Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура философского знания





При всей своей важности основной вопрос философии не исчерпывает, разумеется, всего содержания отношения человека к миру. В структуре философского знания особо выявляется его ценностный аспект. Человеку свойственно всё предметное многообразие бытия и своих общественных отношений оценивать в понятиях добра и зла, справедливого и несправедливого, идеала и реальности, истины и лжи, красоты, гуманности, счастья и несчастья, разумного и неразумного и т.д. Воспринятая сквозь призму подобных оценок действительность придаёт мировоззрению человека соответствующую духовную ориентацию: оптимизм или пессимизм, конформизм или нигилизм, апологетику или критичность, нетерпимость или толерантность, консервативность или революционность и т.п. Выражающее потребности и интересы людей их ценностное отношение к миру определяет направленность человеческих действий в сферах материального производства, техники, политики, науки, духовной культуры, быта.

Тем самым в осмыслении системы "человек-мир" обозначается еще одна составляющая философского знания - его собственно социальный аспект. Проблема здесь в том, что сам человек - активное начало природы и социального бытия. Своей возрастающей производственно-технической деятельностью он вносит в мир существенные изменения. Ныне это ощущается все более неоспоримо. Никогда еще человек не взимал с природы столько дани и никогда не оказывался столь уязвимым перед мощью, которую сам же создал. Интенсифицируются глобальные процессы энерго- и массообмена, преобразования вещества, создания сложнейших технических систем, компьютеризации и информатизации. Они протекают в условиях чрезвычайного углубления и обострения экологического кризиса и социальных противоречий. Возникает вопрос о мере допустимого воздействия человека на природу и свое собственное бытие, об ответственности людей за их творения. На пороге нового тысячелетия сформулированный Кантом вопрос "Что я должен делать?" встает перед каждым человеком и в первую очередь перед тем, кто приводит в движение все более могущественные силы современной техники. Смысл ее развития и совершенствования видится ныне только в гуманизации социального бытия, в создании достойной человека ноосферы. Итак, в содержании философской проблематики интегрируются главные мировоззренческие темы - "мир", "человек", "человек-мир". Ими образуется специфика предмета философии как формы общественного сознания. Философия - это исторически изменяющаяся система фундаментальных идей, теоретически объясняющих отношение человека к миру в его целостности и ориентирующих людей в их социальных действиях.

Соответственно отмеченным ранее сторонам отношений в системе "человек-мир" следует дифференцировать и само философское знание. Его структуру можно в самом общем виде выразить схемой:

Здесь в качестве разделов философии выделяются: онтология - философия бытия, учение о фундаментальных принципах существования природы, общества, человека; гносеология - теория познания, раздел философии, в котором обсуждаются вопросы возможности познания действительности, проблемы истины; аксиология - философское учение о ценностях, их месте в духовном мире человека и роли в его индивидуальной и социальной жизни; праксеология - философия социального (человеческого) действия, теоретическое рассмотрение проблем человека как субъекта общественных отношений и социальных изменений.

Не в каждом философском учении четко просматривается данная структура. Могут акцентироваться в большей степени, например, проблемы гносеологии, чем онтологии, или онтологии, чем аксиологии. И все же в историческом процессе развития философии вполне определенно выявились ее ориентированные на человека "узлы" мировоззренческих размышлений: бытие, познание, ценность, социальное действие. Предложенная структура философского знания, конечно, не является единственно возможной. Сейчас выходят работы, где в качестве существенных фрагментов философии выделяются социальная философия, антропология, философия политики, философия экономики, философия любви и т.д. В нашей книге излагается общее системное видение предмета философии.

Date: 2016-07-25; view: 236; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию