Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общественно-политическая жизнь 4 page
В пореформенный период развернулось широкое движение за право на образование для женщин. Еще в конце 1850-х гг. были образованы бессословные женские гимназии, но предметов в них преподавали меньше, чем в мужских. В защиту женского образования выступали Д.И. Менделеев, И.М. Сеченов, Н.И. Пирогов. В 1860–1870-х гг. был открыт ряд Высших женских курсов, работавших по программам университетов, но не дававших университетских дипломов, и потому многие женщины ездили учиться за границу. Так, в университете Цюриха 1870-х гг. 80 % иностранных студенток составляли русские. В ХIХ в., особенно в пореформенный период, сформировался Во второй половине ХIХ в. в России уже существовала обширная система газетной печати. Увеличилось число ежедневных газет, во всех губерниях выходили официальные «Губернские ведомости». Большое развитие получили различные формы культурно-просветительных учреждений (библиотеки, музеи, выставки). В 1850-е гг. возобновилась работа многих публичных библиотек, закрытых в 1830–1840-х гг. Возникли бесплатные народные библиотеки-читальни, книжные склады, земские библиотеки. В период реформ развитие частных художественных коллекций получило широкое развитие. Многие из коллекций впоследствии составили значительную часть наших музеев и библиотек. Так, в начале 1880-х гг. для посещения была открыта картинная галерея П.M. Третьякова, подаренная им Москве в 1893 г. В 1894 г. в Москве появился Литератyрно-театральный музей, основу которого составила обширная коллекция по истории русского и западноевропейского театра А.А. Бахрушина (ныне – Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина). Вторая половина ХIХ в. – время появления в России многочисленных «профильных» музеев: исторических, естественно-научных, промышленных, сельскохозяйственных, художественных. Впервые были открыты краеведческие, мемориальные музеи. Многие были образованы по инициативе общественности. В 1872 г. в Москве был основан Политехнический музей, а впоследствии коллекции одного из его разделов послужили для создания Исторического музея, открытого в 1883 г. Развитие сферы народного образования, рост грамотности, расширение круга лиц, имеющих доступ к книгам, журналам, искусству способствовали формированию нового социально-культурного облика человека, человека, по выражению Н.В. Шелгунова, «с общественными мыслями, чувствами и интересами». Развитие науки в России в значительной мере стимулировал генезис капиталистических отношений, изменение социальных и экономических структур, складывание системы образования. Особенно способствовали научным изысканиям общая идейная атмосфера первых пореформенных десятилетий, демократический подъем, всколыхнувший страну. Однако зачастую ученые испытывали недостаток материальных средств, а подчас и полное равнодушие к практическим результатам своих исследований не только со стороны чиновников, но и промышленников. И все же успехи, достигнутые российской наукой в различных областях знания в ХIХ в., были впечатляющими. Русские ученые совершили ряд географических открытий, включая открытие Антарктиды (М.П. Лазарев, Ф.Ф. Беллинсгаузен), исследование островов Тихого и Ледовитого океана, Аляски, Амура. В 1845 г. было основано Русское географическое общество. Профессор Казанского университета Н.И. Лобачевский совершил переворот в научных представлениях о природе пространства, дав миру «неевклидову» геометрию, явившуюся предпосылкой для обоснования математических концепций современной физики, профессора Н.И. Зинин и А.М. Бутлеров создали отечественную химическую школу. Основателем военно-полевой хирургии, впервые применившим наркоз в условиях прифронтового госпиталя, был Н.И. Пирогов. Подъем общественных наук в первой половине XIX в. был, прежде всего, связан с изучением истории и представлен именами Н.М. Карамзина, Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева. С 1832 по 1865 г. развитие отечественной науки поддерживает присуждаемая Академией наук Демидовская премия, которую учредил промышленник П.Н. Демидов. В пореформенный период российская наука развивалась уже в форме крупных специализированных научных школ, многие из которых получали широкое мировое признание. Серьезный вклад в развитие наук внесли научные общества, существовавшие, как правило, при университетах. С деятельностью научных обществ было связано широкое развитие общественной инициативы в научной жизни. Всероссийские съезды ученых-естествоиспытателей, врачей, археологов, юристов стали новой формой научной жизни. Одним из наиболее громких достижений российской науки стало открытие Д.И. Менделеевым в 1869 г. периодического закона химических элементов. В тот же период осуществляется научная деятельность А.Г. Столетова – основателя отечественной физической школы. Успешно проходят экспедиции Русского географического общества – исследования Средней и Центральной Азии П.П. Семенова-Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского, Ч.Ч. Валиханова; географические и этнографические изыскания Н.Н. Миклухо-Маклая в Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании приобрели мировое значение. М.М. Сеченов вошел в историю отечественной науки в качестве основоположника современной физиологии и психологии, его последователем стал не менее известный физиолог И.П. Павлов. Распространение научных знаний в России способствовало становлению философии материализма, одним из главных выражений которой в ХIХ в. являлся дарвинизм. Среди русских последователей Ч. Дарвина были известные ученые: А.Н. Бекетов – основоположник морфологии растений, физиолог и блестящий популяризатор науки К.А. Тимирязев, И.И. Мечников и А.О. Ковалевский – создатели сравнительной эмбриологии. И.И. Мечников занимался также проблемами сравнительной патологии, в числе первых выйдя на исследование защитных функций организма. Во второй половине XIX в. были сделаны крупные успехи в области технических наук, особенно электротехники. П.Н. Яблочков изобрел первую практически пригодную дуговую электрическую лампу без регулятора («свеча Яблочкова»), а А.Н. Лодыгин создал лампу накаливания. Изобретение радиотелеграфа А.С. Поповым относится к числу выдающихся мировых открытий. В 1870–1880-х гг. А.Ф. Можайский работал над созданием первого русского самолета, Н.Е. Жуковский создал основы современной аэродинамики. К этому же времени относятся первые работы в области аэро- и ракетодинамики К.Э. Циолковского. Незаметный преподаватель калужской гимназии стал ученым мирового масштаба, основоположником современной космонавтики, впервые обосновавшим возможность использования ракет для межпланетных сообщений. Во второй половине ХIХ в. продолжилось развитие гуманитарных наук: истории, лингвистики, литературоведения, экономики. В 1860–1870-e гг. развернулась научая деятельность С.М. Соловьева. Его капитальный труд «История России с древнейших времен», над которым ученый работал всю свою жизнь (с 1851 по 1879 г. было издано 29 томов), стал крупнейшим достижением отечественной науки. Для рассматриваемой эпохи был характерен особый интерес к проблемам всеобщей, новой и новейшей истории, европейскому средневековью, славяноведению, востоковедению. Большой вклад в развитие исторической науки внес и В.О. Ключевский. Его книги, включая знаменитый «Курс русской истории», посвящены общим вопросам русской истории, проблемам крестьянства, возникновения и отмены крепостного права. Филолог И.И. Срезневский занимался изучением старославянского языка и древнерусской литературы, Ф.Ф. Фортунатов создал московскую лингвистическую школу. Проводились первые научные исследования произведений А.С. Пушкина. Первое научное издание сочинений поэта подготовил П.В. Анненков, написавший также ряд исследований о жизни и творчестве А.С. Пушкина. Интенсивно велись изыскания в области русской фольклористики, собирания и исследования в области устного народного творчества. В.И. Даль совершил свой титанический труд по созданию «Толкового словаря живого великорусского языка», не утратившего своей актуальности и по сей день. Специфичной чертой, характерной для развития науки в ХIХ в., стала широкая общественно-просветительская деятельность ученых, активная популяризация научных знаний через публичные лекции, издание научно-популярной литературы. Росло число научных и специальных периодических изданий (примерно с 60 в 1855 г. и до 500 к концу столетия). Развитие науки, естественнонаучные достижения оказали огромное влияние на социальную и культурную жизнь, включая литературу, состояние школьного образования, общественное сознание. Date: 2016-07-25; view: 250; Нарушение авторских прав |