Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Масонство и его роль в развитии философии в России.





В "Советском энциклопедическом словаре" (1990) дана такая справ­ка: Масонство (от франц. franc macon - вольный каменщик) - религиоз­но-этическое движение. Возникло в нач. 18 в. в Великобритании, расп­ространилось (в буржуазных и дворянских кругах) во многих странах, в том числе России. Название, организация (объединение в ложи), традиции заимствованы масонством от средневековых цехов (братств) строите­лей-каменщиков, отчасти от средневековых рыцарских и мистических орде­нов. Масоны стремились создать тайную всемирную организацию с утопи­ческой целью мирного объединения человечества в религиозном братском союзе. Наибольшую роль играло в 18 - начале 19 вв. С масонством связа­ны как реакционные, так и прогрессивные общественные движения.

Более подробно в литературе рассказывается следующее.

Масонство (орден свободных каменщиков) есть всемирное тайное об­щество, поставившее своею целью вести человечество к достижению земно­го Эдема (рая), златого века, царства любви и истины.

На пути к утверждению масонского эдема на земле стоят религия, нация и монархический способ управления государством. Эти исторические установления мешают соединить все нации в один союз, а отсюда неизбеж­ность борьбы с ними. Монарх, опирающийся на определенное религиозное сознание народа, по мысли масонов, не может жить в мире с другими на­циями. Масонство может примириться, притом временно, с ограниченной властью монарха; идеал его достижений - демократическая республика.

Масонство должно зачеркнуть прошлое народов. Оно должно создать международное движение, следствием которого будет Вечный Мир и тор­жество идеалов свободы, равенства и братства между народами, населяю­щими Вселенную. Путь к достижению этой цели - перевоспитание челове­ческих обществ на атеизме и материализме, активная борьба с религией и национальным сознанием, революция.

Орден вольных каменщиков - организация сугубо конспиративная. В "старых" законах под страхом смертного наказания воспрещалось преда­вать масонские тайны перу, допускалась одна только устная передача тайн после предварительной клятвы в хранении молчания. Современное ма­сонство считает себя настолько сильным, что не скрывает своей работы и выступает совершенно открыто. Но эта общая осведомленность может прос­тираться лишь на внешнее, видимое масонство, но не на скрытое, тайное масонство, проникнуть в недра которого довольно трудно.

Масоны имеют несколько степеней посвящения, но все степени тесно связаны одна с другой свыше исходящими приказами власти повелевающей. Стоящие внизу беспрекословно повинуются невидимой для них воли сверху. Ученик не знает, что делает товарищ, товарищ не знает о целях и работе мастера.

Почти все без исключения философы трех последних столетий, вышед­шие из масонства, с большим ожесточением и ненавистью писали против христианской религии. Это Локк, Вольтер, Дидро и другие. С масонством связана материалистическая традиция европейской философии.

В Россию масонство пришло в эпоху Петра I, который активно его поддерживал. При нем русскую интеллигенцию охватило увлечение французс­ким материализмом, который в России стал называться вольтерьянством, что было синонимом революционности. Большую роль в пропаганде этих идей сыграли Н.И.Новиков и И.Е.Шварц. Первый был публицистом, перевод­чиком французских книг. Второй, переселенец из Германии, стал препода­вателем Московского университета. С их помощью в России появилась са­мостоятельная материалистическая мысль.

 

èПродолжателем дела "ученой дружины" Петра I был Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Он был первым русским материалистом, хотя и не отрицал бога, но рассматривал его как "главного строителя", "всемогу­щего двигателя" мира (такое мировоззрение называют деизмом).

- Он разработал материалистическую атомно-молекулярную теорию - "корпускулярную философию".

- Открыл закон сохранения вещества и движения.

- Считал необходимым искать причины явлений в действительности, а не твердить, что "все от бога".

- Во взглядах на государство был сторонником великорусской идеи, поддерживал абсолютизм, был националистом.

М.В.Ломоносов положил основу естественнонаучному материализму И.П.Павлова, Сеченова, Тимирязева.

 

Сковорода Г. С. (1722—1794 гг.) — украинский философ, стоял на позициях объективного идеализма, близкого к пан­теизму: бог существует как «внутреннее начало» вещей, «са­модвижущаяся причина» всего сущего

— создал концепцию 3-х миров:

1. Макрокосмос (бесконечный мир, состоящий из множе­ства малых миров).

2. Микрокосмос (человек).

3. Символический мир (мир библии).

Все три мира состоят из двух натур — видимой и невиди­мой.

Видимая натура — тленная оболочка, тень вечного древа жизни, невидимой натуры.

Невидимая натура — дух, животворная основа матери­альной природы.

Символический мир (Библия) выступает как связь меж­ду натурой видимой и невидимой.

Обе натуры соединены в человеческом микрокосмосе.

Признавал возможность познания мира, но большее зна­чение придавал познанию мира символов как средству поз­нания мира невидимого и самопознанию как пути к позна­нию обеих натур.

 

Продолжил материали­стические традиции в русской философии Радищев А. Н. (1749—1802 гг.).

Большое внимание уделял вопросам природы человека и его сознания.

Человек — «совершеннейшее из тварей», продукт разви­тия природы. Мыслящее существо невозможно вне общест­венных связей. Сознание — свойство высокоорганизованной материи, человеческого мозга.

 

2-я четверть XIX века.

Русская культура обретает свой национальный язык (Ка­рамзин, Пушкин). Рождается русская классическая литера­тура, а с ней и национальное русское самосознание.







Date: 2016-07-25; view: 243; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию