии (а не просто оказывать ей содействие), а все местные организации должны безусловно подчиняться решениям партийных съездов и Центрального комитета. Меньшевики считали, что в буржуазно-демократической революции в России гегемоном, т. е. руководителем, как и в подобных революциях на Западе, должна быть буржуазия, а рабочий класс – выступать в качестве ее союзника и помощника. Большевики отстаивали гегемонию пролетариата, а союзником его видели крестьянство. Меньшевики полагали, что между демократической и социалистической революциями неизбежен достаточно длительный период. Большевики следовали ленинской идее о возможности перерастания одной революции в другую.
Характерными чертами большевизма были: · опора на традиции российского революционного движения; · абсолютизация революционной стороны марксизма; · стремление максимально ускорить революционный процесс с помощью «субъективного фактора», т. е. организации революционеров; · безусловное отмежевание от либерально-буржуазного лагеря, отказ от всяких союзов с либералами. Характерные черты меньшевизма: · ориентация на общность революционного процесса в России и в Европе, на образцы западной демократии; · стремление к расширению числа союзников рабочего класса, в том числе и из либерального лагеря; · допущение политических блоков со всеми демократическими силами, включая партию кадетов; · использование всех форм борьбы, включая и вооруженные, при условии, если они не расходятся с нравственными нормами; · приоритетное внимание к деятельности в легальных организациях и Государственной думе; · выдвижение только тех задач, для решения которых уже созрели необходимые объективные условия. Большевики, таким образом, представляли радикальное, коммунистическое по своей сути, течение в социал-демократии. Меньшевики были умеренными социалистами, близкими к европейской социал-демократии, уже отказавшейся на рубеже ХIХ–ХХ вв. от идей революции. Принципиальные различия между меньшевиками и большевиками проявлялись практически по всем конкретным вопросам общественно-политической жизни страны в начале ХХ в.: по аграрному вопросу, о думской деятельности, об отношении к начавшейся мировой войне и т. д. Формально большевики и меньшевики вплоть до 1917 г., несмотря на разногласия, представляли одну партию – РСДРП. Фактически же раскол РСДРП осуществился в 1912 г, а в 1917 г. он был закреплен и организационно – большевики и меньшевики стали выступать как две самостоятельные партии. Одновременно с социал-демократическим марксистским течением в общественно-политическом движении формировалось еще одно социалистическое течение – социалистов-революционеров. Это было Неонароднические кружки стали создаваться в ряде российских городов в 1897–1898 гг. В 1900 г. В.М. Черновым в Париже была создана Аграрно-социалистическая лига. В 1902 г. Южная партия социалистов – революционеров объединилась с Союзом социалистов-революционеров в Партию русских социалистов-революционеров (ПСР). В 1900–1905 гг. в газете ПСР «Революционная Россия» вырабатывалась программа партии, которую утвердил в 1906 г. II съезд ПСР. Ведущими деятелями ПСР в начале ХХ в. были В.М. Чернов – ее признанный теоретик, Е.Ф. Азеф, Б.В. Савинков, А.Р. Гоц, Г.А. Гершуни. В ПСР вошли некоторые участники народнического движения ХIХ в. (М.А. Натансон, Е.К. Брешко-Брешковская). Е.Ф. Азеф, будучи одним из руководителей Боевой организации ПСР, как выяснилось позднее, сотрудничал с полицией. ПСР руководствовалась неонароднической идеологией, которая вобрала в себя идеи «общинного социализма» и некоторые положения марксизма. Партия выступала от имени единого рабочего класса, под которым понималось все эксплуатируемое население, – пролетариат, трудовое крестьянство, другие трудящиеся слои общества. Своими ближайшими политическими задачами ПСР считала свержение самодержавия, установление демократической республики, введение всеобщего, равного, прямого, тайного голосования, гражданских и политических свобод (совести, слова, печати, союзов, собраний и т. д.), 8-часового рабочего дня. Эсеры выступали за предоставление нациям права на самоопределение, вплоть до выхода из состава России; за федеративное устройство государства; за территориальную и национально-культурную автономию, т. е. за охрану прав национальных меньшинств. Решение аграрного вопроса ПСР связывала с выдвинутой ей программой социализации земли. Она означала конфискацию помещичьей земли, социализацию всей земли, т. е. уничтожение частной собственности на землю, превращение ее в общенародное достояние, и передачу в распоряжение демократически организованных общин для распределения между крестьянами по уравнительному принципу, т. е. по трудовой норме. Эсеровский законопроект, в основу которого была положена программа социализации земли во II Государственной думе, поддержали 104 депутата. В качестве конечной своей цели эсеры рассматривали социальную революцию, в результате которой должна была осуществиться экспроприация капиталистической частной собственности и реорганизация производства и общества на социалистических началах. В тактике эсеров большое место занимал террор, направленный против представителей власти. В 1902 г. эсеры убили министра внутренних дел Д.С. Сипягина, в 1904 – его преемника В.К. Плеве, в 1905 г. – великого князя Сергея Александровича. Всего в 1905–1907 гг. эсеры организовали и осуществили 220 террористических актов. В годы первой российской революции ПСР насчитывала в своих рядах более 65 тыс. человек. Местные организации действовали в более чем 500 городах и населенных пунктах 76 губерний России. Достаточно широкой была и социальная база эсеров: рабочие, крестьяне, солдаты, интеллигенция. Деятельность эсеров не сводилась только к террору. Они, как и РСДРП, вели устную и печатную пропаганду и агитацию, участвовали в организации крестьянских, рабочих, студенческих выступлений. ПСР имела своих представителей и в Государственной думе всех четырех созывов. В ПСР, как и в РСДРП, существовали различные течения, расходившиеся по идейным, тактическим вопросам. Часть эсеров, вышедших в результате разногласий из партии, образовала «Союз социалистов-революционеров-максималистов» (это было левое крыло ПСР), другая часть – Партию народных социалистов (энэсы). Партии социалистической ориентации, в первую очередь РСДРП, ПСР, – самые крупные из них, в начале ХХ в. имели значительный политический вес в освободительном движении и немалую популярность в различных слоях общества. Причины, которые объясняют это, достаточно разнообразны. 1. Политика правительственных верхов, следствием которой была нерешенность многих общественных проблем. В России, по существу, сохранялось, хотя и ограниченное, самодержавие. Императору, несмотря на появление парламента, в соответствии с новой редакцией Основных законов Российской империи (апрель 1906 г.) принадлежала «верховная самодержавная власть». По-прежнему была велика роль дворянства в жизни общества. Значительная часть крестьянства страдала от безземелья. Россия отличалась высокой степенью эксплуатации рабочих, неполнотой и нарушением властью демократических свобод, неравенством народов, русификаторской политикой. Часть этих и других проблем своими корнями уходила в далекое прошлое, часть – порождалась развертывавшимся процессом модернизации, утверждением новых общественных отношений. Наложение старых проблем на новые, их переплетение порождали многообразие и особую остроту социальных противоречий, что существенно ограничивало пространство для социальных и политических компромиссов, способствовало росту радикальных устремлений в обществе. 2. Разочарование общества в либерализме, его способности решить назревшие проблемы эволюционным, реформистским способом. В отношениях с оппозицией царизм проводил недальновидную политику, считая уступки ей недопустимыми, рассматривая их как проявление слабости. Руководствуясь принципом «кто не с нами, тот против нас» не только в отношениях с революционными, но и с либеральными силами, царизм не только сужал свою социальную базу, но и способствовал дискредитации либералов. 3. Сохранявшиеся у значительной части населения, причем не только у крестьян, глубокие общинные традиции. Эти традиции – коллективизма, уравнительности – создавали благоприятную среду для социалистических партий. 4. Популизм левых партий, их способность выдвигать простые, понятные массе лозунги, умение работать в ней. Культура России XIX в. занял в российской истории особое место, являя сложнейшее сочетание многих, зачастую полярных, культурных традиций. Каждое его десятилетие приносило стремительные социокультурные сдвиги, постепенно преодолевая сословную замкнутость, приводя к диалогу культуры различных общественных слоев. Настоящий духовный переворот в русском обществе был вызван патриотическим подъемом во время и после Отечественной войны 1812 г., способствуя преодолению раскола между европеизированной культурой дворян и традиционным народным укладом, формируя основы единого национального самосознания. Движение декабристов, по праву названных «детьми 1812 года», показало обществу совершенно новый тип русского человека, способного бросить вызов произволу деспотичной власти, и стало нравственной почвой для будущих общественных преобразований. Именно дворянское сословие, имеющее доступ к элитарному образованию, сыграло главную роль в развитии русской культуры первой половины XIX в. Представленная преимущественно дворянами, передовая русская культура объективно выступала против сословного неравенства, крепостного права, самодержавного и чиновничьего беззакония. Русское общество переживало период радикальной трансформации, становления национального самосознания и постепенной демократизации общественной жизни. Наиболее интенсивно эти изменения проявлялись во второй половине XIX в., в пореформенный период, когда происходила специализация различных сфер деятельности, особенно в науке, где создавались новые направления исследований, устанавливалось тесное взаимовлияние различных видов искусства. Развивалась сеть специализированных учебных заведений, расширялась база «разночинной» демократической культуры. Однако великая русская культура в полной мере отразила все противоречия и болезненную конфликтность своего времени. К 1830–1840-м гг. относят начало формирования российской интеллигенции. Постепенно большую востребованность приобретают профессии врача, учителя, адвоката, журналиста. Уже к середине XIX в. интеллигенция существует как сложившаяся группа, а с периода реформ эпохи Александра II превращается в одну из главных действующих сил российской истории, способствуя демократизации отечественной культуры. Само русское понимание интеллигенции, в отличие от западного, подразумевало не просто профессиональное занятие интеллектуальным трудом, но озабоченность проблемами социального переустройства мира, социальной ответственности. Традиционной чертой самосознания русской интеллигенции стала постоянная оппозиционность государственной власти, которая могла выражаться как в революционном максимализме, так и в либеральных взглядах. Другой неотъемлемой особенностью мироощущения интеллигенции, представители которой были выходцами из различных общественных групп, в России стало так называемое «отщепенство», порожденное социальной изолированностью, внесословностью. Чувствуя свой разрыв с народом, интеллигенция пыталась преодолеть эту дистанцию путем «служения» ему, и ее вклад в развитие народного образования, науки, осуществляемый через Комитеты грамотности, земские школы, благотворительные организации, был довольно весомым. В то же самое время, пытаясь приобщить народ к началам просвещения и изменить его жизнь к лучшему, интеллигенция все чаще обращалась к истокам русской народной культуры в поисках «подлинных» основ национального самосознания; стремилась взять лучшее из традиционного опыта русских крестьян, которые по-прежнему составляли основную массу населения страны. На долгие десятилетия в русской культуре утверждается «народная» тема, отражая эту тенденцию. Для значительной части интеллигенции именно архаичная сельская культура России стала ассоциироваться с «правдой» жизни, неподкупной совестью. Что же представляла собой в XIX в. традиционная культура русской деревни? Любая традиционная культура основана на накоплении и воспроизводстве коллективного опыта, который порождает особый, устойчивый тип самосознания. Духовная культура русского крестьянства имела религиозную основу, в которой христианство причудливым образом переплеталось с языческими обрядами, аграрной и бытовой магией. Главной ценностью крестьянского существования являлась Земля – творение Божие, за которую человек отвечает перед Богом. Для большинства русских крестьян была абсолютно нехарактерна протестантская тяга к накоплению богатств. В своей повседневной практике крестьянин полагался на Божью волю, но считал трудолюбие своим нравственным долгом, он не привык жаловаться и верил, что самый большой грех – зависть. Религиозные обряды (практика молебнов, использование святой воды) получили широкое распространение в России. Чрезвычайно велика была в деревнях роль сельских священников, которые часто заменяли собой, особенно в дореформенный период, учителей, врачей, судей, агрономов. Вся жизнь русской деревни проходила в рамках семьи и общины. Община как социальный институт обнаруживала в России чрезвычайную гибкость и историческую приспособляемость и довольно жестко регламентировала жизнь крестьянина. Семья являлась главной опорой человека, холостой мужчина не мог считаться «настоящим» крестьянином. Свадебный обряд был полон особых ритуалов, предельно сакрализован, поскольку отражал самое серьезное в жизни человека изменение социального статуса. Жизнь крестьянской общины была насыщена собственной исторической памятью в виде сказаний, былин, фольклора. Народное сознание отличалось высоким патриотизмом, смерть за Отечество представлялась очень почетной. В эпоху реформ новости достигали деревенской глубинки далеко не сразу. Как правило, источником информации были «прохожие люди», позже – газета, церковь, больница, школа. По мере развития сельской школы народ открывал в себе все большую тягу к грамотности, но в отличие от других, более образованных социальных групп, стремился в первую очередь к получению практических навыков. После отмены крепостного права крестьянин привыкал к большей самостоятельности, для него постепенно приобретали значение личная сила, ловкость, грамотность человека, способность обеспечить материальный достаток. На рубеже XIX–ХХ вв. стремительно разворачивался процесс «раскрестьянивания», массовый уход крестьян в города. Традиционные этические нормы переживали коренную ломку. Таким образом, на протяжении всего XIX в. культура России не приобрела массового характера, по-прежнему испытывала сильную социальную поляризацию и отражала предчувствие социальных катаклизмов. Наиболее полно тревожное ощущение неминуемых общественных потрясений воплотилось в культуре «серебряного века» рубежа XIX–XX вв. «Серебряным веком» называют сложную взаимосвязь культурных явлений России (искусства, философии, религиозных и политических течений) рубежа XIX – первых десятилетий XX вв. Первоначальное употребление термина было скорее негативным, так как серебряный век, наступающий после золотого (века Пушкина и его современников), подразумевает спад, деградацию, декаданс (от фр. décadence – упадок). В дальнейшем понятие «серебряный век» поэтизировалось и потеряло негативный оттенок. Оно было переосмыслено как образное, поэтическое обозначение эпохи, отмеченной особым типом творчества, особой тональностью поэзии, с оттенком высокого трагизма и изысканной утонченности. Деятели культуры этой эпохи сумели создать новый тип культурного осознания, утверждали внутреннюю свободу художника, его избранность, даже мессианство и преобразующую роль искусства по отношению к жизни. Разочаровавшись в реформаторских проектах предшествующего периода, остро предчувствуя скорый «конец» эпохи, поэты и художники уходили в мир «чистого искусства», заявляя, по выражению Н.А. Бердяева, свои права на «потустороннее», освобождая творческие силы от «гнета утилитарности». В первой половине XIX в. наблюдается как быстрая смена идейно-художественных направлений, так и длительное сосуществование различных стилей. В разных жанрах искусства произошел отход от эстетики классицизма, в которой явственно звучали каноны просветительской идеологии, гражданского долга, общественного служения. Постепенно усиливалось внимание к человеку, его внутреннему миру, чувствам, даже вопреки нормам общественной морали, выразившееся в становлении традиции романтизма. В России романтизм приобрел национальное звучание, отличался интересом к отечественной истории, воспевал сильную, героическую личность. Характерным представителем данного направления является В.А. Жуковский, автор романтических баллад и блестящих художественных переводов Гомера, Байрона, Шиллера. В рамках романтизма происходит становление русского исторического романа (А.А. Бестужев-Марлинский, М.Н. Загоскин). В ХIХ в. сформировалось понятие народности, подразумевающей под собой «правдивость картин русской жизни». В 1830–1850-е гг. русское искусство отмечено формированием традиции реализма. Поистине неоценима роль А.С. Пушкина в формировании культуры современного русского языка и отечественной литературной традиции в целом. Его поэзия и проза стали шедеврами русской классики реализма. В творческом гении М.Ю. Лермонтова отразились разочарования более молодого поколения николаевской эпохи, его произведения имеют ярко социальный, критический характер. Направление критического реализма развивалось и в прозе Н.В. Гоголя. Со временем традиция реализма в русской гуманистической литературе приобретает черты учительства и сострадательности, социальная проблематика занимает в ней основное место, все чаще звучит тема «маленького человека», купечества, крепостного крестьянства (И.А. Гончаров, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, А.Н. Островский). Вторая половина ХIХ в. стала в русской литературе эпохой критического реализма. Молодое поколение литераторов 1860–1870-х гг. отстаивало новые идеалы и принципы, приносило новые темы и жанры. Ведущее место занимал жанр очерка, позволяющий формулировать самые насущные проблемы современности (Н.В. Успенский, В.А. Слепцов, Г.И. Успенский), появляется демократический разночинский роман (Н.Г. Чернышевский, Н.Г Помяловский, Ф.М. Решетников). Достигает своего расцвета русский классический роман, представленный творчеством И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, которые поставили «великие вопросы» российской действительности. Поэзия Н.А. Некрасова, ставшего идейным вождем поколения разночинской молодежи, разносторонне раскрывало «народную» тему. Идейная атмосфера 1880-х гг. отражала уход российского искусства от болезненных социальных проблем, делала акцент на общечеловеческой, философско-обобщенной, нравственно-психологической проблематике. Новые писатели 1870–80-хгг. – В.М. Гаршин, В.Г. Короленко – мастера малых форм. В этот период начинается искрометная литературная деятельность А.П. Чехова, чьи рассказы изображали «хмурую точку жизни», мещанские стороны российского существования. С середины 1890-х гг. начался «серебряный век» русской культуры, имеющий разительный контраст с настроениями предшествующего десятилетия и полный ожидания «великого переворота». Выразителями этого направления стало литературное течение «символистов», «футуристов», «акмеистов» (А. Белый, Д. Мережковский, Ф. Сологуб, Л. Андреев, Н. Гумилев, А. Ахматова, В. Хлебников и др.). В XIX в. возрастает и общественная роль театра, формируется сеть театральных учреждений – от Малого и Большого театра в Москве, Александрийского театра в Петербурге до театров губернских и провинциальных. Драматургия А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя и особенно А.Н. Островского способствовала утверждению в театральном репертуаре реалистической драмы. Значительный художественный подъем переживала и российская музыка. Целая эпоха, отразившая формирование русской музыкальной классики, связана с именем М.И. Глинки, чье стремление использовать народные темы и мотивы удостоилось вначале небрежной оценки «кучерской музыки». М.И. Глинка – родоначальник основных музыкальных жанров в России – оперы, инструментальной музыки, романса – признание высокородных зрителей партера получил позднее, чем восторженные овации галерки. А.С. Даргомыжский также использовал в своих операх, полных большой социальной напряженности, новые музыкальные приемы. Вторая половина XIX в. отмечена деятельностью «Могучей кучки» (по выражению музыкального критика В.В. Стасова), объединившей композиторов М.А. Балакирева, М.П. Мусоргского, Ц.А. Кюи, А.П. Бородина и Н.А. Римского-Корсакова. Творчество «Могучей кучки» отличалось активным использованием национальных мотивов, собиранием фольклора, историко-эпическими сюжетами. Неподражаемыми шедеврами балета, оперы, симфонической и камерной музыки, редкими по силе эмоционального воздействия, стали произведения П.И. Чайковского. В области изобразительного искусства не наблюдалось стилистического единства. Архитектура русского «ампира» (от фр. empire – империя) воплощала традиции классицизма, базирующиеся в основном на пропорциях и архитектyрной стилистике древнего Рима (архитекторы А.Д. Захаров и А.Н. Воронихин, О.И. Бове, Д.И. Желярди). В 1830-е гг. произошел распад системы классицизма, архитектура приобретала все более функционально-утилитарный характер. Строительство доходных домов постепенно вытесняло дворянские особняки, рушило стилевое единство столиц. Получил распространение «русско-византийский» стиль, воплотившийся, в частности, в творчестве К.А. Тона, автора проектов Храма Христа Спасителя, Большого Кремлевского Дворца и Оружейной Палаты. Живопись также переживала период освобождения от установок классицизма, отражая возрастающий интерес к человеческой личности, к повседневной жизни простых людей. Таковы, например, романтические портреты О.А. Кипренского. В русском изобразительном искусстве стремительно утверждался романтизм, а затем реализм, вызывая постепенную трансформацию в академической иерархии жанров. Наиболее известный художник первой половины XIX в. – К.П. Брюллов, творивший как в классической, так и в романтической манере, автор «Последнего дня Помпеи» и известных «парадных» портретов, а также А.А. Иванов, в течение 20 лет создававший свой шедевр «Явление Христа народу». Реализм русской живописи рождался вне стен академий и был связан в первую очередь с творчеством А.Г. Венецианова, автора особой школы бытового жанра, увековечившего в искусстве повседневную жизнь крестьян. Утверждению принципов реализма будет способствовать в дальнейшем Училище живописи, ваяния и зодчества, открытое в 1832 г. Основателем критического реализма в живописи является П.А. Федоров, картины которого («Сватовство майора», «Анкор, еще анкор!») стали подлинной сенсацией, предвосхитившей пути будущего развития русского изобразительного искусства. В пореформенный период в живописи преобладает социально-бытовой жанр, ярко представленный, например, творчеством В.Г. Перова. В 1863 г. группа молодых художников, возглавляемых И.Н. Крамским, положила начало самостоятельному направлению отечественной живописи, эстетика и идейные установки которого противостояли официальному академизму. В дальнейшем оппозиционное направление живописи продолжило «Товарищество передвижных выставок», поставившее своей целью устроение художественных выставок для самых широких кругов российской провинции. Ведущими темами «передвижников» (Ф.А. Васильев, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, А.К. Саврасов, И.Е. Репин, Н.Н. Ге) стали картины русской природы, крестьянская тема, образы рабочих и интеллигенции, отличающиеся глубоким психологическим реализмом. Основные достижения исторической живописи этого периода связаны с творчеством В.И. Сурикова. В эпоху «серебряного века» в изобразительных жанрах искусства утвердился стиль «модерн». Импрессионизм (от фр. Impression – впечатление), возникший как течение живописи, создал не менее мощное направление в музыке, повлияв и на литературу. Ярко проявлялась тенденция к синтезу, когда творцы стремились выражать себя одновременно в разных видах искусства (композитор и художник М. Чюрлёнис, поэты и художники М. Волошин, В. Маяковский и др.) Особый расцвет переживал русский театр, вбирая в себя влияния, шедшие из литературы (драма), музыки (опера и балет). Отказываясь от принципов реализма, через сценографию он был связан с новыми художественными тенденциями. К оформлению драматических, оперных и балетных спектаклей обращались такие художники, как А. Бенуа, Бакст, М. Добужинский, Н. Рерих. Серьезную эволюцию в XIX в. переживала система образования. В России в 1820–1850-е гг. делался акцент на воспитании у населения религиозной нравственности, усиливался принцип сословности в образовании: были введены одноклассные приходские школы для низших слоев населения, трехклассные уездные – для незнатных горожан и семиклассные гимназии, дающие право поступления в университет, – для знатных. Однако объективная потребность страны в грамотных, квалифицированных кадрах привела в 1830-х гг. к образованию ряда ведомственных школ, а в 1840–1850-х гг. – почти 3 тысяч волостных училищ. Свого лепту в расширение социальной базы образования вносили и различные общественные организации, деятельность которых расширилась в пореформенный период через Комитеты грамотности, просветительские организации земств. Задачи распространения образования народа решались уже на более высоком уровне. Основоположником народной школы в России стал педагог К.Д. Ушинский. Широкое распространение получили воскресные школы (к 1862 г. их насчитывалось более 300). В 1860-е гг. в России была проведена школьная реформа, заявившая о бессословности образования, широких правах общественных организаций и возможности преподавательской деятельности для женщин. В ходе данной реформы наибольшее распространение среди начальных школ получили земские трехгодичные школы, существовали также церковно-приходские школы, находящиеся под попечительством Синода. Гимназии, в зависимости от специализации в естественных или гуманитарных науках, были поделены на реальные и классические, их число также значительно возросло. Общественно-педагогическое движение за народное образование приобретало массовый характер. В «черные 1880-е гг.», в так называемый период контрреформ, усилился контроль за начальной школой, были существенно ограничены полномочия земств, и самую широкую поддержку получила церковь, увеличившая количество церковно-приходских школ в 8 раз. Однако эти школы не имели такой прочной материальной базы, как земские. Народное образование фактически потеряло в этот период успехи последних десятилетий. Строгая цензура затрудняла доступ народа к книгам. В 1887 г. был введен циркуляр «о кухаркиных детях», резко сокративший доступ к образованию для низших сословий. Основной формой высшей школы в ХIХ в. являлись университеты, но постепенно появлялись и специализированные, отраслевые институты. Во второй четверти ХIХ в. открываются первые технические вузы – Петербургский практический технический институт и Московское ремесленное училище. Во второй половине ХIХ в. созданы новые университеты в Одессе и Томске, отраслевые вузы (Петровская земледельческая и лесная академии, Горный институт и др.) К концу ХIХ в. в России насчитывалось свыше 60 вузов, где обучалось около 30 тыс. студентов. Date: 2016-07-25; view: 239; Нарушение авторских прав |