Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нормы устной и письменной речиОрфоэпические и орфографические нормы определяются, в первую очередь, системой единиц фонетического уровня. Для фиксации речевой нормы на том или ином языковом уровне необходимо хорошо представлять себе систему языковых единиц данного уровня и характер их взаимосвязи и взаимодействия. Система единиц фонетического уровня: слог, синтагма —. фонетические единицы речи, характеризующиеся более или менее четкими материальными параметрами {показателями) квантования, дискретностью. Звук и слово, как уже говорилось, недискретны, они осознаются носителями языка путем экстраполяции на фонетический уровень выводов, полученных ими на фонологическом. Звук осознается как сегмент через соотношение с фонемой, слово — с интонемой (см. выше: «З има тян ется — Мать. Ани). «Психологические представления» носителей языка, звукотипы фонема и интонема-—абстрактные инвариантные функциональные единицы, своеобразные ячейки «фонологического сита» его носи-телей, через которые «просеивается», классифицируясь при этом, бесконечное множество его реальных звучаний, что и обеспечивает взаимосвязь и взаимообусловленность феноменов абстрактной системы языка и ее конкретных речевых реализаций. Фонетические законы, регламентирующие основные нормы произношения и написания: редукция безударных гласных звуков, аккомодация звуков в последовательности СГ, ассимиляция в последовательности СС, оглушение согласных абсолютного конца и др. Орфоэпия — фонологически детерминированный прикладной раздел языкознания, регламентирующий нормы звучания речи, в котором, как известно, «целесообразно различать два ее аспекта: орфоэпию и орфофонию» (ЛА Вербицкая), т.е. нормативный фонемный состав слова (по ЛФШ) и правила звуковой реализации фонем (произношение их аллофонов). Набор орфоэпических правил можно сгруппировать в 3 блока: основные нормы произношения, особенности произношения заимствованных слов, орфоэпические фразеологизмы. 1. Основные орфоэпические нормы (ОН), определяющие фонемный состав слова, обусловлены действием живых фонетических законов (ФЗ) современного языка и, как правило, безвариантные: аканье, иканье, сочетания -U-\-dd- в середине слова, -t в абсолютном конце, V перед гласными переднего ряда. ФЗ---------------------------------------------------- > ОН Закон количественной и качественной редукции безударных гласных — —----------------------------------------- > иканье, аканье Регрессивная ассимиляция согласных по глухости\ звонкости---------------------------------- > tt\dd (и т.д., см.выше) Орфофонический комментарий нормативного фонемного состава слова с учетом первичного фонетического субстрата говорящего (ино-диалектного, иноязычного) будет основанием для осмысления и коррекции/постановки артикуляций в соответствии с эталоном. Такой комментарий потребуется, например, для выработки навыка литературно нормативной реализации фонем <Г> и <В> при ю.-р. диалектном фонетическом субстрате; для выработки навыка литературно нормативной закрытости безударных гласных (иканье и аканье) при диалектном с.-р. фонетическом субстрате; для выра- ботки нормативной ритмики при украинском фонетическом суб Необходимость той или иной коррекции/постановки артикуляций определяется сопоставлением артикуляционной базы индивида и литературно нормативной, в результате чего прогнозируется интерференция и разрабатывается система специальных для каждого конкретного случая лингвометодических мер, направленных яд предупреждение ошибок в произношении. Итак, усвоение основных произносительных норм требует: — системно изложенной информации о них; — осознания их соотнесенности с фонетической системой языка; — конкретного орфофонического комментария в зависимости
2. В произносительной подсистеме заимствованных слов нормой 3. Орфоэпические «фразеологизмы»— произношение отдельных Усвоение этой группы норм, как и предыдущей, осуществляется через составление индивидуализированных списков-рекомендаций с обязательным комментарием вариантов по словарям и справочникам. Итак, обучение орфоэпии^ регламентирующей нормы звучания речи, предполагает обязательную полную информацию: — о системе современных эталонных норм литературной речи — о прогнозируемых для данной аудитории возможных откло- — о методах и приемах, обеспечивающих коррекцию артикуляций, коартикуляций и просодики в соответствии с эталоном. Теория современного письма — графика и орфография — регламентирует нормы письменной речи. Графика — тот из фонологически детерминированных прикладных разделов языкознания, который устанавливает систему начертательных знаков и регламентирует нормы передачи ими фонетических единиц языка в позиции их максимальной дифференциации, а орфография — в позиции нейтрализации (по МФШ) фонологических противопоставлений, в проблемной ситуации, ситуации выбора из нескольких возможностей, предоставляемых графической системой. Сам набор графических символов первоначально абсолютно произволен, а потому практически индифферентен по отношению, к изменениям в звуковой системе языка. Система соотношения символов и реальных фонетических единиц ориентирована на конкретные фонетические феномены конкретного языка, изменения в звуковом строе которого требуют коррекции теории и практики письма, т. е. реформирования системы норм графики и орфографии. Графограммы — написания в ситуации максимальной дифференциации фонетических и графических единиц — требуют лишь усвоения системы начертательных знаков данного языка (алфавита) и системы их соответствий фонологическим единицам (А,а ® <А>; ®и т. д.). Орфограммы — написания в ситуации выбора из нескольких начертательных единиц, предоставляемых графикой, индифферентной ко временным фонетическим модификациям — могут быть разделены на несколько групп, в зависимости от характера фонологической обусловленности выбора: 1) Графические орфограммы — проблемные написания, связанные с самим инвентарем графем, с недостаточностью набора графических знаков для максимального обеспечения соотношения фонологический звукотип// графический символ: становление корреляции по твердости/мягкости привело к дифференциации написаний по т.н. слоговому принципу графики: садъ - с дь -> совр.: сад - сядь и под. Из данных написаний при обучении представляют определенную трудность и требуют специального заучивания, т. е. являются актуальными орфограммами, лишь написания, связанные с употреблением буквы Ь и выбором букв гласных после согласных, не имеющих коррелятов по твердости/мягкости (см. табл. прил. 3). 2) Проверяемые написания — составляют подавляющее большин- Обучение данным орфограммам осуществляется через выработку автоматизированного навыка морфемного членения слова и поиска сильной позиции звука путем подбора однокоренных н одно-структурных слов. Такой характер обучения не только способствует прочному и осмысленному усвоению написаний данной группы, но и чрезвычайно активизирует и расширяет словарный запас учащихся, повышает их речевую и общую культуру. 3) Беспроверочные (словарные) написания — орфограммы, свя- Обучение данному типу написаний осуществляется через составление списка «словарных слов», пополняющегося по мере расширения активного словаря учащихся. Запоминанию орфограмм, не мотивированных, с точки зрения современной фонетической системы языка, способствуют различные этимологические справки и мнемонические приемы, обеспечивающие ассоциативные связи (см. выше). 4) Непроверяемые написания – настоящая «группа риска»: они про- Обучение написаниям данной группы возможно лишь через жесткую систематизацию орфограмм и поиск творческих индивидуальных мнемонических приемов, облегчающих запоминание сложных, противоречивых правил, зачастую алогичных с точки зрения звуковой системы языка. Итак, успешное обучение орфографии возможно лишь при абсолютном усвоении учащимися следующих базовых понятий:
Орфограмма — проблемное написание, написание в ситуации выбора (или/или) из нескольких графических знаков (орфограмма = задача выбора). Орфографический принцип — руководящая идея, основание, критерий выбора (ОП — ключ к решению задачи). Таких критериев в русской орфографии, регламентирующей проблемные написания, три: 1. Выбор буквы мотивируется (аргументируется, обосновывается, 2. Выбор буквы мотивируется специальным для данной группы 3. Выбор буквы не мотивирован: Запомни написание данного слова При таком строго выдержанном едином лингвистическом подходе к систематизации орфограмм основные правила современной русской орфографии сами собой спрессовываются в несколько компактных таблиц (см. прил. 3).
|