Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Главные философские темы
Истоки философии - в пытливости деятельного разума. Великие древнегреческие мыслители Платон и Аристотель считали, что ее начало - в удивлении, стимулирующем глубокие раздумья над тем, что казалось само собой очевидным. Слово "философия" впервые употребил Пифагор. Он объявил себя не "софистом" (мудрецом), а лишь философом (т.е. любящим мудрость, испытывающим влечение к ней), ибо "мудростью" может обладать, по мнению Пифагора, только Бог, а не человек. Становление философии означало утверждение качественно нового в сравнении с мифологией и религией типа мировоззрения, которое предстает ныне как система абстрактных идей, определяющих принципы отношения человека к миру, его поведения в обществе. В философии получили теоретическое выражение социальное самосознание людей, их общие идеалы и ценности. Вместе с тем философия явилась интегративным способом духовного освоения общественно-исторической практики, противоречий прогресса культуры и цивилизации. Справедливо замечание английского ученого Б. Рассела: чтобы понять эпоху или нацию, мы должны понять ее философию. Сами философы по-разному определяют предмет своих занятий: "познание сущего, вечного и непреходящего" (Платон), "исследование причин и принципов вещей" (Аристотель), "учение об абсолютных границах всякого возможного знания" (И. Кант), "мыслящее рассмотрение предметов" (Г. Гегель), "познание того, что есть" (Л. Фейербах), "учение о ценностях" (В. Виндель-банд), "раскрытие разумом вселенской истины" (Н. Бердяев), "деятельность, посредством которой утверждается или объясняется смысл высказываний" (М. Шлик), "учение о человеке и его месте в мире" (И.Т. Фролов) и т.д. Круг проблем, относимых к числу философских, изменялся по мере развития человеческой культуры, научного познания и практики. Большое значение здесь имеют также личность мыслителя, его духовные ориентации, интересы и цели. Но всегда существовали такие вопросы, ответы на которые по традиции ожидают от философии. Это коренные проблемы мировоззрения. Мыслитель XVIII в. И. Кант их свел к четырем: "Что я могу знать?", "Что я должен делать?", "На что я могу надеяться?", "Что есть человек?". Современный немецкий философ М. Хайдеггер "предельными" вопросами считает "Что такое мир, конечность, уединение?". При более широком подходе могут быть выделены три основные темы философского сознания. Прежде всего оно стремилось осмыслить, что представляет собой мир, в котором мы живем. Эта тема конкретизируется в вопросах: "Есть ли неизменное первоначало мира или он пребывает в вечном становлении? Конечен мир или бесконечен? Един или множествен? Что такое пространство и время? Мир - хаос, как представлялось в мифе, или же он космос, т.е. в нем существуют закономерность и порядок? В чем различие чувственно воспринимаемого бытия и постигаемой умозрительно реальности?". Таковы лишь отдельные аспекты проблемы бытия как одного из определяющих сюжетов философского мировоззрения. Наряду с темой мира в философии рано обозначилась тема человека. Уже древние мыслители устами греческого философа Протагора провозгласили, что человек - "мера всех вещей". Тем самым подлинная мудрость представала как осознание людьми безусловной приоритетности в мировоззрении их смысложизненных проблем. Ту же линию в трактовке философии спустя многие века продолжил И. Кант, видевший ее высшее предназначение в том, чтобы помочь человеку занять положенное ему место в мире, научить его "каким надо быть, чтобы быть человеком". Эта вторая важнейшая философская тема находит свое выражение в вопросах: "Что такое человек и какова его сущность? В чем смысл его жизни? Свободен он или несвободен? Может ли человек влиять на ход событий? Существует ли прогресс общества? Имеются ли какие-либо его объективные законы? Что такое истина, красота, добро, справедливость?" Эти и подобные вопросы особенно актуальны в переломные века истории, когда рушатся привычные формы общественной социальные противоречия. Одной из важных граней мировоззренческого осмысления темы человека выступает совокупность проблем, суммарно обозначаемых термином философия техники. Цивилизация исторически возникла и развивается на основе преобразующей деятельности людей. Первые простейшие орудия труда были изготовлены не менее трех миллионов лет назад. Техника является уникальным средством преобразования природы, самого человека и человеческого общества. Естественно, что как древнейший вид разумной деятельности она была уже предметом мифотворчества. Прометей не только передал людям огонь, но и научил их всем искусствам, "тэхне". Древние философы превратили миф в предмет научных размышлений. Многие из поставленных ими вопросов представляют интерес и в наши дни. Почему человек - "техник"? Откуда у него этот дар? Что, собственно, творит человек? Какова цель инженерной деятельности? На что могут надеяться люди, вооруженные техникой? Каково влияние техники на самого человека, на его мышление, мораль и культуру? В современной технической деятельности центральная фигура - инженер. Он творит, проектирует и применяет технику. В социальных действиях инженера неизбежно возникают не только научные и технические, но и нравственные, психологические, политические проблемы. Ныне глубокого философского осмысления требуют возникшие глобальные противоречия. Жизненно важно понимание места человека в технизированном мире, воздействия компьютеризации и информатизации общества на духовную культуру и ценности. Новые социальные реалии со всей определенностью обнаруживают ущербность чисто технократического мировоззрения. Его существенными чертами являются примат средств над целью, частной цели над смыслом и общечеловеческими интересами, техники над человеком и его ценностями. Технократическое сознание исключает категории нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства. Технократическому мышлению (проявляющемуся нередко не только в среде научной и технической интеллигенции, но и в деятельности многих политиков и гуманитариев) свойственен взгляд на человека только как на обучаемый программируемый компонент и "винтик" системы, как на объект разнообразных манипуляций. Между тем многоаспектный философский анализ предполагает рассмотрение человека как самодеятельной и самоценной личности, субъекта культуры и свободы, носителя собственных целей и интересов. Итак, "мир" и "человек" - главные темы философии. Но ими ее проблематика не исчерпывается. Особый интерес имеет осмысление самой системы "человек-мир". Круг вопросов, касающихся ее разных сторон, образует третью важнейшую философскую тему. Date: 2016-07-25; view: 325; Нарушение авторских прав |