Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 1. Предмет и методы психологииСтр 1 из 15Следующая ⇒ Тематика контрольных работ и указания по их выполнению для Студентов заочной формы обучения Введение Тематика контрольных работ и методические указания по их выполнению составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по дисциплине «Психология и педагогика» для всех направлений заочной формы обучения в КФ «РГТЭУ». Психология как теоретическая и практическая область научного знания в современных условиях вызывает все возрастающей интерес со стороны широких социальных слоев общества. Это связано с нынешними общеполитическими, социально-экономическими и духовными факторами, поиском человеком, как субъектом деятельности, адекватных времени способов и средств профессиональной деятельности в условиях обострения противоречий между привычным укладом жизни и новыми условиями. Прежние десятилетия психология была преимущественно теоретической дисциплиной. В настоящее время ее роль в общественной жизни существенно изменилась: она все более становится областью особой профессиональной практической деятельности в промышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорте и т.д. Число задач, решение которых требует психологической компетентности, все возрастает, поскольку в конкретной деятельности людей так или иначе проявляется широкий круг психологических явлений. Решающее значение для психологии имеет ее связь с общественными науками. Исследование социальных процессов приводит к постановке проблем, по существу, психологических, которые не могут быть полно раскрыты без привлечения знаний о механизмах индивидуального и группового поведения людей, закономерностях формирования стереотипов поведения, привычек, социальных установок и ориентации, без изучения настроений, чувств, психологического климата, без исследования психологических свойств личности, особенностей и ее способностей, мотивов, характера, межличностных отношений и т.д. Конечно, психологические факторы сами по себе не определяют социальных процессов, напротив, сами могут быть поняты на основе их анализа. Поэтому только тщательной учет общественных условий, формирующих психическую деятельность человека, позволяет психологии обрести прочную научную основу. Ввиду ограниченного объема аудиторных занятий большое значение в процессе изучения курса приобретает самостоятельная работа студентов. Ее организация начинается с чтения установочных лекций, где происходит знакомство студентов с предметом, назначением и структурой курса, дается обзор учебно-методической литературы. В результате освоения курса студент должен знать историю становления психологической мысли, структуру психики и сознания, взаимодействие сознания и подсознания, эмоциональные процессы и управление ими, воспитание воли; психологию личности - структуру, темперамент, характер, иметь понятия об эмоциях и чувствах, способности; психологию познавательных процессов - внимания, памяти, воображения, мышления; социально-психологические феномены — общение, межличностные взаимодействия;
Рекомендации по выполнению и оформлению контрольной работы: Тема контрольной работы определяется по первой букве фамилии студента:
В отдельных случаях тема может быть выбрана студентом самостоятельно с учетом его интересов и по согласованию с преподавателем. После определения темы и знакомства с планом работы необходимо: 1.Усвоить соответствующие разделы учебно-методической литературы и определить место данной темы в структуре курса. 2.Ознакомиться с произведениями психологов, педагогов и философов, освещавших данную проблематику. Для решения данной задачи и с целью избежать повторов в первой части данного издания приводится список основной учебно-методической литературы, которую студенты могут использовать при изучении большинства тем курса. Для более глубокого и полного понимания темы следует обратить внимание на специальную и дополнительную литературу, которая приводится непосредственно к каждой теме. Необходимые сведения (по своей теме и при подготовке к экзамену или зачету) можно получить в справочных и периодических изданиях. Кроме того, высокой оценки будут заслуживать студенческие работы, авторы которых нашли время и возможность ознакомиться с новыми поступлениями по психологии в библиотеку и читальный зал университета. Следует учитывать и то, что в настоящее время издается большое количество психологической литературы, поэтому приведенный список не является законченным, а постоянно дополняется новыми источниками. В этом плане студентам предоставляете возможность самостоятельного и творческого подхода к работе. Контрольная работа должна быть правильно и грамотно оформлена. На титульном листе следует указать название учебного заведения, факультет, на котором обучается студент, его фамилию, имя, отчество работы и фамилию преподавателя, ведущего лекционный курс. Писать следует четким и разборчивым почерком (если работа представляется в рукописном виде). Страницы должны быть пронумерованы, следует также оставлять поля. В начале работы приводится план, в конце — список используемой литературы. На цитируемые источники необходимо делать ссылки (в скобках в конце цитаты или внизу страницы). По завершении работы ставится дата и подпись. Студентам необходимо помнить, что в контрольной работе недопустимо механическое переписывание разделов учебников, первоисточников или другой литературы по теме. Работа должна представлять самостоятельное изложение основных положений темы. В соответствии с учебным планом студентам необходимо написать одну контрольную работу объемом 20-25 листов в рукописном варианте или 18-20 листов в компьютерном варианте (шрифт 14 через 1,5 интервала). Контрольную работу необходимо сдавать в сроки, установленные учебным графиком. Если она не будет зачтена, то студенту необходимо учесть замечания рецензента или изложить мотивы несогласия с ними, после чего представить работу повторно.
Тема 1. Предмет и методы психологии 1. Этапы развития представлений о предмете психологии. 2. Принципы и отрасли психологии. Методы психологических исследований. 3. Мирпсихических явлений: процессы, свойства, состояния, образования. 4. Практическая часть Литература
1. С.Л. Рубинштейн, Основы общей психологии- Спб.: ЗАО «Издательство «Питер», 1999,-720с 2. Бурлачук Л.Ф.,Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике - СПб.: Питер, 1999.
3. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.- Воронеж, 1998. 4. Зинченко В.П.,Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии.- М.: ЛОГОС, 1994. 5. История зарубежной психологии. Тексты. /Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан / -М.: Изд-во МГУ, 1986. 6. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. – М.: Педагогика, 1991. 7. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. - СПб: Питер, 1998. Изучение первого вопроса предполагает раскрытие понятий «психология», «психика», обозначение предмета и объекта психологии. При перечислении этапов развития психологии в каждом из них необходимо отметить двух-трех философов, психологов, изучаемую ими область (или направления). Следует обратить внимание на общую динамику познания, характерную для современного этапа становления психологии. Во втором вопросе нужно не только описать принципы психологии (и привести примеры), но сравнить отрасли психологии по этим принципам, выступившим в качестве трех классификаторов. Каждую указанную отрасль можно кратко охарактеризовать, отметив при этом общий предмет познания – психику. В третьем вопросе обязательным является раскрытие понятий «метод», «эксперимент», «тест». Нужно также описать все методы, выделив в основных и наиболее важных методах классификацию. Например, эксперимент может быть естественным или лабораторным (первая классификация) и констатирующим, формирующим или контрольным (вторая классификация). В практической части следует выписать основные положения или идеи одного из выдающихся психологов, а также отразить его роль в формировании психологической науки. В заключение контрольной работы нужно подвести итоги вышерассмотренной проблематики, а именно: выводы по всем четырем вопросам соединить в одной логической цепочке.
|