Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Масонство и его роль в развитии философии в России.
В "Советском энциклопедическом словаре" (1990) дана такая справка: Масонство (от франц. franc macon - вольный каменщик) - религиозно-этическое движение. Возникло в нач. 18 в. в Великобритании, распространилось (в буржуазных и дворянских кругах) во многих странах, в том числе России. Название, организация (объединение в ложи), традиции заимствованы масонством от средневековых цехов (братств) строителей-каменщиков, отчасти от средневековых рыцарских и мистических орденов. Масоны стремились создать тайную всемирную организацию с утопической целью мирного объединения человечества в религиозном братском союзе. Наибольшую роль играло в 18 - начале 19 вв. С масонством связаны как реакционные, так и прогрессивные общественные движения. Более подробно в литературе рассказывается следующее. Масонство (орден свободных каменщиков) есть всемирное тайное общество, поставившее своею целью вести человечество к достижению земного Эдема (рая), златого века, царства любви и истины. На пути к утверждению масонского эдема на земле стоят религия, нация и монархический способ управления государством. Эти исторические установления мешают соединить все нации в один союз, а отсюда неизбежность борьбы с ними. Монарх, опирающийся на определенное религиозное сознание народа, по мысли масонов, не может жить в мире с другими нациями. Масонство может примириться, притом временно, с ограниченной властью монарха; идеал его достижений - демократическая республика. Масонство должно зачеркнуть прошлое народов. Оно должно создать международное движение, следствием которого будет Вечный Мир и торжество идеалов свободы, равенства и братства между народами, населяющими Вселенную. Путь к достижению этой цели - перевоспитание человеческих обществ на атеизме и материализме, активная борьба с религией и национальным сознанием, революция. Орден вольных каменщиков - организация сугубо конспиративная. В "старых" законах под страхом смертного наказания воспрещалось предавать масонские тайны перу, допускалась одна только устная передача тайн после предварительной клятвы в хранении молчания. Современное масонство считает себя настолько сильным, что не скрывает своей работы и выступает совершенно открыто. Но эта общая осведомленность может простираться лишь на внешнее, видимое масонство, но не на скрытое, тайное масонство, проникнуть в недра которого довольно трудно. Масоны имеют несколько степеней посвящения, но все степени тесно связаны одна с другой свыше исходящими приказами власти повелевающей. Стоящие внизу беспрекословно повинуются невидимой для них воли сверху. Ученик не знает, что делает товарищ, товарищ не знает о целях и работе мастера. Почти все без исключения философы трех последних столетий, вышедшие из масонства, с большим ожесточением и ненавистью писали против христианской религии. Это Локк, Вольтер, Дидро и другие. С масонством связана материалистическая традиция европейской философии. В Россию масонство пришло в эпоху Петра I, который активно его поддерживал. При нем русскую интеллигенцию охватило увлечение французским материализмом, который в России стал называться вольтерьянством, что было синонимом революционности. Большую роль в пропаганде этих идей сыграли Н.И.Новиков и И.Е.Шварц. Первый был публицистом, переводчиком французских книг. Второй, переселенец из Германии, стал преподавателем Московского университета. С их помощью в России появилась самостоятельная материалистическая мысль.
èПродолжателем дела "ученой дружины" Петра I был Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Он был первым русским материалистом, хотя и не отрицал бога, но рассматривал его как "главного строителя", "всемогущего двигателя" мира (такое мировоззрение называют деизмом). - Он разработал материалистическую атомно-молекулярную теорию - "корпускулярную философию". - Открыл закон сохранения вещества и движения. - Считал необходимым искать причины явлений в действительности, а не твердить, что "все от бога". - Во взглядах на государство был сторонником великорусской идеи, поддерживал абсолютизм, был националистом. М.В.Ломоносов положил основу естественнонаучному материализму И.П.Павлова, Сеченова, Тимирязева.
Сковорода Г. С. (1722—1794 гг.) — украинский философ, стоял на позициях объективного идеализма, близкого к пантеизму: бог существует как «внутреннее начало» вещей, «самодвижущаяся причина» всего сущего — создал концепцию 3-х миров: 1. Макрокосмос (бесконечный мир, состоящий из множества малых миров). 2. Микрокосмос (человек). 3. Символический мир (мир библии). Все три мира состоят из двух натур — видимой и невидимой. Видимая натура — тленная оболочка, тень вечного древа жизни, невидимой натуры. Невидимая натура — дух, животворная основа материальной природы. Символический мир (Библия) выступает как связь между натурой видимой и невидимой. Обе натуры соединены в человеческом микрокосмосе. Признавал возможность познания мира, но большее значение придавал познанию мира символов как средству познания мира невидимого и самопознанию как пути к познанию обеих натур.
Продолжил материалистические традиции в русской философии Радищев А. Н. (1749—1802 гг.). Большое внимание уделял вопросам природы человека и его сознания. Человек — «совершеннейшее из тварей», продукт развития природы. Мыслящее существо невозможно вне общественных связей. Сознание — свойство высокоорганизованной материи, человеческого мозга.
2-я четверть XIX века. Русская культура обретает свой национальный язык (Карамзин, Пушкин). Рождается русская классическая литература, а с ней и национальное русское самосознание. Date: 2016-07-25; view: 243; Нарушение авторских прав |