Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лабораторная работа Осциллографический анализ речиОзнакомившись с методикой осциллографическото анализа речи1, студенты учатся работать с осциллографом, анализировать получен- ное изображение звукового сигнала, «читать* фотографии осцилло- грамм, составлять их схемы, прогнозировать результаты осциллогра- фического анализа слов, сопоставляя с получаемым. Оборудование занятия: шлейфный осциллограф, дикторы с нормативным произношением, по возможности — дикторы ярко выраженным иносистемным фонетическим субстратом (можно использовать магнитофонные записи, полученные во время диалектологических экспедиций и т.п.). Начинается занятие работой с осциллографом. Перед каждым студентом ставится задача: 1) Подавая на осциллограф через микрофон звуковой сигнал, проследить различия: — в изображении на экране ударных и безударных гласных — взрывных и щелевых согласных [дуп — зуп]; — глухих и звонких согласных [дуп-туп / зуп-суп]; — твердых и мягких взрывных [быт-быт']. 1 Бондарко Л. В. Звуковой строй... С.28—51. 2) Самим подобрать аналогичные пары для анализа и опи- 3) Зарисовать схемы полученных осциллограмм, запрогнозиро- На следующем лабораторном занятии проводится контрольная лабораторная работа с такими заданиями: — «прочитать* слова на данных фотографиях осциллограмм; — нарисовать и описать их схемы; — дать предполагаемые схемы осциллограмм предложенных слов; — сделать вывод о том, какие акустические различия наглядно — объяснить, почему характеристики звуков, получаемые с помо- Инвариантные схемы осциллограмм наглядно продемонстрируют различия между ударными и безударными гласными; глухими и звонкими, твердыми и мягкими, губными и передне-, средне-, заднеязычными согласными.
Результатом лабораторных: занятий, построенных по предложенному образцу, является следующее: студенты получают точное, осмысленное представление об акустико-артикуляционных особенностях основных оттенков фонем русского литературного языка; усваивают научную терминологию; овладевают некоторыми приемами научного исследования, что делает доступной научную литературу по фонетике, дает возможность последующего самостоятельного пополнения знаний; знакомятся с возможными новыми методическими приемами преподавания фонетики в школе в условиях конкретной языковой среды. Работа с осциллографом дает прекрасные возможности для тренировки фонетического слуха с целью коррекции произношения. Используя полученные на лабораторных занятиях знания, умения и навыки, студенты учатся прогнозировать на конкретном языковом материале орфоэпические и орфофонические ошибки в русской речи в условиях той или иной языковой среды, ищут действенные приемы постановки и коррекции тех или иных звуков и звукосочетаний (например, прогнозируют ошибки в русской речи украинцев, чехов, словаков, немцев, используя данные сопоставительной фонетики и анализ произношения сокурсников, намечают приемы постановки артикуляции взрывного Г в речи носителей южнорусского и юго-восточного украинского диалектов, постановки дифтонгоидности ударных гласных, соседствующих с мягкими согласными (напр., – в речи чехов и словаков и т.п.).
|