Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование социально рыночной экономики в Украине и ключевые направления социальной политики





 

В ст. 1 Конституции отмечено: «Украина является суверенным и независимым, демократическим, социальным, правовым государством». На высшем правовом уровне задекларированы социальные приоритеты развития украинской экономики при условиях соответствующей государственной политики.

Социальная политика государства – одно из направлений деятельности по регулированию социально-экономических условий жизни общества.

Сущность социальной политики государства заключается в поддержке отношений как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благоустройства, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий, в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.

Современная социальная политика нашего государства направлена на сочетание теоретических положений как либерализма, так и социал-демократических европейских традиций. Первый дает возможность при отсутствии достаточных финансовых средств предоставить возможность для самореализации и самообеспечения экономических субъектов. Второй предусматривает формирование рациональной системы социальной защиты населения.

Социальная политика предусматривает:

- регулирование социальных отношений в обществе, регламентацию условий взаимодействия субъектов экономики в социальной сфере (в том числе между работодателями и наемной рабочей силой);

- решение проблемы безработицы и обеспечения занятости;

- формирование стимулов для высокопродуктивного общественного труда и предоставления социальных гарантий экономически активной части населения;

- создание системы социальной защиты населения;

- обеспечение развития элементов социальной инфраструктуры (заведений образования, здравоохранения, ЖКХ, спорта, культуры, науки и др.);

- защита окружающей среды и др.

Традиционными методами государственного влияния на социальную сферу является:

- правовое обеспечение социальной защиты населения, принятия соответствующих законодательных и нормативных актов;

- прямые государственные расходы из бюджетов разных уровней на финансирование социальной сферы;

- социальные трансферты в виде разного рода социальных субсидий;

- внедрение эффективной прогрессивной системы налогообложения индивидуальных денежных доходов населения;

- прогнозирование состояния общенациональных и региональных рынков труда;

- установление социальных и экологических нормативов и стандартов;

- государственные программы по решению конкретных социальных проблем;

- обязательное государственное страхование в разных формах;

- пенсионное обеспечение;

- развитие госсектора экономики и производство общественных благ;

- подготовка и переподготовка кадров;

- организация оплачиваемых общественных работ;

- социальное партнерство и др.

В мире существуют много моделей социальной политики и каждая имеет свои особенности в зависимости от особенностей экономического развития страны, менталитета нации, развития социального партнерства (японская, немецкая, американская, шведская, англосаксонская).

Главные направления социальной политики Украины:

- создание условий для повышения работником своего благосостояния за счет личного взноса и деловой активности предприятия;

- проведение широкомасштабной пенсионной реформы и создание справедливой системы пенсионных выплат с учетом трудового взноса каждого в фонд накопления;

- предоставление адресной помощи;

- создание условий для предпринимательской деятельности и высокопродуктивного труда экономически активного населения;

- создание условий для регулирования демографических процессов в Украине, демографического воспроизводства населения;

- разработка соответствующей правовой базы относительно рационального природопользования и охраны окружающей среды;

- проведение активной молодежной политики поддержки семьи, материнства и детства, а также осуществление мероприятий по социальной адаптации молодежи к условиям рыночной экономики;

- стимулирование развития образования, культуры и искусства;

- развитие здравоохранения и физической культуры, в частности внедрение страховой медицины;

- социальная защита и социальное обеспечение населения.

Социальную защиту возможно рассматривать в двух аспектах:

1) государственная поддержка слоев население, которое могут испытывать негативное влияние рыночных процессов, с целью обеспечения соответствующего жизненного уровня, то есть мероприятия, которые включают предоставление правовой, финансовой, материальной помощи отдельным гражданам, а также создание социальных гарантий, для экономически активной части населения;


2) комплекс законодательного закрепленных гарантий, которые противодействуют дестабилизировавшим жизненным факторам.

Основные элементы системы защиты населения:

- установление допустимых параметров жизни;

- защита населения от роста цен и товарного дефицита для гарантированного обеспечения прожиточного минимума гражданам;

- решение проблемы безработицы и обеспечения эффективной занятости, переподготовки кадров;

- пенсионное обеспечение;

- содержание детских домов, интернатов, домов, для людей преклонных лет;

- социальные трансферты;

- социальное обслуживание;

- предоставление необходимой медицинской помощи.

- социальное страхование.

В Украине система государственного социального страхования включает в себя пенсионное страхование, страхование по временной потери работоспособности, страхование на случай безработицы и страхование от несчастного случая на производстве и опирается на Законы:

- «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания» от 23 сентября в 2000 г. № 1105-ХІІ;

- «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» от 2 марта в 2001 г. № 2213-ІП;

- «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи со временной потерей работоспособности и расходами, предопределенными рождением и захоронением» от 18 января 2002р. №2 240-111;

- «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 9 июля в 2004 г. № 1058-IV;

- «О негосударственном пенсионном обеспечении» от 9 июля в 2004 г. №1057-IV.

В законах о пенсионном страховании и обеспечении предусмотрено три уровни:

1. Солидарная система общеобязательного государственного пен­сионного страхования.

2. Накопительная система общеобязательного государственного пенсионного страхования. Условиями внедрения накопительной системы является рост валового внутреннего продукта в течение двух лет не меньше, чем на 2% в сравнении с предыдущим годом, сбалансированность бюджета Пенсионного фонда, принятия законодательных актов для функционирования накопительной си­стеми, проведение тендеров и подписания договоров с компания­ми относительно управления активами накопительного фонда.

3. Система негосударственного пенсионного обеспечения. Она базируется на условиях добровольного участия граждан, работодателей или их объединений в формировании пенсионных выплат.

Реформирование пенсионной системы является сегодня одною из актуальных в Украине на фоне сложной демографической ситуации. За период с 1990 по 2009 гг. населения нашего государства сократилось с 51,9 млн. чел. до 46,1 млн. чел., почти на 11,2%. В настоящий момент три из пяти домохозяйств состоят лишь из взрослых лиц. Уровень рождаемости почти на треть отстает от уровня смертности (соответственно 11,0 и 16,3 чел. на 1000 жителей), что сопровождается среднегодовым сокращением населения на 300 тыс. чел.

Одновременно увеличивается средний возраст граждан Украины. Число пенсионеров составляет 13,8 млн. чел. в сравнении с 20,6 млн. чел. в работоспособном возрасте (соотношение 1:1,47, тогда как еще у 2000 г. была пропорция 1:1,45).


Остается дискуссионным вопрос об увеличении пенсионного возраста.

С одной стороны, работающие пенсионеры, получая небольшую пенсию, вынужденны работать и не заинтересованны в повышении отмеченного порога. Кроме того, высоким остается уровень ранней смертности, особенно для мужчин. Сегодня из всех стран Европы по показателю средне ожидаемой продолжительности жизни при рождении Украина опережает только Россию. 29,5% 16-летних юношей и 21,7% сорокалетних мужчин не доживают до 60 лет [18, с. 125]. Существенный взнос в низкую продолжительность жизни вносит распространение туберкулеза, спида, хронических заболеваний, в первую очередь, сердечно-сосудистых и онкологических.

С другой стороны, с началом экономического кризиса заостряется проблема наполнения активов Пенсионного фонда, что на фоне долгосрочных демографических тенденций актуализирует вопрос пересмотра возрастных барьеров назначения пенсий. Низкий уровень жизни в целом создает существенные препятствия реальному развитию полномасштабной системы социального страхования, включая пенсионное. Фактически не работает добровольное пенсионное страхование, которое подчеркивает нагрузку на господствующее социальное обеспечение. Экономика не получает потенциальные долгосрочные инвестиции из пенсионных фондов, которые являются мощным источником внутреннего инвестирования в развитых странах.

Важным направлением социальной политики должна стать миграционная политика, направленная на сохранение и рост трудового потенциала страны. Предотвращению эмиграции призванна служить активная политика занятости, которая бы предусматривала бесплатное получение услуг по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, разработку и реализацию специальных программ содействия занятости и создания новых рабочих мест. Реальностью является труд миллионов украинцев за рубежом и необходимость учета и использования миграционного капитала. В 2008 г. из-за границы было переведено в нашу страну свыше 200 млн. дол., 48% которых пришлось на Российскую Федерацию [19, с. 6].

Актуализируются исследования по необходимости привлечения иммигрантов из других стран с целью компенсации уменьшения коренного населения. Прилив вероятен только из менее развитых стран, где образовательно-квалификационный уровень людей ниже украинских показателей, поэтому перспективой ближайших десятилетий может стать не только стабилизация численности населения, но и изменение его структуры и соответственно отраслевой структуры национальной экономики.

Политика доходов выполняет ключевую миссию в социальной функции государства. Основой для повышения реальных доходов занятых в народном хозяйстве Украины должно стать повышение производительности ресурсов и увеличение на этой основе объема производства потребительских товаров и услуг. Необходимым считается соблюдение принципа опережающего роста производительности ресурсов по сравнению с ростом заработной платы. Важным считается создание благоприятного инвестиционного климата в стране и ее регионах.


Реформирование оплаты труда в Украине предусматривает обеспечение опережающего роста номинальной заработной платы в сравнении с повышением потребительских цен. Переход к политике опережающего рост заработной платы и денежных доходов по отношению к повышению цен должен происходить постепенно, быть управляемым и учитывать реальную ситуацию относительно наличия товаров и услуг в сфере торговли. При этом на одно из первых мест выходит формирование конкурентной среды.

К условиям повышения уровня оплаты труда следует отнести и погашение задолженности по заработной плате, что возможно при условии осуществления комплекса мероприятий на всех уровнях ведения хозяйства, включая реформирование налоговой системы, легализацию теневой экономики, укрепления финансовой дисциплины, рациональное использование бюджетов всех уровней, ресурсозбережение, укрепление правовой базы и т.д.

Политика государства должна быть направлена на разработку экономических механизмов поощрения работодателей к созданию новых рабочих мест для молодежи. Нуждается в изменении система профессиональной подготовки и повышения качества рабочей силы в соответствии с теми структурными изменениями, которые происходят в переходной экономике.

Для повышения уровня производительного использования человеческого потенциала страны, что обеспечит возможность его расширенного воспроизводства, необходима политика, которая будет предусматривать:

· существенное уменьшение налогового давления на фонд заработной платы;

· приведение уровня оплаты труда в соответствие с его количеством и качеством;

· стимулирование спроса на рабочую силу, в первую очередь за счет расширения малого предпринимательства;

· регулирование предложения рабочей силы на рынке труда;

· государственное регулирование процесса высвобождения работников при угрозе безработицы, реализацию принципов социального партнерства на рынке труда;

· стабилизацию финансового обеспечения политики занятости;

· стимулирование гибких форм занятости;

· развитие занятости населения.

Новая стратегия предусматривает коррекцию политики доходов – перенесение основных акцентов социальной политики на работающую часть населения. Занижение стоимости рабочей силы, недостаточный уровень социальных расходов тормозит развитие внутреннего рынка, динамику экономических процессов. Потеряна стимулирующая функция заработной платы, ее влияние на развитие производства, научно-технический прогресс. Экономика, которая базируется на низкой стоимости рабочей силы, не обеспечивает высокие стандарты потребления, процессов накопления, качественного воспроизводства рабочей силы. При таких условиях сдерживается развитие жилищно-коммунальной и социальной сфер, в частности формирование страховых фондов, ресурсов пенсионного обеспечения и образования. Поэтому стратегической задачей государства является поэтапное повышение части оплаты труда в структуре ВВП, опережающий рост реальной заработной платы в сравнении с другими составляющими доходов населения с помощью таких инструментов, как обеспечение минимального (основанного на прожиточном минимуме) уровня заработной платы, распространения тарифного регулирования оплаты труда, упорядочивания системы оплаты труда в бюджетных отраслях на основе Единой тарифной сетки и др.

Задачей формирования и реализации политики заработной платы является повышение уровня самоорганизации и консолидации работодателей, усиления дееспособности системы социального партнерства, расширения диалога власти и бизнеса. Необходимо реформирование структуры органов социального партнерства, в частности на отраслевом и региональном уровнях, создание единого реестра работодателей.

Консолидация рынка труда зависит от устранения его структурных диспропорций. Ключевую роль в решении этой проблемы должна играть система образования. Сегодня она ориентирована на академическое усовершенствование, а не на обеспечение занятости, расширения карьерных возможностей выпускников, содействия структурным преобразованиям в экономике, эффективное использование бюджетных средств, удовлетворения платежеспособного спроса предприятий и семей на образовательные услуги. Неучет конкретных потребностей общества обусловил глубокие диспропорции в системе профессионального образования. В высших учебных заведениях необходимо изменить структуру подготовки кадров в интересах специальностей, которые определяют научно-технический прогресс и имеют спрос на рынке труда. Важна также подготовка квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена.

В процессе технологической конкуренции развитые страны в дальнейшем будут увеличивать расходы на образование. Но единственной возможностью для вхождения Украины в информационное общество является внесение интеллектуального компонента во все сферы экономики, что позволило бы достигать соответствующих с развитыми странами результатов при значительно меньших ресурсах. Речь идет о практическом использовании интеллектуальной и инновационной составляющих как стратегических ресурсов долгосрочного экономического роста. Так нашей стране нужно решить две стратегические задачи: каким образом при значительном отставании по уровню ВВП на душу населения от развитых стран обеспечить развитие образования как основного элемента человеческого капитала, и как при большой разнице в уровне оплаты труда уменьшить отток за границу наиболее образованной и мобильной рабочей силы.

Финансирование образования должно быть направленно на недопущение снижения образовательного уровня населения Украины и уменьшения охвата населения образовательными услугами. Внимание следует обратить на материальное обеспечение учебного процесса в регионах с невысоким уровнем доходов населения (в сельской местности, регионах с высоким уровнем безработицы и т.д.). Финансирование учебы в средних специальных и высших учебных заведениях должно осуществляться преимущественно в форме заказа на конкурсных принципах.

С целью повышения эффективности образования, здравоохранения и других отраслей социально-культурной сферы, необходимо реформировать их организационно-экономический механизм. Основные черты существующего механизма были спроектированы в расчете на практически полное государственное финансирование, ориентированные на обеспечение контроля над распределением государственных средств и услуг и рассчитанные на однородный контингент получателей услуг. В связи с этим права учреждений незначительны, самостоятельность ограничена, регуляторы рыночных отношений отсутствуют. Вследствие этого сегодня наблюдается острый дефицит социально-культурных качественных услуг. Бюджетные ассигнования не покрывают минимальные потребности учреждений социально-культурной сферы.

Не получает должного финансирования программа государственных гарантий медицинских услуг населению. Государственная политика в отрасли здравоохранения должна предусматривать увеличение бюджетных расходов на здравоохранение одновременно с внедрением страховой медицины. Сужение сферы и качества предоставления медицинских услуг ведет к непоправимым демографическим последствиям. Государственное финансирование заведений здравоохранения должно быть ориентировано на развитие профилактики и раннего предупреждения заболеваний.

 

 







Date: 2016-07-25; view: 324; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию