Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Процессный подход к управлению в таможенных органах
Важным компонентом управления является процесс управления. Процесс управления - это деятельность органов и аппаратов управления, направленная на достижение целей таможенных органов путем реализации определенных функций с использованием соответствующих методов и принципов управления. Процесс управления отличается специфическим содержанием, в котором выделяются аспекты: методологический, функциональный, экономический, организационный, социальный и информационный. Методологический аспект состоит в том, что процесс управления реализуется по этапам в определенной последовательности: целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы, принятие управленческого решения. Цель управления - это представление руководителя о том, какой должна быть управляемая система, т. е. желаемое, возможное и необходимое состояние управляемой системы. Управленческая ситуация — это совокупность всех условий (внутренних и внешних, объективных и субъективных) в конкретной сфере управления, сложившихся в определенное время и требующих соответствующих действий руководителя. Управленческие ситуации бывают простыми и сложными; хорошо просматриваемыми и с трудом поддающимися анализу; требующими кратковременных, долгосрочных, глобальных, частичных, комплексных действий или разовых мер. Проблема - это основное противоречие между ситуацией и целью. Разрешение основного противоречия, как правило, ведет за собой разрешение всех остальных противоречий. Формулировка проблемы определяет выработку решения. Принятие управленческого решения - это поиск путей разрешения проблемы, а также организационная работа, связанная с практической реализацией найденного пути. Функциональный аспект - это реализация общих функций управления в определенной последовательности. Экономический аспект определяется деятельностью управляющей системы, связанной с установлением потребности в ресурсах управляемой системы и оценкой их использования. Организационный аспект заключается в использовании организационно-распорядительных методов воздействия на управляемую систему в последовательности: регламентирование, нормирование, инструктирование и ответственность. Социальный аспект определяется участием человека во всех этапах процесса управления, независимо от той или иной степени автоматизации управления, и выражается как последовательность человеческих и человеко-машинных операций. Информационный аспект состоит в определенной последовательности операций по преобразованию информации в процессе управления (добывание, поиск, сбор, сортировка, первичная обработка и передача информации). Все множество операций, присущих процессу управления, можно сгруппировать как операции целеполагания, информационной работы, аналитической работы и проектирования вариантов решения, выбора варианта действия; организационно-практической работы. Распределение операций по этапам управления и названным группам приведено в табл. 9. Целеполагание в таможенных органах. Общая и конкретные цели управления таможенными органами определяются ТК РФ и другими законодательными и правовыми нормативными документами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и приказами ФТС России. Таблица 9 Распределение операций в процессе управления
Цель должна быть теоретически обоснованной, конкретной, количественно измеримой, ясной, значимой, достижимой и др. Содержательной основой цели определенной ситуации управления должна быть цель более высокого уровня управления. Таможенная деятельность находится на стыке внутренней и внешней политики страны и напрямую связана с выполнением ее важнейших социально-экономических и внешнеэкономических программ и планов. Главной целью управления в системе таможенных органов, т. е. целью стратегического управления, является обеспечение государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Достижение этой цели управления реализуется решением соответствующих комплексов задач. В зависимости от той роли, которую играет цель в процессе управления, выделяют несколько типов управления. В таможенных органах наиболее часто применяется управление ситуационное, программное и целевое. Ситуационное управление имеется на всех уровнях иерархии управления в таможенных органах, так как главным образом строится по складывающимся ситуациям. В этом типе управления цели не придается большого значения. Программное управление основано на тщательной разработке заданной программы с расчленением ее по уровням системы с указанием последовательности выполнения. Этот тип управления, наряду с вышеуказанным, является часто применяемым в управленческой деятельности таможенных органов. Наиболее рельефно программное управление просматривается в решении фискально-контрольных задач по формированию доходной части федерального бюджета, в развитии региональных таможенных управлений, создании и оборудовании сети автомобильных пунктов пропуска через таможенную границу и др. В целевом управлении цель играет основополагающую роль и определяет характер и ход управленческой деятельности. Содержанием целевого управления является его исключительно высокая аналитичность при определении проблемы управления; предельно строгое и четкое формирование цели управления; структуризация проблемы управления, построение дерева целей; строгое согласование дерева целей с деревом задач, достаточно высокая корреляция между деревом целей, деревом задач и организационной структурой управления; каждое звено организационной структуры системы управления должно объединяться с другими звеньями более высокого порядка. В целевом управлении большую роль играет прогнозирование. На практике типы управления нередко применяются в сочетании. Наиболее эффективным является сочетание программного и целевого типов управления, которое получило название программно-целевого. Этот тип управления в настоящее время для таможенных органов имеет исключи- ft=jiMiis> нижние чниченме. Из двух рассматриваемых компонентов управления - структуры и процесса - более динамичным является процесс управления. Поэтому развитие процесса управления влечет за собой и развитие структуры управления. Изменения в структуре должны осуществляться тогда, когда процесс управления уже не вкладывается в существующую структуру, когда структура создает существенные помехи, становится тормозом развития управления, а следовательно, и всей системы управления в целом. В настоящее время в таможенной системе наблюдается совершенствование динамических характеристик управления, прежде всего, за счет внедрения автоматизированных систем и информационных технологий управления. В заключение необходимо подчеркнуть, что, совершенствуя те или иные характеристики процесса управления, необходимо постоянно вести учет взаимосвязи процесса и структуры системы управления и находить моменты перестройки структуры. Date: 2016-07-25; view: 1228; Нарушение авторских прав |