Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стратегия эксперимента.
Экспериментально-статистические методы в основном базируются на использовании пассивного и активного эксперимента.
При планировании экспериментов необходимо ответить на следующие вопросы: 1. К какому классу относится моделируемая система (статическая или динамическая, детерминированная или стохастическая и т. д.)? 2. Какой режим работы системы его интересует: стационарный (установившийся) или нестационарный? 3. В течение какого промежутка времени следует наблюдать за поведением системы и какой шаг дискретности использовать? 4. Какой объем испытаний сможет обеспечить требуемую точность оценок (в статистическом смысле) исследуемых характеристик системы? Основы планирования экспериментов. Поиск плана эксперимента производится в так называемом факторном пространстве. Факторное пространство - это множество внешних и внутренних параметров модели, значения которых исследователь может контролировать в ходе подготовки и проведения модельного эксперимента. Поскольку факторы могут носить как количественный, так и качественный характер (например, отражать некоторую стратегию управления), значения факторов обычно называют уровнями. Если при проведении эксперимента исследователь может изменять уровни факторов, эксперимент называется активным, в противном случае — пассивным. Каждый из факторов имеет верхний и нижний уровни, расположенные симметрично относительно некоторого нулевого уровня. Точка в факторном пространстве, соответствующая нулевым уровням всех факторов, называется центром плана. Интервалом варьирования фактора называется некоторое число Как правило, план эксперимента строится относительно одного (основного) выходного скалярного параметра Входные переменные х Каждый фактор
Основными требованиями, предъявляемыми к факторам — независимость и совместимость. Совместимость означает, что все комбинации факторов осуществимы. Предполагается, что значение наблюдаемой переменной, полученное в ходе эксперимента, складывается из двух составляющих: Очевидно, что Дисперсия Основными целями планирования экспериментов являются: 1. Сокращение общего объема испытаний при соблюдении требований к достоверности и точности их результатов. 2. Повышение информативности каждого из экспериментов в отдельности. Поиск плана эксперимента производится в так называемом факторном пространстве. Существует два основных варианта постановки задачи планирования имитационного эксперимента: 1. Из всех допустимых выбрать такой план, который позволил бы получить наиболее достоверное значение функции отклика при фиксированном числе опытов. 2. Выбрать такой допустимый план, при котором статистическая оценка функции отклика может быть получена с заданной точностью при минимальном объеме испытаний. Решение задачи планирования в первой постановке называется стратегическим планированием эксперимента, во второй — тактическим планированием. При стратегическом планировании эксперимента должны быть решены две основные задачи: 1. идентификация факторов; 2. выбор уровней факторов. Под идентификацией факторов понимается их ранжирование по степени влияния на значение наблюдаемой переменной (показателя эффективности). Первичные — это те факторы, в исследовании влияния которых экспериментатор заинтересован непосредственно. Вторичные — факторы, которые не являются предметом исследования, но влиянием которых нельзя пренебречь. Выбор уровней факторов производится с учетом двух противоречивых требований: 1) уровни фактора должны перекрывать (заполнять) весь возможный диапазон его изменения; 2) общее количество уровней по всем факторам не должно приводить к чрезмерному объему моделирования. Задачей стратегического планирования эксперимента является отыскание компромиссного решения, удовлетворяющего этим требованиям. Эксперимент, в котором реализуются все возможные сочетания уровней факторов, называется полным факторным экспериментом (ПФЭ). Общее число различных комбинаций уровней в ПФЭ для
(3.1) где Если число уровней для всех факторов одинаково, то Поэтому использование ПФЭ целесообразно только в том случае, если в ходе имитационного эксперимента исследуется взаимное влияние всех факторов, фигурирующих в модели. Если такие взаимодействия считают отсутствующими или их эффектом пренебрегают, проводят частичный факторный эксперимент (ЧФЭ). На практике применяются различные варианты построения планов ЧФЭ. 1. Рандомизированный план — предполагает выбор сочетания уровней для каждого прогона случайным образом. 2. Латинский план («латинский квадрат») — используется в том случае, когда проводится эксперимент с одним первичным фактором и несколькими вторичными. Суть такого планирования состоит в следующем. Если первичный фактор А имеет Пусть в эксперименте используется первичный фактор А и два вторичных фактора — В и С; число уровней факторов равно 4. Соответствующий план можно представить в виде квадратной матрицы размером
Рисунок 3.2 – Пример латинского плана В результате имеем план, требующий 4х4=16 прогонов, в отличие от ПФЭ, для которого нужно Методы построения планов ЧФЭ. 1. Эксперимент с изменением факторов по одному. Суть его состоит в том, что один из факторов «пробегает» все уровни, а остальные n-1 факторов поддерживаются постоянными. 2. Дробный факторный эксперимент. Каждый фактор имеет два уровня — нижний и верхний. Общее число вариантов эксперимента Тактическое планирование эксперимента. Совокупность методов установления необходимого объема испытаний относят к тактическому планированию экспериментов. Поскольку точность оценок наблюдаемой переменной характеризуется ее дисперсией, то основу тактического планирования эксперимента составляют так называемые методы понижения дисперсии. Так как имитационное моделирование представляет собой статистический эксперимент, то при его проведении необходимо не только получить достоверный результат, но и обеспечить его «измерение» с заданной точностью. В общем случае объем испытаний (величина выборки), необходимый для получения оценок наблюдаемой переменной с заданной точностью, зависит от следующих факторов: - вида распределения наблюдаемой переменной (при статистическом эксперименте она является случайной величиной); - коррелированности между собой элементов выборки; - наличия и длительности переходного режима функционирования моделируемой системы. Если исследователь не обладает перечисленной информацией, то у него имеется единственный способ повышения точности оценок истинного значения наблюдаемой переменной — многократное повторение прогонов модели для каждого сочетания уровней факторов, выбранного на этапе стратегического планирования эксперимента. Такой подход получил название «формирование простой случайной выборки» (ПСВ). Определение начальных условий. Определение начальных условий усложняется тем, что имитационная модель работает эпизодически, и начальный период работы искажается из-за влияния условий запуска машины. Для решения этой проблемы - исключают из рассмотрения информацию о модели, полученной в предыдущей части моделирования; - начальные условия выбирают так, чтобы сократить время - достижения установившегося режима. Формирование простой случайной выборки (ПСВ). При таком подходе общее число прогонов модели, необходимое для достижения цели моделирования, равно
где Если случайные значения наблюдаемой переменной не коррелированы и распределение не изменяется от прогона к прогону, то выборочное среднее можно считать нормально распределенным. В этом случае число прогонов
где Если требуемое значение дисперсии Методы понижения дисперсии. Основной недостаток методов планирования, основанных на использовании простой случайной выборки — медленная сходимость выборочных средних к истинным средним с ростом объема выборки - активные (предусматривают формирование выборки специальным образом); - пассивные (применяются после того, как выборка уже сформирована); - косвенные (в которых для получения оценок наблюдаемой переменной используются значения некоторых вспомогательных величин). Активных методов понижения дисперсии известно достаточно много. Выбор конкретного метода определяется, как правило, спецификой модели и целями эксперимента. Существует три основных метода уменьшения ошибок, обусловленных наличием переходного периода: - Значительное увеличение длительности прогона. - Исключение из рассмотрения переходного периода. - Инициализация модели при некоторых специально выбранных начальных условиях. На практике снижения влияния переходного периода обычно добиваются одним из следующих способов: - методом повторения; - методом подинтервалов; - методом циклов. Date: 2016-07-25; view: 415; Нарушение авторских прав |