Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 9. Системное управление таможенным делом





Структура и основное содержание системного управления та­моженным делом. Теоретическое содержание базовой модели управления. Функционально-технологическая модель системного управления таможенной деятельностью. Аналитическая модель стратегического управления таможенной деятельностью. Гра­фоаналитическое представление процесса системного управле­ния. Суть и технология стратегического управления (аппарат графоаналитической визуализации системных процессов). Общая функциональная структура решения задач системного управления таможенной деятельностью.

Вопросы

8.1. Структура и основное содержание системного управления таможенным делом.

8.2. Теоретическое содержание базовой модели управления.

8.3. Функционально-технологическая модель системного управления.

8.4. Аналитическая модель системного управления.

8.5. Графоаналитическое представление и теоретические задачи системного управления.

8.6. Задача позиционирования таможенных систем.

8.7. Общая функциональная структура решения задач системного управления. Выводы.

Контрольные вопросы.

Рекомендуемая литература

1. Макрусев В. В. Основы системного анализа: учебник. - М.: РИО РТА, 2006.

2. Букатова И. Л., Макрусев В.В. Теория целостно-эволюционной интеллектуализа­ции социальных систем. - СТИ МГУС, 2004.

3. Общий и специальный менеджмент: учебник / под общ. ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. - М.: Изд-во РАГС, 2000.

Структура и основное содержание системного управления таможенным делом

Система управления таможенным делом России. Управление тамо­женным делом России включает два основных стратегических направле­ния: управление деятельностью таможенной службы России и управление ее развитием. Функциональная структура, стратегические цели, задачи и ключевые направления системы управления таможенным делом России представлены на рис. 45.

В организационном плане современная система управления тамо­женной службы России имеет иерархическую структуру. В рамках такой структуры управление реализуются на уровне ЦА ФТС России, реги­ональных управлений, таможен и таможенных постов. Такая структура обеспечивает централизованный распределенный характер управления.

На каждом уровне управления решается комплекс задач системного характера. При этом осуществляется мониторинг внешней торговли от­носительно контролируемого сегмента сферы ВЭД, принимаются и ре­ализуются решения, обеспечивающие результативное (эффективное) достижение целей таможенной деятельности. Назовем такие решения системными.

Системное решение (системного характера) - это решение непосредс­твенно связанное с целью таможенной деятельности, а также с развитием таможенных систем или таможенного дела в целом. Типовые системные задачи и решения:

• формирование системных решений по организации и функциони­рованию таможенной системы (формирование и корректировка концеп­ций и стратегий функционирования системы), по модернизации и раз­витию системы (формирование целей, стратегии, программ развития системы и управление развитием), а также по эффективной реализации программ модернизации и развития;

• подготовка и реализация оперативных решений системного харак­тера;

• оценка и прогноз формируемых решений, информационный конт­роль и оценка результативности принятых системных решений.

Примеры системных решений в таможенномделе. Для системати­зации задач системного характера и вариантов их практического решения рассмотрим концептуальную модель таможенной системы, которая пред­ставлена на рис. 46. Примеры задач системного характера и вариантов их практического решения с учетом представленной модели содержатся в табл. 6.

При принятии системных решений основные усилия таможенника-аналитика, исследователя или руководителя направляются на иденти­фикацию и постановку проблемы, на ее формализацию, анализ, поиск множества альтернативных способов решения. Кроме того, отдельными важными моментами их работы становятся: умение строить и иссле­довать модели таможенных систем, планировать и управлять на осно­ве принимаемых решений, оценивать их последствия, внедрять новые информационные технологии. Весь процесс решения проблем должен быть систематизирован, технологичен и только тогда может быть полу­чен ожидаемый эффект.

Теоретико-методологическую основу принятия системных решений составляют теория и методология системного управления. Изучение тео­ретических основ системного управления (основ принятия системных ре­шений) в таможенном деле, по существу, является главным содержанием таможенного менеджмента.


Таблица 6

Задачи системного характера и примеры их практического решения

 

Уровень модели системы Задачи системного характера Примеры принятия системных решений
Система ВЭД Формирование стратегии раз­вития ВЭД России Стратегия развития ВЭД России
Таможенная сис­тема Разработка концепции и нормативно-правового обеспе­чения перехода таможенных органов на новые условия службы Разработка новой редакции Таможенного кодекса РФ Указ Президента РФ, постанов­ления Правительства РФ и т. п. о переходе таможенных органов на новые условия службы Таможенный кодекс РФ
Концептуальный уровень Разработка концепции раз­вития таможенной службы России Разработка концепции тамо­женного контроллинга Концепция развития таможенной службы России Концепция таможенного контрол­линга
Правовой уро­вень Модернизация правового обес­печения таможенной деятель­ности Целевая программа модерниза­ции правового обеспечения
Технологический уровень Развитие информационно-технического обеспечения таможенной деятельности Целевая программа модерниза­ции информационно-технического обеспечения таможенной де­ятельности
Инфраструктур­ный уровень Модернизация таможенной инфраструктуры Целевая программа модерниза­ции таможенной инфраструктуры
Кадровое обеспе­чение Совершенствование системы подготовки и переподготов­ки кадров для таможенных органов Программа совершенствова­ния подготовки кадров высшей квалификации для таможенных органов
Организация и управление Модернизация системы управ­ления Создание, внедрение и развитие системы информационного конт­роллинга внешнеэкономической и таможенной деятельности

Теоретическое содержание базовой модели управления

Все таможенные системы - это совместно функционирующие, открытые, распределенные и развивающиеся системы. При этом основ­ная цель их совместного функционирования и развития - согласованная целенаправленная (прогрессивная) эволюция деятельности: внешнеэко­номической, таможенной и обеспечивающей.

При такой постановке цель любой вложенной системы определяется только в соответствии с требованиями вышерасположенной смежной сис­темы. Так, для единой системы таможенных органов цель управления или развития формулируется исходя из потребностей макросистемы, а для системы технологического обеспечения - из потребностей единой систе­мы таможенных органов как метасистемы.

Исходя из положений целостно-эволюционного подхода, условий со­гласованной эволюции деятельности, цели управления и развития, а так­же возможности их достижения определяются направленность и размер­ность канала поиска позитивного аттрактора продуктивных технологий деятельности. В рамках такого аттрактора осуществляется поиск эффек­тивной технологии для реальных условий функционирования. В совокуп­ности же это есть метатехнология деятельности любой вложенной систе­мы, параметры которой в общем случае задаются:

• условиями прогрессивной эволюции деятельности взаимодействую­щих систем;

• требованиями, предъявляемыми к системе;

• возможностями по построению адекватной системы;

• составом и характеристиками реализуемых базовых парадигм, а так­же общим алгоритмом когнитивно-продуктивной метатехнологии;


• параметрами реальных условий функционирования системы;

• составом и характеристиками эффективных технологий деятельнос­ти системы.

Таковы параметры метатехнологии любой вложенной системы.

В пределах рассматриваемой совокупности вложенных систем их сов­местная эволюция в целях интеграции знаний - создания единой системы интегрированных баз знаний (БЗ) ВЭД - осуществляется на основе мета­технологии макросистемы.

Возможности любой вложенной системы проявляются исходя из воз­можностей ее метатехнологии, а актуальное функционирование каждой из систем реализуется на основе соответствующей продуктивной техно­логии деятельности, содержание и потенциал которой определяются ис­ходя из условий возникающей проблемной ситуации и уровня метатехно­логии системы. В этой связи относительно метатехнологии сохраняется вложенность, аналогичная вложенности систем, а интеграция знаний в ба­зе знаний обеспечивается в пределах метатехнологии соответствующего уровня вложенности и проходит по каналам когнитивного (интеллекту­ального) и продуктивного взаимодействия.

Каналы (связи) когнитивного взаимодействия (Yo, Ys, Ym; Io, Is, Im) определяют процесс приобретения знаний, сопровождающих соответст­вующие внешнеэкономические действия или когнитивную составляющую метатехнологии. При этом прямые интеллектуальные связи (Yo, Ys, Ym) обеспечивают систему нижележащего уровня информацией об изменении проблемной ситуации в системе вышележащего уровня. Обратные интел­лектуальные связи (Io, Is, Im) обеспечивают информацией о предыстории когнитивного процесса, которая включает информацию об изменениях в соответствующих БЗ.

Знания формируются в виде целостной совокупности представлений о структурно-параметрической эволюции вложенных систем. При этом каждое «элементарное знание» определено в виде структур или стратегий (в общем случае - структур-стратегий) макро-, метасистемы и системы соответственно. Структур-стратегия это структурно-параметрическая ха­рактеристика вложенной системы в рассматриваемых условиях эволюции. Накопление оптимальных (результативных) структур-стратегий - когни­тивная составляющая системного управления.

Технология деятельности рассматривается как результат процесса познания, а связи продуктивного взаимодействия (Do, Ds, Dm) отража­ют реализацию управляющих воздействий - актуализации технологий деятельности систем. В пределах этих связей формируется актуальная (целесообразно эффективная) технология деятельности вложенных систем, что является продуктивной составляющей системного управ­ления.

С представленных позиций содержание и возможности метатехноло­гии единой системы таможенных органов непосредственно определяются требованиями системы ВЭД, а для СТО - требованиями единой систе­мы таможенных органов. Эти требования, как правило, формулируются в виде:


• общего назначения (целей) метасистемы;

• основных функций и задач метасистемы;

• прав, представляемых метасистеме для реализации ее функций;

• структурно-параметрической модели метасистемы;

• системы показателей деятельности метасистемы и критериев ее эф­фективности.

Соответствующее содержание метатехнологии определяется:

• средствами синтеза продуктивных технологий деятельности (струк­тур-стратегий деятельности) единой системы таможенных органов (сис­темы технологического обеспечения);

• совокупностью эффективных технологий деятельности (эффектив­ных структур-стратегий деятельности), удовлетворяющих требованиям в полном объеме;

• средствами реализации продуктивных технологий деятельности.
Аналогично формируются и соответствующие технологии систем.

Так, СТО, включая все ее компоненты (организационное, правовое, ме­тодологическое и информационно-технологическое обеспечение), входит в качестве распределенной технологической компоненты в технологию деятельности таможенных органов. Таможенная деятельность составляет основное содержание этой технологии. В свою очередь, технология де­ятельности таможенных органов является одной из компонент техноло­гии внешнеэкономической деятельности России.

Учитывая всю совокупность системных, технологических и когни­тивных связей, нетрудно конкретизировать процессы и сформулировать задачи системного управления таможенной службой России, а также оп­ределить, что поиск результативной (рациональной, эффективной или оп­тимальной) продуктивной структур-стратегий является основной задачей системного управления.







Date: 2016-07-25; view: 6412; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию