Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
От видеопрокатов к реестрам
33-летний Максим Протасов – одна из самых известных фигур в российском регистраторском бизнесе. Экс-владелец крупнейшего российского регистратора Р.О.С.Т, Протасов– «инвестиционщик» со стажем. Еще в семнадцать лет он открыл в Москве видеопрокат, который потом разросся до сети. В двадцать, на втором курсе экономфака МГУ, он продал свой бизнес, чтобы открыть чековый инвестиционный фонд. Для запуска проекта оказалось достаточно тех $15 тыс., которые он выручил за продажу видеопрокатов. В течение года ЧИФ «Вега» стал одним из самых активных игроков на алюминиевом рынке: Протасов вместе со своим партнером, будущим зампредом ФКЦБ Алексеем Шароновым, покупали акции алюминиевых предприятий, а потом перепродавали их своим однокашникам – Андрею Мельниченко и Олегу Дерипаске, которые тогда только начинали заниматься бизнесом. В портфеле «Веги» были сделки по перепродаже крупного пакета БрАЗа, контрольного пакета Надвоицкого и Кандалакшского алюминиевых заводов. «Мы тогда много летали по стране, общались с директорами предприятий и понимали, что им требуются консалтинговые услуги: под кого писать план приватизации, какой выбрать вариант, кому продавать предприятие, как сделать так, чтобы купить его самому. И мы их консультировали»,– рассказывает Протасов. Через созданную в 1993 году консалтинговую компанию «Федеральная инвестиционная палата» (ФИП) прошло несколько сотен предприятий, от нефтянки до черной металлургии. А в том же 1993-м вышел указ президента «О реестрах владельцев именных ценных бумаг», согласно которому каждое крупное акционерное общество должно было передать реестр акционеров независимой регистраторской компании. Протасов понял, что эта услуга наверняка заинтересует его клиентов, и создал компанию-регистратора «Панорама». За несколько лет «Панорама» стала одним из самых сильных игроков на регистраторском рынке. Как говорит Протасов, причина успеха компании в том, что она изначально ориентировалась на регионы: «Столичный рынок был занят, а в регионах пусто. Мы приезжали в город, за пять дней объезжали 20–30 заводов и рассказывали их директорам, чем мы лучше конкурентов. А лучше мы были, во-первых, тем, что в отличие от других "москалей" сами к ним приехали, во-вторых, мы говорили, что готовы быть их "семейными докторами". Ведь если ты отдаешь кому-то свой реестр, ты у него спрашиваешь, как сделать допэмиссию, как выпустить облигации, как защититься от недружественного поглощения. В-третьих, мы были готовы демпинговать». Еще одним ресурсом привлечения клиентов стала скупка региональных регистраторов. За несколько лет «Панораме» удалось привлечь более 2 тыс. клиентов, и она стала пятым по размеру регистратором на российском рынке. Впереди маячили тылы лидеров: регистратора ЦМД и карманных регистраторов крупнейших финансово-промышленных групп. Однако агрессивная экспансия «Панорамы» привела к обострению отношений Протасова с другими участниками рынка. В итоге в 2000 году его компания была исключена из Профессиональной ассоциации регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев за «нецивилизованные методы привлечения клиентов». Участники рынка добавляют, что непосредственной причиной этих действий стала попытка «Панорамы» увести у ЦМД реестр РАО «ЕЭС России». «Вокруг "Панорамы" всегда бушевали скандалы. Это была очень агрессивная компания, они завоевывали клиентов всеми правдами и неправдами, зачастую на грани фола. Имелись вопросы по части отношений с клиентами и участниками рынка, это не всегда была fairplay»,– говорит гендиректор регистратора «НИКойл» Максим Калинин. Хотя исключение из ассоциации на деятельность «Панорамы» никак не повлияло, в 2000 году Протасов понял, что возможности для экстенсивной розничной экспансии в любом случае исчерпаны. Следующим ресурсом для роста «Панорамы» должны были стать карманные регистраторы крупных ФПГ. «Я приходил к руководителям крупных компаний и говорил: у тебя основной бизнес металлургия, зачем тебе регистратор, у тебя же нет своего банка или аудиторской компании,– вспоминает Протасов.– Ты сколько сейчас тратишь на своего регистратора? – Смешные деньги, $100 тыс. в год. – Ну а я тебе за $60 тыс. все сделаю.» Таким образом «Панорама» присоединила к себе регистраторов «Газпроминвестхолдинга», московского правительства (которое за это получило 10-процентный пакет «Панорамы»), «Базового элемента» и Уральской горно-металлургической компании. В середине 2001 года произошло слияние «Панорамы» с регистратором ФРК, который принадлежал Роману Абрамовичу. Объединенная компания стала лидером рынка с долей в 40%, ее оборот достиг $30 млн. Однако за это Протасову пришлось уступить 50% акций структурам MillhouseCapital. Новую компанию назвали «Регистратор Р.О.С.Т.». Протасов сохранил за собой пост председателя правления Р.О.С.Т., однако осенью 2003-го неожиданно для участников рынка решил выйти из бизнеса и продал свой пакет. Покупателей он не называет, однако, по мнению участников рынка, ими стали структуры Романа Абрамовича. По экспертным оценкам, сумма сделки составила около $10 млн. Сам Протасов объясняет мотивы продажи «Регистратора Р.О.С.Т.» так: «Последние два года –это был "день сурка": каждый день просыпаешься, и одно и то же – те же клиенты, те же эмиссии. Я устал». Date: 2016-07-25; view: 319; Нарушение авторских прав |