Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Процесс принятия управленческих решений
Последовательность принятия решения (процесс) может быть представлена в виде схемы (рис. 57). При подготовке решения, прежде всего, необходимо выявить и проанализировать проблему. Вовремя выявить проблему - значит на ранней стадии понять основное противоречие между конкретной целью деятельности таможенного органа и сложившимися условиями ее реализации. Материалы анализа позволяют объективно взвесить значимость возникшего противоречия, выявить его причины и, главное, определить его вероятные конечные результаты. Таким образом, устанавливаются базовые проблемы, за решение которых надо браться в первую очередь, затем проводятся их ранжирование и выбор стратегического направления решения, после чего формируются цели. Базовые проблемы могут выявляться самостоятельно руководителем таможенного органа на основе анализа разнообразной информации, с которой ему приходится иметь дело, или задаваться извне в результате: получения решения вышестоящего уровня (приказ, указание, распоряжение, план работы и т. д.), для исполнения которого требуется применить частное, более конкретное решение на своем уровне; поступления от сотрудников (подразделений), а также из различных ведомств и организаций, участников ВЭД и других частных лиц разнообразных вопросов (запросов), касающихся таможенного дела; постановки объектом управления конкретных практических вопросов. Вслед за этим разрабатываются варианты решения, удовлетворяющие заданным ограничениям (по срокам разрешения проблемной ситуации, по формам реализации таможенного дела, по материальным ресурсам, кадрам и др.). Необходимость в разработке одновременно нескольких взаимозаменяемых вариантов (альтернатив) в разрешении проблемных ситуаций позволяет найти наиболее оптимальные пути в деятельности таможенных органов. Наибольшее применение в таможенной практике находят эвристические приемы определения предпочтительных действий, такие как: -декомпозиция проблемы; - выдвижение параллельных задач; - определение ключевых подзадач; - соотнесение задач (подзадач) с силами и средствами; - аналогия; - использование прогноза развития ситуации; - учет гипотез о возможных последствиях предполагаемых действий. Выбор наилучшего варианта и принятие решения проводится на основе оценки по группе взаимосвязанных критериев, число и содержание которых всякий раз задается конкретной проблемной ситуацией. К числу наиболее очевидных критериев относятся: количество необходимых сил и средств, уровень их подготовленности для данных действий, степень материальных затрат, лимитированный срок решения проблемы и др. Для выбора окончательного варианта необходимы волевые усилия, стимулирующие и организующие процесс формирования решения и имеющие особое значение на его конечной стадии. Воля субъекта управления помогает побороть нерешительность и колебание в выборе одного из проектов решения и осуществить его принятие. Управленческие решения выражаются в письменной или устной форме. Письменная форма обеспечивает лучшую преемственность решений, облегчает контроль за исполнителями, последующий анализ дел. В таможенных органах распространено письменное санкционирование действий сотрудников, утверждение и подписание подготовленных или формализованных и произвольно составленных документов, наложение резолюций на различные материалы, а также устное доведение указаний, распоряжений и др. Одним из видов управленческого решения является программа (документ долгосрочного и среднесрочного планирования). Организационное планирование осуществляется на всех уровнях управления: стратегическом (ФТС России); оперативном (РТУ); тактическом (таможня, таможенный пост); операционном (отдел, отделение, к этому виду решений относятся и личные планы работы должностных лиц). Кроме того, оно соответствует установившимся календарным циклам функционирования таможенных органов - долгосрочное (от 5 и более лет), среднесрочное (от 1 года до 5 лет) и текущее (до 1 года). В зависимости от направления и решаемых задач организационные планы подразделяются на перспективные и рабочие. Перспективное планирование - наиболее сложный вид планирования, требующий научных знаний и опыта руководства. Перспективное планирование связано с разработкой планов, срок действия которых превышает календарный год, т. е. включает долгосрочное и среднесрочное планирование. Основанием для осуществления перспективного планирования в таможенных органах служат: — требования нормативных актов ФТС России о необходимости перспективного планирования; — задания по реализации долгосрочных планов ФТС России по совершенствованию таможенного дела; — проблемы регионального характера по таможенному делу. Посредством разработки рабочих планов последовательно и целенаправленно обеспечивается выполнение задач, предусмотренных перспективными планами. Сами по себе управленческие решения и планы еще не свидетельствуют о том, что они будут реализованы. Для этого нужны соответствующие условия, которые создает общая функция управления - организация. Эта функция управления реализуется посредством выполнения таких операций (управленческих работ), как постановка задач исполнителям; их подготовка, включающая все формы обучения; организация взаимодействия; организация всестороннего обеспечения управленческих решений (планов) путем расстановки и маневра силами и средствами и др. Наиболее важными видами обеспечения являются: кадровое, техническое, материальное, информационное, финансовое и ряд других. В условиях, когда появляются выявленные в ходе контроля отклонения от параметров, заложенных в управленческом решении или плане, а также при изменении цели субъектом управления появляется необходимость внести коррективы в управленческую деятельность. Это осуществляется реализацией общей функции управления - регулирования, включающей исполнение таких операций (управленческих работ), как: анализ результатов контроля; принятие решения на регулирование; доведение решений в виде задач до исполнителей; организация регулирования; проведение регулирования; проверка действенности регулирования. Организация процесса принятия управленческих решений является важнейшим фактором в обеспечении единства системы управления. Она позволяет компенсировать определенные недостатки в реализации других компонентов управления таможенными органами, оценить их и способствовать реализации основных путей совершенствования управления. Таким образом, процесс принятия управленческих решений - это деятельность всех уровней управления по достижению целей управления. Будучи важнейшей стадией управления, процесс принятия управленческих решений является циклическим и повторяющимся. Date: 2016-07-25; view: 500; Нарушение авторских прав |