Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия добра и зла Ф.М. Достоевского.





Достоевский наряду с Толстым относится к числу самых крупных отечественных философов, хотя он не писал специальных философских трудов.

Главный методологический прием Достоевского в том, что он экспериментирует со своими героями. Все его герои - это отнюдь не реальные люди, но художественные и философские идеи, художественные принципы. Как писатель и философ Достоевский ставит своих героев в критические ситуации, подводит их к роковой черте, как Раскольникова или братьев Карамазовых, и в результате эксперимента умозаключает, что такое человек, в чем заключается его сущность и назначение.

Художественное и философское новаторство Достоевского заключается также в том, что он не только монологически излагает свои идеи, как автор, но спорит со своими героями, вступает с ними в полемику. В результате возникает идейное многоголосье, поэтом творчество Достоевского называется полифоническим (М.М. Бахтин).

Раскрывая сущность человека, Достоевский утверждает, что главное стремление человека, это стремление к свободе. Но в реализации этого стремления, человек раскрывает свою противоречивую двойственную сущность – тот факт, что он создан из добра и зла. Человека формируют разнонаправленные начала. Если конкретный человек стремится достичь свободы через подавление ближних, через желание встать над людьми, то это значит, что он избирает путь человекобога. И при этом в нем берут верх злые, дьявольские начала. Если же человек стремится приобрести не внешнюю, а внутреннюю, духовную свободу, путем любви к ближним, милосердия по отношению к ним, то это значит, что человек избирает путь богочеловека, уподобляясь Христу, в чем-то делаясь подобно богу в христианстве – это путь добра. Таких людей не много утверждает Достоевский, но именно их милосердие и спасет мир.

Однако здесь мысль Достоевского попадает в тупик, рождает три парадокса его философии:

1. Путь богоуподобления открыт лишь для немногих – наиболее чистых, избранных людей. Все прочие подобны стаду, поскольку их легко купить хлебом, чудом или авторитетом (легенда о великом инквизиторе).

2. Путь спасения человечества уходит в бесконечность, так как злые люди, сокращаясь количественно, способны разнуздывать свое неистовство в качественном смысле, что может привести к гибели мира.

3. Выходит, что самое человеческое отношение к ближнему (сострадание, любовь, милосердие) – это все-таки не человеческое, а божественное деяние, для реализации которого человек должен стать вровень с богом.

Причина парадоксов Достоевского в том, что он пытается решить вопрос о сущности человека в религиозной сверхъестественной форме.

Интересно различие в отношении к творчеству этих крупнейших философов со стороны Ленина. Ленин высоко ценил творчество Толстого и глубоко ненавидел Достоевского.

 

Марксизм в России. è

Марксистская философия создавалась К. Марксом и Ф. Энгельсом в эпоху домонополистического капитализма. В конце Х1Х в. капита­лизм вступил в стадию империализма. К этому времени относится на­чало нового периода в развитии марксистской философии - ленинско­го этапа.

Первым распространителем марксистских идей в России был учившийся в Петербурге болгарский революционер Д. Благоев. Первым теоретиком и талантливым пропагандистом марксизма стал Г.В.Плеха­нов. Основное внимание он уделял вопросам исторического материа­лизма.

В. И. Ленин (1870 - 1924), опираясь на диалектико-материалис­тический метод,

- теоретически осмыслил новый этап мирового развития.

- дал анализ закономерностей новой исторической эпохи, соз­дал учение о пролетарской партии, разработал теорию социалисти­ческой революции.

Дальнейшее развитие марксистской философии В. И. Ленин осу­ществляет в произведении "Материализм и эмпириокритицизм" (вышло в свет в 1908 г.). В этой книге дается критика эмпириокритицизма

- широко распространенной в то время разновидности идеалистичес­кой философии, проводится доказательство основных положений диа­лектико-материалистической теории познания, исследуются истоки субъективно-идеалистических представлений, дается философское ос­мысление достижений естествознания, "кризиса в физике" конца Х1Х - начала ХХ века.

В последующем развитии марксистской философии большое значе­ние имели такие работы В. И. Ленина дооктябрьского периода, как "Три источника и три составных части марксизма", "Исторические судьбы учения Карла Маркса", "Карл Маркс", "Философские тетради", "Государство и революция". В этих произведениях В. И. Ленин уде­лил значительное внимание вопросам диалектики как теории познания и преобразования мира, марксистскому учению о законах и категори­ях диалектического и исторического материализма, теории познания, проблемам исторического материализма.


После победы Великой Октябрьской социалистической революции перед философией встали новые про6лемы, связанные с построением нового общества, с обобщением опыта международного рабочего дви­жения, раскрытием закономерностей революционного движения в коло­ниальных и зависимых странах и др. Особо важная роль в развитии философии принадлежит статье В. И. Ленина "0 значении воинствую­щего материализма" (написана в 1922 г.), которая дала методологи­ческую и мировоззренческую основу философам-марксистам и естест­воиспытателям.

Развитие В.И.Лениным идей теории познания.

Ленин предположил, что вся материя обладает свойством, родс­твенным ощущению - свойством отражения. Свойство отражения прошло большой путь развития от механического, физического, химического отражения в неживой природе, к отражению в живой природе: раздра­жимости простейших животных, безусловному и условному рефлексу у более сложных животных и к появлению сознания у человека.

Марксистская философия постоянно изменяется и развивается в соответствии с изменениями в объективной действительности.

На развитие марксистской философии оказали влияние процессы, происходившие в стране и в мире:

- сталинский период (уменьшение возможностей для творчества и подчинение философии интересам политики); представители - А.М.Деборин, Я.Э.Стэн, Н.А.Карев;

- советская философия 50-80-х годов: противоречие между творчеством и догматизмом; застой и оправдание партийно-государс­твенной политики; представители - М.Б.Митин, А.Д.Александров, И.Т.Фролов, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев.

На словах утверждая объективный характер законов обществен­ного развития, советские философы на деле пытались обойти их; это проявилось в утверждении, что общество может по собственному же­ланию конструировать законы своего развития (Н.С.Хрущев установил точную дату построения коммунизма, активно внедрялась идея о воз­можности для отсталых стран перескочить через несколько истори­ческих этапов развития общества: из феодализма, минуя капитализм, - сразу в социализм; настойчиво велась борьба за уничтожение на­ций как препятствия к построению общества полного социального ра­венства - коммунизма и др.);

- философия в условиях перестройки и ее краха: падение авто­ритета и влияния марксизма.

 

В последние годы марксистская философская мысль в целом (как зарубежная, так и отечественная) отходит от догматизма, все шире обращается к гуманистической проблематике, а в этой связи и к бо­лее глубокому осмыслению наследия К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Лени­на, в частности их учения об отчуждении человека, о диалектике принудительного и свободного труда в истории, о духовном произ­водстве. Соответственно изменяются и корректируются представления о социальной революции, о развитии личности и др. В целом этот процесс обновления, открытия новых перспектив можно назвать гума­низацией марксистской философии.







Date: 2016-07-25; view: 1209; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию