Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественно-политическая жизнь 2 page





Полемика западников и славянофилов имела большое значение. Она готовила общественное мнение к пониманию необходимости перемен, способствовала становлению либерального и революционно-демократического течений в освободительном движении.

Значимую и заметную роль либеральные идеи начали играть в период подготовки и проведения реформ Александра II. Их отстаивали представители интеллигенции (профессораТ.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев и др.), а также либеральной бюрократии.

Одна из заметных фигур в российском либерализме предреформенной эпохи – К.Д. Кавелин, блестящий профессор Московского, а затем Петербургского университетов, один из основателей государственной научной школы в русской историографии. Своим главным делом на общественном поприще К.Д. Кавелин считал участие в подготовке крестьянской реформы. Проект этой реформы был им предложен в «Записке об освобождении крестьян».

Другими способами воздействия либералов на власть в предреформенные годы были периодическая печать, коллективные петиции. Так, в 1859 г. предводитель тверского дворянства А. Унковский стал инициатором обращения дворян своей губернии к царю с просьбой о проведении широкого обсуждения крестьянского вопроса.

Либералы понимали, что европейский вариант парламентаризма в России реализовать сложно. Этому препятствовали, как они справедливо полагали, неподготовленность общества и исключительная роль самодержавной власти. Поэтому свою задачу они видели в том, чтобы побудить самодержца к проведению реформ. Главными из них либералы считали:

· освобождение крестьян с наделением их землей за выкуп (безвозмездное изъятие земли у помещиков либералы рассматривали как нарушение принципа частной собственности);

· введение представительного правления;

· реформу судопроизводства и местного самоуправления.

Либералы настаивали на исключительно мирном ходе преобразований и отвергали революционное насилие.

Реформа 1861 г. не удовлетворила либералов. Так, в феврале 1862 г. на собрании тверского дворянства критиковалась непоследовательность правительства и ставился вопрос о созыве народного бессословного представительства.

Сосредоточием либеральной оппозиции с появлением местного самоуправления стали земства. Либеральной направленностью отличались некоторые периодические издания, особенно журнал «Вестник Европы» и газета «Русские ведомости».

Журнал «Вестник Европы» был одним из самых долговечных либеральных общественных начинаний эпохи 1860-х гг. (1866–1918 гг.). У истоков журнала стояла группа известных профессоров Петербургского университета – К.Д. Кавелин, М.М. Стасюлевич, А.Н. Пыпин. В 1861 г., когда правительство во время студенческих волнений повело наступление на права высшей школы, либеральная профессура ответила коллективным уходом из университета. Новой формой общественного служения для профессоров-протестантов стала журналистика. В «Вестнике Европы», как и других либеральных изданиях, публиковались критические материалы, пропагандировались реформаторские идеи либералов.

Идейные установки либералов пореформенной эпохи были развитием тех положений, которые они отстаивали в предреформенные годы. Либералы выступали за утверждение свободы, обеспечение прав личности, защиту частной собственности; создание представительных органов власти, начиная от земства и завершая общерусским «парламентом»; конституционную монархию; европеизацию России, распространение в ней образования и научного знания; эволюционный путь развития.

Либералы осуждали как произвол, репрессии самодержавия, так и революционное насилие. Основную задачу интеллигенции они видели в просвещении народа и воздействии на власть с целью побуждения ее к продолжению реформ.

При всей общности идейных установок в рядах либералов не было полного единства. Выделялись два направления: западнический либерализм (Б.Н. Чичерин, К.К. Арсеньев) и «национальный либерализм» (К.Д. Кавелин). Сторонники последнего считали необходимым и возможным соединение традиционных элементов российского общества (община, сильная государственная власть) с либеральными ценностями (гражданское общество, права и свободы человека).

Либералы неоднократно обращались к царю, призывая его ввести в России конституцию. В 1879 г. земские либералы провели в Москве съезд, на котором решили организовать широкую пропаганду конституционных идей и образовали Земский союз.

Мысль о беспочвенности надежд на самодержавное реформаторство привела некоторых либералов к выводу о необходимости объединения с революционерами-народниками. В декабре 1878 г. в Киеве на частной квартире состоялась встреча группы либералов-конституционалистов во главе с земским деятелем И.И. Петрункевичем с революционерами. Переговоры о совместных действиях успеха не имели из-за различия позиций по террору. По мнению либералов, основой союза могло стать именно согласие революционеров «временно приостановить всякие террористические акты» в обмен на обязательство земцев поднять, пользуясь передышкой, открытый протест против внутренней политики правительства и «предъявить требование коренных реформ в смысле конституции».

Контрреформы Александра III нанесли по либеральному движению сильный удар. Его оживление произошло на рубеже ХIХ–ХХ вв. и связано было с обострением социально-экономических и политических проблем и ростом числа массовых выступлений рабочих, крестьян, студентов.

Новая общественно-политическая ситуация остро поставила перед всеми политическими силами вопрос об организационной консолидации. Важным шагом в организационном сплочении либералов стал кружок «Беседа» (1899 г.), объединивший руководителей земского либерального движения. В 1902 г. земцы-либералы организовали за границей издание нелегального журнала «Освобождение» (редактор П.Б. Струве). В 1903 г. были созданы «Союз земцев-конституционалистов» (П.Н. Гейден, П.Д. Долгоруков) в Москве и «Союз освобождения» (П.Б. Струве, В.И. Вернадский, Н.А. Бердяев, С.Н. Прокопович) в Швейцарии.

Правое крыло либералов (во главе с Д.Н. Шиповым) состояло из земцев-дворян. Они отрицали парламентский строй и выступали за созыв Земского собора и сохранение сильной власти монарха, опирающейся на народное доверие. Левое крыло («Союз земцев-конституционалистов», «Союз освобождения») считало необходимым ввести в России конституционный строй по английскому образцу. «Союз освобождения», объявив самодержавие главным врагом, допускал даже возможным союз с революционным движением. Это означало измену одному из принципов либерализма – неприятию революционного насилия и отражало крайнее обострение отношений между государством, властью и обществом.

Основные либеральные партии были созданы в 1905 г.: в октябре – партия конституционных демократов (кадетов), в октябре же началось оформление партии «Союз 17 октября» (октябристов). Программа октябристов была утверждена на ее 1 съезде в феврале 1906 г.

Лидерами партии кадетов были П.Н. Милюков, П.Д. Долгоруков, С.А. Муромцев. В партию входили будущий всемирно известный ученый профессор В.И. Вернадский, популярные адвокаты М.М. Винавер, В.А. Маклаков, видный земский деятель И.И. Петрункевич и т. д.

Численность партии в годы первой российской революции составляла примерно 50–55 тыс. человек. Она имела свои отделы во многих регионах России. В Томске в местное отделение партии входили профессора В.А. Обручев, Е.Л. Зубашев и др.

Социальный состав партии кадетов дворянская и буржуазно-либеральная интеллигенция, помещики, средняя городская буржуазия. Удельный вес рабочих и крестьян не превышал 15 %. Несмотря на пестроту социального состава, кадеты были партией преимущественно городской интеллигенции (в отличие от октябристов – партии крупного капитала) – именно элита этой интеллигенции определяла стратегический и тактический курс кадетов.

Признавая только легальные способы деятельности, партия кадетов отстаивала свои программные положения на страницах печати – в газете «Русь», журнале «Вестник партии народной свободы» и др. Кадеты активно использовали трибуну всех четырех Государственных дум, внося на обсуждение депутатов десятки своих законопроектов. В I и II Государственных думах они занимали главенствующее положение. После свержения монархии в феврале 1917 г. кадеты преобладали в первом составе Временного правительства. Большевики, придя к власти, запретили кадетов как контрреволюционную партию.

Деятельность кадетов определялась программой, которая сформировалась на первых двух съездах партии в 1905 и 1906 г.

В соответствии со своей программой кадеты выступали за созыв законодательной Государственной думы, за всеобщее избирательное право, введение политических свобод (совести, слова, печати, собраний, союзов, передвижения и т. д.), обеспечение граждан судебной защитой. Кадеты последовательно проводили мысль о разделении властей. Политическим идеалом кадетов была парламентарная конституционная монархия английского типа.

Одним из самых острых социальных вопросов в России был аграрный вопрос. Центральное место в аграрной части программы кадетов занимало положение о частичном отчуждении помещичьей земли и передаче ее крестьянам. Отчуждение помещичьей земли кадеты предлагали провести за выкуп.

По национальному вопросу программа кадетов включала следующие положения: сохранение единой и неделимой России с предоставлением автономии Польше и Финляндии, равноправие всех граждан, независимо от национальной принадлежности, свободное культурное самоопределение народов. Это самоопределение предполагало право любого народа на развитие своей культуры.

Главным для решения рабочего вопроса кадеты считали предоставление рабочим права на стачки, образование профессиональных союзов, социальное страхование и охрану труда, а также установление
8-часового рабочего дня.

Таким образом, в целом кадеты выступали за капиталистическую модернизацию России по образцу ведущих стран Европы.

Лидерами партии «Союз 17 октября» – октябристов были А.И. Гучков, Д.Н. Шипов. Видную роль в партии играли крупный землевладелец М.В. Родзянко, известный адвокат Ф.Н. Плевако, московский банкир Г.А. Крестовников, фабрикант В.П. Рябушинский.

Численность партии октябристов в 1907 г. составляла 65–70 тыс. человек.

Социальный состав партии – промышленная и финансовая буржуазия, либеральные помещики, состоятельная интеллигенция.

В программе октябристов было много общего с программой кадетов, но были и определенные отличия.

Они также выступали за созыв законодательной Государственной думы и установление конституционной монархии, но с сильной исполнительной властью царя, за сохранение единой и неделимой России, но с предоставлением автономии в ней только Финляндии. В программе октябристов не было требования 8-часового рабочего дня. Для решения аграрного вопроса октябристы считали необходимым вернуть крестьянам отрезки, удовлетворить их земельные нужды за счет государственных и удельных земель. Частичное же отчуждение земли помещиков за выкуп октябристы допускали лишь при недостаточности вышеназванных мер. Октябристы поддержали аграрную реформу П.А. Столыпина.

Таким образом, октябристы, как и кадеты, выступали за обновление государственного и общественного строя, но их программа носила более умеренный характер, сближала их с правыми монархическими партиями.

Октябристы требовали самой суровой расправы над участниками Декабрьского вооруженного восстания в Москве. В I Государственной думе они были самой правой партией. В I–II Думах октябристы встречали в штыки все законопроекты не только левых фракций, но и кадетов. Октябристы одобрили роспуск I и II Государственных дум. Во II Думе оправдывали военно-полевые суды. На выборах в III Государственную думу, которые проводились на основе нового, еще менее демократического закона, октябристы получили наибольшее количество голосов. Но их было недостаточно для принятия нужных правительству решений. Поэтому в зависимости от характера обсуждаемого законопроекта октябристы объединялись при голосовании либо с правыми (националистами-монархистами), либо с кадетами. Этот механизм «октябристского маятника» позволял правительству маневрировать при принятии законов. Он был частью режима, получившего название «третьеиюньская монархия». Режим просуществовал с 3 июня 1907 г. до начала Первой мировой войны. Для него характерно сочетание черт самодержавного и элементов представительного правления.

В 1912 г. оживление общественного движения и разногласия по политическим вопросам в «Союзе 17 октября» привели к выделению из него новой либеральной центристской партии – Прогрессивной (прогрессистов). Лидерами ее стали А.И. Коновалов, П.П. Рябушинский, С.Н. Третьяков.

Прогрессисты выступали за расширение законодательных прав Государственной думы, установление реальной конституционной монархии, интенсификацию процесса реформ. Их главным требованием было введение ответственности правительства перед Государственной думой («ответственного министерства»).

В 1914 г. с требованием «ответственного министерства» выступил в IV Думе Прогрессивный блок. Он объединил прогрессистов, кадетов, октябристов, умеренных правых.Целью блока было недопущение в России революции. Блок требовал создания «правительства общественного доверия», т. е. правительства, которое бы пошло на сотрудничество с Думой во имя наведения порядка в тылу и достижения победы на фронте.

Определенную известность, кроме названных выше, имели в России такие либеральные партии, как Партия демократических реформ, Партия мирного обновления и др.

Российскому либерализму ХIХ–начала ХХ вв. не удалось реализовать свои идейные и политические установки, утвердить либеральные ценности в сознании широких слоев населения. На выборах в Учредительное собрание в ноябре 1918 г., подготовку которых осуществило еще Временное правительство, кадеты вместе с правыми получили всего 17 % голосов (большинство оказалось у эсеров, большевиков, меньшевиков, т. е. у представителей социалистических партий).

Невостребованность либеральной альтернативы развития в России в начале ХХ в., помимо всего прочего, коренится и в особенностях российского либерализма. Эти особенности заключались в следующем:

1. Социальной опорой либерализма были преимущественно передовые дворяне, интеллигенция. На Западе же либерализм опирался прежде всего на широкие буржуазные слои, которые по своей экономической и социальной сути были ориентированы на глубокую экономическую и политическую модернизацию без той оглядки на прошлое, которая была присуща дворянству как социальному явлению прошлого, уходящего общества.

2. До начала ХХ в. либерализм в России носил скорее идейно-нравственный, чем политический характер. В организационно-политической консолидации российские либералы оказались позади революционно-демократических сил.

3. Российскому либерализму не хватало политической решительности, они были склонны к сотрудничеству с правительственными верхами. В самодержавии они видели силу, способную осуществить модернизацию России, сохраняя при этом социальную и политическую стабильность, силу, способную противостоять революционным потрясениям. В этом плане весьма показательно известное заявление П.Н. Милюкова: «Мы оппозиция Его Величества, а не Его Величеству».

В первой четверти ХIХ в. возникают тайные общества, члены которых ставили своей целью изменение государственного и общественного строя. Впоследствии они получили название декабристов.

Причины возникновения движения декабристов:

· социально-экономическая и политическая действительность России: самодержавный деспотизм, бесправное положение основной массы населения (крепостное право);

· восприятие образованной частью общества идей Европейского Просвещения (естественных прав человека, разделения властей и т. д.);

· знакомство во время заграничных походов русской армии с европейскими социальными порядками;

· возникновение после Отечественной войны 1812 г. чувства уважения к народу (декабристы называли себя «детьми 1812 года»);

· разочарование части общества в политике правительства Александра I, протест против нарастания в ней консервативной тенденции.

Наиболее известными обществами декабристов были «Союз спасения»(1816–1818 гг.), «Союз благоденствия» (1818–1821 гг.). В 1821 г. возникли два новых общества:Северное – в Петербурге,Южное – в воинских частях на Украине.

Общества объединяли в основном либерально настроенную дворянскую молодежь. Наиболее активными членами Северного общества были К.Ф. Рылеев, М.С. Лунин, Е.П. Оболенский, Н.М. Муравьев, И.И. Пущин, С.П. Трубецкой; Южного – П.И. Пестель, С.И. Муравьев-Апостол, С.А. Бестужев, М.Н. Волконский.

Программным документом для Северного общества стала «Конституция» Н.М. Муравьева, для Южного – «Русская правда» П.И. Пестеля. Общепринятой программы у обществ не было из-за разногласий по ряду социально-политических и тактических вопросов. Так, «Конституция» Н.М. Муравьева предполагала установление в России конституционной монархии, «Русская правда» П.И. Пестеля – республиканского устройства. Н.М. Муравьев видел будущую Россию федеративным государством, П.И. Пестель – единой и неделимой республикой. Существенно отличались аграрные части обеих программ.

Единство взглядов членов обществ распространялось только на следующие вопросы:

· об отмене крепостного права;

· об уничтожении самодержавной монархии;

· об установлении равенства всех граждан;

· о способе достижения целей: оба общества признавали необходимость преобразований путем революции, восстания с опорой на армию.

Восстания декабристов (14 декабря 1825 г. в Петербурге, в конце декабря – на Украине) были подавлены. К следствию по делу декабристов привлекалось 579 человек. Пятеро заговорщиков (П.И. Пестель, П.Г. Каховский, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин, К.Ф. Рылеев) были повешены, 121-го декабриста приговорили к заключению в крепость, каторжным работам или ссылке на различные сроки в Сибирь и рядовыми солдатами на Кавказ, где шла война с горцами.

Восстание декабристов явилось первой в России осознанной попыткой изменить политический строй в стране революционным путем.

Восстание имело серьезное воздействие на власть и общество:

· оно показало обществу наличие глубоких социальных противоречий, а власти – необходимость реформ;

· идеи и деятельность декабристов оказали значительное влияние на следующие поколения общественных деятелей, как либеральных, так и революционных;

· декабристы явили собой пример бескорыстного служения народу, гражданского мужества и самопожертвования.

В 40-е гг. ХIХ в. в России сложилась идеология революционной демократии. Ее появление связано с именами В.Г. Белинского, А.И. Герцена, М.В. Буташевича-Петрашевского.

В.Г. Белинский был сторонником свободы и независимости человеческой личности, отрицал угнетение человека человеком, в своих статьях он резко критиковал «гнусную действительность» николаевской России.

В основе программы кружка М.В. Буташевича-Петрашевского (его членом был и Ф.М. Достоевский), который возник в 1845 г. в Петербурге, лежали требования отмены крепостного права, устранения монархии (признавался революционный способ ее устранения), введения демократических свобод. В среде петрашевцев достаточно широко были представлены социалистические идеи (социальной справедливости, свободы, равенства, коллективизма).

А.И. Герцен в 1848–1849 гг. стал свидетелем революций в Европе. Эти события потрясли сторонника западничества. Кровавое подавление восстания в Париже заставило А.И. Герцена усомниться в приемлемости европейского пути для России и привело его к мысли об особом ее пути. В 1850-е гг. А.И. Герцен начал разрабатывать идеи, которые в своей совокупности составили теорию «русского, или крестьянского, общинного, социализма».

Основные положения этой теории:

· Россия может миновать капитализм, пороки которого разъедают Европу, и пойти по некапиталистическому пути, т. е. по пути социализма;

· в России есть предпосылки для социализма. Ячейкой социализма А.И. Герцен считал сельскую общину с ее коллективизмом и самоуправлением;

· желательно избежать кровавой революции, провести радикальные преобразования через реформы. Правда, одно время А.И. Герцен полагал, что без революции не обойтись, что Россию надо «звать к топору».

В 1850-е гг. сложилось два центра революционной демократии: в Петербурге – журнал «Современник» (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Н.А. Некрасов) и в Лондоне – «Вольная русская типография» А.И. Герцена.

Типография была создана в 1852 г. В ней печатались альманах «Полярная звезда», газета «Колокол». На страницах этих изданий публиковались многочисленные материалы, изобличавшие крепостнические порядки, бюрократический, полицейский произвол в России, последовательно проводилась идея отмены крепостного права, пропагандировалась теория «русского социализма». Неподцензурные издания Вольной русской типографии имели, несмотря на запреты, достаточно широкий круг читателей в России. Они сыграли заметную роль в создании той благоприятной общественной атмосферы, которая, наряду с другими обстоятельствами, открывала дорогу реформам Александра II.

Но по таким вопросам, как роль самодержавия в преобразованиях, содержание крестьянской реформы между двумя центрами революционной демократии, существовали разногласия.

А.И. Герцен на первом этапе подготовки реформ поддерживал Александра II, надеялся на его реформаторский потенциал. Сторонники «Современника» считали надежды на царские реформы неоправданными. Н.Г. Чернышевский, редактор «Современника», развивая идеи А.И. Герцена, выступал сторонником крестьянской социалистической революции и призывал к созданию революционной организации.

Расходились А.И. Герцен и «Современник» и по вопросу о наделении крестьян землей. А.И. Герцен, его единомышленник Н.П. Огарев полагали, что за землю помещикам должно заплатить правительство. Н.Г. Чернышевский выступал за безвозмездное выделение земли крестьянам.

Начало крестьянской реформы, жестокое подавление крестьянских волнений в селах Бездна, Кандеевка привели к радикализации настроений разночинной интеллигенции. Ее выражением стали прокламации, в которых резко критиковалась власть. Так, прокламация «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон» призывала к общему восстанию. В ее написании был обвинен Н.Г. Чернышевский. Его подвергли так называемой гражданской казни, сослали на каторгу в Сибирь. Расправа над Н.Г. Чернышевским вызвала еще большее сочувствие молодежи к революционерам. Студент П.Г. Заичневский в прокламации «Молодая Россия» писал о готовности пролить реки крови для установления республики, приветствовал заговор и террор как средства борьбы.

Преемником революционной демократии в 1870-е гг. стало революционное народничество – радикальное движение разночинной интеллигенции. Оно отразило неудовлетворенность общества, особенно разночинской интеллигенции, реформами Александра II, разочарование в политике государства, неверие в его способности изменить жизнь народа, крестьянства в лучшую сторону.

Идейные предпосылки революционного народничества:

· теория «русского социализма» А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского;

· взгляды нигилистов.

Нигилизм – это течение русской общественной мысли 60-х гг. ХIХ в., отрицательно относившееся к традициям общества, общепринятым ценностям. Идеологом поколения шестидесятников был популярный литературный критик Д.И. Писарев. Шестидесятники стремились к «реальному делу», приносящему пользу, увлекались точными и естественными науками, отрицательно относились к литературе, поэзии, религии.

Идеи нигилистов оказали влияние на многочисленные революционные кружки 1860-х гг. Наибольшую известность приобрели кружки Н.А. Ишутина в Москве и организация «Народная расправа» С.Г. Нечаева (она действовала в Москве и Петербурге). Член ишутинского кружка Д.Каракозов в 1866 г. совершил покушение на Александра II. С.Г. Нечаев убил студента Иванова, усомнившегося в его полномочиях как руководителя организации. При этом С.Г. Нечаев руководствовался своим представлением о настоящем революционере. Служа высшей цели революции, революционер, как утверждал С.Г. Нечаев в написанном им «Катехизисе революционера», свободен от обычных моральных запретов.

Нечаевщина стала отрицательным названием фанатизма и авантюризма в революционной среде.

Основные идеи народничества 1870-х гг.:

· капитализм в России насаждается «сверху» и не имеет на русской почве никаких социальных корней;

· будущее страны – в общинном социализме, к идеям которого восприимчивы крестьяне;

· преобразования следует осуществлять насильственным методом, т. е. через крестьянскую социалистическую революцию;

· руководить крестьянами должны организации революционеров, задача которых – пропаганда и агитация идей социализма.

В народничестве, имевшем общую цель борьбы – социализм и признававшем необходимость революции для достижения этой цели, тем не менее имелись различные направления:

· пропагандистское, лидером которого был П.Л. Лавров;

· бунтарское (анархистское) во главе с М.А. Бакуниным;

· заговорщическое (бланкистское), теоретиком которого был
П.Н. Ткачев. Представители этого направления были последователями О. Бланки – французского революционера-заговорщика.

Первой крупной организацией народников была«Земля и воля» (1861–1864 гг.). Она использовала легальную и нелегальную пропаганду, издавала прокламации, поддерживала тесные связи с редакцией «Колокола». Руководили организацией А.А. Слепцов, Н.И. Утин, Н.А. Серно-Соловьевич. В 1864 г. она самораспустилась вследствие того, что ожидаемой ею в 1863 г. крестьянской революции не произошло.

«Большое общество пропаганды» (чайковцы)существовало в 1869–1874 гг. Возглавляли эту организацию Н.В. Чайковский, С.Л. Перовская, П.А. Кропоткин, С.М. Кравчинский. В 1874 г. «чайковцы» участвовали в подготовке массовой акции –«хождения в народ». Сотни молодых людей – студентов, гимназистов, служащих – отправились в деревни для агитации и пропаганды. Но поднять крестьян на революцию, распропагандировать их в социалистическом духе не удалось. Крестьяне, настроенные монархически, ждали решения своих проблем от царя.

Организация «Земля и воля» (1876–1879 гг.), извлекая уроки из неудачного «хождения в народ», перешла от «летучей» агитации к «оседлой» пропаганде. Безрезультативность и этой тактики привела к расколу организации на две: «Черный передел» и «Народную волю». Организация «Черный передел» во главе сГ.В. Плехановымосталась на позициях прежней «Земли и воли». «Народная воля» встала на путь политической борьбы и достижения политической свободы как необходимого условия для социалистической пропаганды.«Народная воля» взяла на вооружение тактику индивидуального террора. Заметную роль в руководстве играли А.И. Желябов, С.Л. Перовская, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер, А.Д. Михайлов, Н.И. Кибальчич.

Тактика террора рассматривалась народовольцами и как средство давления на правительство, и как способ побуждения общества, народа к активным действиям. Выбор этой тактики народовольцы объясняли отсутствием в России свободы политической деятельности. Поэтому в 1881 г. «Народная воля» осудила американских террористов, совершивших покушение на президента США Д. Гарфилда, скончавшегося от полученных ран.

После убийства народовольцами 1 марта 1881 г. императора Александра II революционное народничество оказалось в глубоком кризисе. Террористическая деятельность народовольцев привела не к демократизации, а к ужесточению контроля государства над обществом. Народнические организации были разгромлены, большая часть народовольцев была репрессирована, а их руководители казнены.

Попытка в 1887 г. возродить народовольческий террор не увенчалась успехом: группа студентов Петербургского университета, в состав которой входил А.И. Ульянов, планировавшая покушение на Александра III, была арестована, и все ее участники казнены.

В 80–90-х гг. Х1Х в. в интеллигентской среде широкое распространение получили идеи либерального (реформаторского) народничества (В.П. Воронцов, Н.К. Михайловский и др.).

Часть народников в условиях кризиса своего движения вообще отказалась от идей «общинного социализма» и встала на путь поиска новой революционной идеологии. Таковой для нее стал марксизм.

Марксизм – это философское, экономическое и политическое учение, возникшее в середине ХIХ в. Его основоположниками были К. Маркс и Ф. Энгельс. Марксизм обосновывал неизбежность перехода от капитализма к коммунизму через борьбу рабочего класса с буржуазией, пролетарскую революцию и диктатуру пролетариата (диктатура пролетариата в марксистском политическом учении – это неограниченная, опирающаяся на насилие власть рабочего класса. Ее цель – подавление сопротивления свергнутых классов и построение социалистического общества как первой фазы коммунистической формации). Коммунизм, по К. Марксу, – это бесклассовое общество, в котором нет частной собственности.

В 1883 г. несколько бывших народников во главе с Г.В. Плехановым создали в Женеве марксистскую группу«Освобождение труда». Члены группы переводили на русский язык и распространяли в России труды основоположников марксизма. Г.В. Плеханов выступил с критикой народничества и выдвинул идею создания в России социал-демократической рабочей партии. Социал-демократическимистали называться возникавшие в ХIХ в. в Европе партии, базировавшиеся на марксистской идеологии (на рубеже ХIХ–ХХ вв. большая часть западноевропейской социал-демократии отказалась от революционных элементов марксизма).

Одновременно с группой «Освобождение труда» марксистские кружки, группы стали создаваться и в самой России. В 1895 г. марксистские кружки в Петербурге объединились в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Лидерами Союза были В.И. Ульянов (Ленин) и Ю.О. Мартов. Подобные союзы появились и в других индустриальных центрах России – Харькове, Москве, Екатеринославле и др.

Date: 2016-07-25; view: 256; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию