Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процессный подход к управлению в таможенных органах





Важным компонентом управления является процесс управления.

Процесс управления - это деятельность органов и аппаратов управле­ния, направленная на достижение целей таможенных органов путем реа­лизации определенных функций с использованием соответствующих ме­тодов и принципов управления.

Процесс управления отличается специфическим содержанием, в кото­ром выделяются аспекты: методологический, функциональный, экономи­ческий, организационный, социальный и информационный.

Методологический аспект состоит в том, что процесс управления ре­ализуется по этапам в определенной последовательности: целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы, принятие управленческого ре­шения.

Цель управления - это представление руководителя о том, какой долж­на быть управляемая система, т. е. желаемое, возможное и необходимое состояние управляемой системы.

Управленческая ситуация — это совокупность всех условий (внутрен­них и внешних, объективных и субъективных) в конкретной сфере управ­ления, сложившихся в определенное время и требующих соответствую­щих действий руководителя.

Управленческие ситуации бывают простыми и сложными; хорошо просматриваемыми и с трудом поддающимися анализу; требующими кратковременных, долгосрочных, глобальных, частичных, комплексных действий или разовых мер.

Проблема - это основное противоречие между ситуацией и целью. Разрешение основного противоречия, как правило, ведет за собой разре­шение всех остальных противоречий. Формулировка проблемы определя­ет выработку решения.

Принятие управленческого решения - это поиск путей разрешения проблемы, а также организационная работа, связанная с практической ре­ализацией найденного пути.

Функциональный аспект - это реализация общих функций управления в определенной последовательности.

Экономический аспект определяется деятельностью управляющей системы, связанной с установлением потребности в ресурсах управляе­мой системы и оценкой их использования.

Организационный аспект заключается в использовании организаци­онно-распорядительных методов воздействия на управляемую систему в последовательности: регламентирование, нормирование, инструктиро­вание и ответственность.

Социальный аспект определяется участием человека во всех этапах процесса управления, независимо от той или иной степени автоматизации управления, и выражается как последовательность человеческих и чело­веко-машинных операций.

Информационный аспект состоит в определенной последовательнос­ти операций по преобразованию информации в процессе управления (до­бывание, поиск, сбор, сортировка, первичная обработка и передача ин­формации).

Все множество операций, присущих процессу управления, можно сгруппировать как операции целеполагания, информационной работы, аналитической работы и проектирования вариантов решения, выбора ва­рианта действия; организационно-практической работы.

Распределение операций по этапам управления и названным группам приведено в табл. 9.

Целеполагание в таможенных органах. Общая и конкретные цели управления таможенными органами определяются ТК РФ и другими законодательными и правовыми нормативными документами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и приказами ФТС России.

Таблица 9

Распределение операций в процессе управления

 

Этапы управления Группа операций Состав операций
Цель Целеполагание Информационная работа 1. Определение и формулирование цели. 2. Постановка цели. 3. Корректировка цели. 1. Добывание, поиск и накопление информации. 2. Хранение информации. 3. Первоначальная обработка информации
Ситуация Аналитическая работа 1. Анализ. 2. Прогнозирование. 3. Выявление и формулирование проблемы
Проблема Выбор варианта действий (разработка решений) 1. Нахождение вариантов действий. 2. Определение критериев выбора. 3. Сопоставление вариантов. 4. Выбор методов управления. 5. Принятие решения. 6. Организационное оформление решения
Решение Организационно-прак­тическая работа 1. Доведение решения до исполнителей. 2. Разъяснение и уточнение решения. 3. Контроль и внесение корректив. 4. Оценка результатов деятельности

Цель должна быть теоретически обоснованной, конкретной, количест­венно измеримой, ясной, значимой, достижимой и др. Содержательной основой цели определенной ситуации управления должна быть цель бо­лее высокого уровня управления.

Таможенная деятельность находится на стыке внутренней и внешней политики страны и напрямую связана с выполнением ее важнейших со­циально-экономических и внешнеэкономических программ и планов. Главной целью управления в системе таможенных органов, т. е. целью стратегического управления, является обеспечение государственного ре­гулирования внешнеторговой деятельности. Достижение этой цели уп­равления реализуется решением соответствующих комплексов задач.


В зависимости от той роли, которую играет цель в процессе управ­ления, выделяют несколько типов управления. В таможенных органах наиболее часто применяется управление ситуационное, программное и целевое.

Ситуационное управление имеется на всех уровнях иерархии управле­ния в таможенных органах, так как главным образом строится по склады­вающимся ситуациям. В этом типе управления цели не придается боль­шого значения.

Программное управление основано на тщательной разработке задан­ной программы с расчленением ее по уровням системы с указанием по­следовательности выполнения.

Этот тип управления, наряду с вышеуказанным, является часто приме­няемым в управленческой деятельности таможенных органов.

Наиболее рельефно программное управление просматривается в ре­шении фискально-контрольных задач по формированию доходной части федерального бюджета, в развитии региональных таможенных управле­ний, создании и оборудовании сети автомобильных пунктов пропуска че­рез таможенную границу и др.

В целевом управлении цель играет основополагающую роль и опреде­ляет характер и ход управленческой деятельности.

Содержанием целевого управления является его исключительно вы­сокая аналитичность при определении проблемы управления; предельно строгое и четкое формирование цели управления; структуризация пробле­мы управления, построение дерева целей; строгое согласование дерева целей с деревом задач, достаточно высокая корреляция между деревом целей, деревом задач и организационной структурой управления; каждое звено организационной структуры системы управления должно объеди­няться с другими звеньями более высокого порядка. В целевом управле­нии большую роль играет прогнозирование.

На практике типы управления нередко применяются в сочетании. На­иболее эффективным является сочетание программного и целевого типов управления, которое получило название программно-целевого. Этот тип управления в настоящее время для таможенных органов имеет исключи-

ft=jiMiis> нижние чниченме.

Из двух рассматриваемых компонентов управления - структуры и про­цесса - более динамичным является процесс управления. Поэтому разви­тие процесса управления влечет за собой и развитие структуры управле­ния. Изменения в структуре должны осуществляться тогда, когда процесс управления уже не вкладывается в существующую структуру, когда струк­тура создает существенные помехи, становится тормозом развития управ­ления, а следовательно, и всей системы управления в целом.

В настоящее время в таможенной системе наблюдается совершенст­вование динамических характеристик управления, прежде всего, за счет внедрения автоматизированных систем и информационных технологий управления.

В заключение необходимо подчеркнуть, что, совершенствуя те или иные характеристики процесса управления, необходимо постоянно вести учет взаимосвязи процесса и структуры системы управления и находить моменты перестройки структуры.







Date: 2016-07-25; view: 1228; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию