Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Производственная инфраструктура предприятия
Производственная структура предприятия называется его разделение на подразделения (производства, цехи, участки, хозяйства, службы и т. д.), проводится по определенным принципам их построения, взаимосвязи и размещения. Важнейшим принципом формирования производственной структуры предприятия является разделение труда между его отдельными элементами, проявляющееся в межзаводской специализации и кооперации производства. В соответствии с этим и в зависимости от масштаба предприятия и сложности процесса изготовления выпускаемой продукции каждое промышленное предприятие расчленяется как на крупные подразделения (первый уровень): мастерские, производства, экономики, а также более мелкие подразделения (второй уровень): участки, отделения, рабочие места. Рассматривая промышленное предприятие как элемент экономической системы, функционирующий во внешней среде, можно выделить различные уровни инфраструктурного обеспечения, которые влияют на конечную деятельность предприятия: мировой уровень, национальный, региональный и на уровне предприятия. С точки зрения функционирования промышленных предприятий, инфраструктуры, традиционно подразделяется на производственную и непроизводственную. Деятельности подсистем и элементов производственной инфраструктуры связаны с обеспечением единства, непрерывности, ритмичности и надежности производственного процесса предприятия путем воздействия на его объекты, которые обеспечивают услуги, необходимые материально-вещественному комплексу (инструментальное, ремонтное, транспортное, энергетическое, складское, материально-техническое обеспечение) Роль производственной инфраструктуры в обеспечении гармоничного развития производства всегда оценивали очень высоко. На современном этапе экономического развития его эффект только усиливается. Это связано с усложнением принятых технических систем (производственного оборудования) снижение доли человеческого труда и повышение уровня автоматизации производства; совершенствование технологий, что повышает требования к квалификации работников инфраструктуры Непроизводственная (социальная) инфраструктура промышленного предприятия служит целям социального обслуживания работников, является важной составляющей общей структуры предприятия и обеспечивает мотивацию и стимулирование труда работников. Социальная инфраструктура включает совместную деятельность служб предприятия по удовлетворению социальных потребностей различного уровня персонала, тем самым способствуя повышению производительности труда. В современных условиях развития информационных технологий и распространения во всех аспектах жизни общества, представляется необходимым выделить еще один вид инфраструктуры: информационной инфраструктуры предприятия. Информации проходит через все отделы и подразделения предприятия, а также пронизывают производственную и социальную подсистему инфраструктур. Проблема повышения эффективности управления информацией сейчас является одним из основополагающих при планировании, организации, контроле и регулировании деятельности предприятия. Информационная система инфраструктуры – комплекс взаимосвязанных информационных технологий, программного и аппаратного обеспечения, средств связи и коммуникаций на основе бизнес-процессов, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства предприятия. Как видно из предложенной систематизации элементов инфраструктуры (Рис. 1) особая роль уделяется информационной подсистемы, являясь неотъемлемой частью не только основной, но и обеспечивающей деятельности предприятия. Информационная инфраструктура является основой для решения организационных патологий, которые возникают в системе управления инфраструктуры; создает условия для обеспечения непрерывности ключевых бизнес-процессов и процессов обслуживания. Рисунок 1. Состав подсистем инфраструктуры промышленного предприятия
В связи с повышенной ролью информационной подсистемы инфраструктуры особое место в управлении обеспечивающими процессами отводится техническим информационным средствам. Информационная технология представляет собой набор средств для обработки и преобразования информации на основе компьютерных технологий и коммуникационных систем, которая представляет собой целостную технологическую систему обеспечения единства процессов сбора, передачи, хранения и отображения информации, а также подготовки управленческих решений в соответствии с анализируемыми закономерностями развития производственно-социальной среды Социальная инфраструктура промышленного предприятия – это совокупность подразделений и служб, предназначенных для удовлетворения социальных, бытовых, культурных, интеллектуальных потребностей работников, а также членов их семей. Уровень рассмотрения социальной инфраструктуры задает некоторые ограничения для определения состава ее элементов. Так, на уровне предприятия предполагается, что определенные потребности и интересы работников удовлетворяются на более высоких уровнях функционирования инфраструктуры – уровне районной, городской, национальной инфраструктуры. Помимо этого степень развитости систем социального обеспечения на предприятии ограничена как масштабами предприятия, так и самими возможностями и потребностями работников. При оценке качества социального обеспечения на уровне предприятия существует также немало особенностей при учете условий труда, социально-демографических данных и т.д. Одной из форм классификации социальной инфраструктуры является разделение ее на линейную и точечную. При этом под линейной инфраструктурой понимается совокупность объектов и служб социального обслуживания (например, на уровне городской инфраструктуры – сеть пассажирского транспорта). К точечной инфраструктуре относятся отдельные объекты, связанные с удовлетворением потребностей людей (столовые, медицинские учреждения, школы и т.д.). Применение данной классификации возможно на различных уровнях социальной организации общества. Однако на уровне промышленного предприятия речь в большей степени идет о точечной инфраструктуре, хотя и здесь не исключены отдельные элементы линейной (на крупных предприятиях, имеющих различные представительства и филиалы). Подобная классификация скорее описывает форму организации системы социального обслуживания, чем определяет ее содержательную сторону. Социальная инфраструктура на предприятии исследуется с позиций удовлетворения потребностей людей, т.е. рассматривается совокупность элементов социальной инфраструктуры, необходимых для жизнеобеспечения людей, как на работе, так и вне ее. Классификация функций социальной инфраструктуры по критерию удовлетворения потребностей работников представлена на рис. 2
Рисунок 2. Основные функции социальной инфраструктуры.
Любой производственный процесс осуществляется на правильно оборудованных рабочих местах. осуществляется на оборудованных соответствующим образом рабочих местах. Некоторая их совокупность образует производственный участок, наиболее характерной особенностью которого является его целевое назначение. Производственный участок представляет собой подразделение цеха, на которых осуществляются технологические процессы изготовления изделий конкретного назначения или отдельные стадии (этапы) технологического процесса по производству готовой продукции или полуфабриката. На производственном участке все расположенные на нем рабочие места объединяются транспортно-накопительными устройствами, средствами технического, инструментального, метрологического обслуживания и управления. Крупной производственной структурой предприятия является цех. В отдельных отраслях промышленности основной структурной единицей предприятия может выступать не цех, а производство, объединяющее в себе, по сути, несколько цехов. В таком случае говорят о бес цеховой производственной структуре предприятия. Однако большинство промышленных предприятий практически всех отраслей промышленности наиболее характерной является цеховая структура. Цех представляет собой расположенное как правило, в одном здании производственное, обособленное в административном и организационном отношениях, но тесно связанное производственным процессом подразделение предприятия, в котором осуществляется изготовление готовой продукции или полуфабриката, или отдельных частей готового изделия, или выполняется определенная стадия технологического процесса производства целевой продукции. Цех имеет относительно широкую оперативно-хозяйственную самостоятельность, поскольку здесь устанавливаются собственные расчетные показатели, характеризующие их деятельность, планируется деятельность внутрицеховых подразделений, цехи несут ответственность за результаты своей деятельности. Все цехи крупных промышленных предприятий в зависимости от их роли в процессе производства подразделяются на: - основные производственные, совокупность которых образует основное производство; - вспомогательные (вспомогательное производство); - обслуживание (поддержка экономики); - подсобные (подсобное хозяйство); - побочные (побочное производство); - экспериментальные (опытно-промышленного производства). На рисунке 3 показана общая производственная структура крупного промышленного предприятия. Краткое описание цели и функции каждого из структурных подразделений промышленного предприятия заключаются в следующем. Рисунок 3. Производственная структура промышленного предприятия
Основные цехи, которые образуют основное производство предприятия, предназначены для осуществления основных технологических процессов по производству продукции, на которой специализируется конкретное предприятие. В основных цехах сосредоточены процессы по качественному изменению состояния и формы обрабатываемых предметов труда (сырья, материалов) для превращения их в готовую продукцию. Вспомогательные цехи создаются для обеспечения эффективной деятельности основного производства. Вспомогательное производство и его составные цеха осуществляют поставку для нужд основных цехов предприятия средств технологической оснастки, электроэнергии, газа, пара и других видов энергии, а также осуществляют ремонт оборудования и зданий основных цехов, изготовляют нестандартное оборудование и запасные части для оборудования основного производства. Обслуживающее хозяйство включает в себя цеха, которые обеспечивают все производственные структуры различных видов услуг. Отдельные цехи обслуживающего хозяйства оказывает транспортные услуги автомобильного, железнодорожного и другими видами транспорта, обеспечивать функции хранения сырья, материалов, топлива, комплектующих изделий, готовой продукции и полуфабрикатов (Складское хозяйство) и обеспечивает выполнение услуг основным цехам по проведению различных лабораторных испытаний. Подсобное производство включает в себя подразделения, занимающиеся производством тары, необходимой для упаковки готовой продукции, добычу и переработку вспомогательных материалов (карьеры по добыче формовочных земель) огнеупорных изделий, смазочно-охлаждающих жидкостей и переработку, и подготовку лома металла (капровый цех) Побочные цехи, формирующие побочное производство, изготовление продукции из отходов производства, в том числе товаров народного потребления, переработка и подготовка к реализации на сторону отходов основного производства. Кроме того, на некоторых предприятиях могут функционировать побочные подразделения по регенерации вспомогательных материалов для повторного использования в основном производстве. Экспериментальное производство организуется в основном на крупных машиностроительных предприятиях, занимающихся выпуском сложных наукоемких изделий, подвергающихся постоянному обновлению и совершенствованию. В экспериментальных цехах совместно с заводскими проектирование, опытно-конструкторские бюро и отделами главного конструктора изготавливаются и используются опытные образцы новых изделий. Наиболее важным структурным подразделением инфраструктуры предприятия является служба сбыта готовой продукции. Процесс продажи можно разделить на четыре этапа. Первый-это организация и осуществление процедур для заключения договоров на поставку продукции. Второй — составление плана продаж и остатков нереализованной продукции, хранящейся на складе предприятия. На третьем осуществляется отгрузка (иногда и транспортировка) продукции потребителю. Четвертый этап — поступление денежных средств на расчетный счет поставщика. Для обеспечения эффективного функционирования таких инфраструктурных подразделений, как службы материально-технического снабжения и сбыта готовой продукции в их состав входят и подразделения обслуживающего хозяйства: складское и транспортное хозяйство.
Date: 2016-07-25; view: 2936; Нарушение авторских прав |