Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трудовой потенциал и его факторы. Оценка ценности человека для национальной экономики





 

Основной производительной силой общества является человек. Он, с одной стороны, обеспечивает производство материальных средств для существования, а с другой – являются потребителем продуктов труды, которые обеспечивают его жизнедеятельность.

Население и хозяйство составляют систему, человеческие потребности в которой предопределяют появление новых производств и услуг, а последние влияют на людей, обеспечивая возобновление рабочей силы, физическое и духовное развитие человека.

Численность населения и квалификация его работоспособной части (трудовых ресурсов) является фактором, который определяет возможности экономического развития.

Понятие „человеческие ресурсы”, которое отождествляется с понятиями „трудовые ресурсы” и „человеческий капитал”, является противоречивым.

К трудовым ресурсам относят часть населения общества, которая имеет достаточное физическое развитие, здоровье, образование, культуру, способности, квалификацию и профессиональные знания для общественно полезной деятельности и принадлежит к определенной вековой категории – работоспособному возрасту.

Потенциал трудовых ресурсов является социально-экономической категорией, которая в количественном соотношении характеризует возможности общества относительно привлечения к общественному труду населения разного пола и возраста, а в качественном – его реальные и потенциальные возможности относительно реализации через участие в общественно полезном труде совокупности личных способностей и качеств работников.

К трудовым ресурсам относят также категорию людей, которые заняты в отраслях и сферах экономической деятельности вне пределов работоспособного возраста. Однако такой подход является во многом проблематичным, поскольку он дает возможность лишь констатировать факт о сегодняшней принадлежности данного лица к категории занятого населения. Поэтому целесообразным является использование понятия „человеческие ресурсы”.

К человеческим ресурсам относят, кроме трудовых ресурсов, часть населения общества, которая в состоянии ограниченно принимать участие в экономической деятельности, а при определенных обстоятельствах – достичь необходимого физического развития, здоровья, получить образование, примкнуть к культурному достоянию, получить квалификацию и профессиональные знания для общественно полезной деятельности, а также является работоспособной за пределами работоспособного возраста.

Кроме трудовых ресурсов, человеческие ресурсы включают в себя резервные трудовые ресурсы – „потенциальные” трудовые ресурсы, которые могут быть задействованы в общественном производстве или немедленно, или с высокой долей вероятности за определенный промежуток времени. К этой категории принадлежат дети и подростки, которые являются занятыми общественно полезным трудом и через определенное время в состоянии перейти в категорию трудовых ресурсов, пенсионеры по возрасту, способные к общественно полезному труду, и инвалиды, которые в состоянии ограниченно принимать участие в общественном производстве.

Категория лиц „человеческие ресурсы” включает в себя категорию лиц „трудовые ресурсы” и категорию лиц „резервные ресурсы трудовой деятельности”.

Потенциал человеческих ресурсов (человеческий потенциал) является совокупной способностью к труду всех (ограниченно и полностью работоспособных) членов общества, потенциальной максимальной совокупной работоспособностью всего общества в конкретный момент времени.

Категория „человеческий капитал” является во многом близкой к категории „потенциал человеческих ресурсов”, поскольку в стоимостном измерении отображается общественной потребительской стоимостью рабочей силы, которая в современном обществе остается основной производительной силой.

Главной характеристикой стоимости рабочей силы является производительность общественного труда.

Человеческий капитал отображает способности, навыки труда, экономическую активность, здоровье населения. В категории человеческого капитала оцениваются не только имеющиеся на данном этапе, но и потенциальные работники.

Потенциал человеческих ресурсов не просто отображает количественные характеристики и качественное состояние рабочей силы, а характеризует вместе с другими составляющими ресурсного потенциала общий уровень развития производительных сил.

На состояние трудового потенциала конкретной территории оказывают влияние природные условия и географическое положение, уровень и характер экономического и социального развития, культура производства и техническая и информационная вооруженность общества, полово-вековая структура населения, экологическое состояние окружающей среды, ряд других факторов, которые имеют социально-экологическую природу. Последние играют особенную роль в формировании потенциала трудовых ресурсов Украины.

Состояние окружающей среды (качественные показатели воды, воздушного бассейна, уровень радиационного и промышленного загрязнения, интенсивность электромагнитного фона, динамика климатических изменений) определяют здоровье населения, а отсюда – качественные и количественные признаки трудовых ресурсов.

Показателями, с помощью которых оцениваются качество жизни населения страны изображены на рис. 1.

 

 

 

 

 

Рис. 1 – Показатели оценки качества жизни населения

 

К проблемам реализации трудового потенциала принадлежит огромный дефицит рабочей силы, что угрожает инновационному развитию Украины. Это проблема национальной безопасности. Смежная проблема — трудовая миграция на фоне демографического кризиса. Дисбаланс на рынке труда имеется практически во всех странах мира, но не в таких масштабах, как в Украине. Система образования готовит 70% специалистов с высшим образованием и 30% – со средним техническим, то есть людей рабочих профессий. Для экономики Украины нужно увеличить количество подготовки молодежи будущих рабочих специальностей.

Уровень занятости в Украине традиционно остается выше в отраслях промышленности: добывающих (10,7% от общего количества работников), металлургии (12,8%), машиностроении (9,7%). Следует отметить пищевую промышленность (13,7%). В целом численность рабочих, занятых в экономике страны, составляет 26% от общего количества рабочих.

Зарплата в промышленности в среднем составляет 2117 грн. (в целом в стране средняя зарплата – 1825 грн.).

В перерабатывающей промышленности, к которой принадлежат пищевая и легкая, средние зарплаты составляют от 1077 до 1976 грн.

В добывающей промышленности средняя зарплата составляет 2799 грн.

Лидерами остаются металлургическое производство, производство изделий из металла (2612 грн. на месяц) и нефтепереработка, – 2836 грн.

Лидеры – промышленность, услуги транспорта и связи и финансовая деятельность.

Под экономической оценкой трудового потенциала понимают его оценку в стоимостном измерении. Из существующих методов и способов оценки трудового потенциала можно выделить два альтернативных подхода: расходный и результатный.

Расходный подход основывается на совокупности расходов, связанных с формированием трудового потенциала в конкретных социально-экономических условиях.

Возможность такой оценки связана с экономическим законом возмещения расходов на производство рабочей силы. Рабочие воспроизводят фонд жизненных средств в количестве необходимом для поддержки их жизнедеятельности, способности к труду и созданию семьи. За счет этих средств поддерживается индивидуальный трудовой потенциал рабочего, осуществляется его развитие, формируется трудовой потенциал следующего поколения. На основе этого подхода стоимостная оценка ресурсов труда и самого потенциала эквивалентна расходам на формирование и поддержку трудового потенциала.

Результативный подход основывается на оценке стоимости создаваемого продукта, который может быть получен за весь период реализации трудового потенциала, сосредоточенного на определенной территории в данный момент времени.

Оба подхода имеют как позитивные, так и отрицательные черты.

Оценка трудового потенциала на основе расходного метода позволяет учитывать расходы на подготовку и переподготовку трудовых ресурсов на базе прошлого опыта, дает стоимостное измерение количеству трудовых ресурсов, но такой подход не отвечает понятию трудового потенциала как возможности производить что-нибудь в будущем.

Результативный подход является более логическим, потому что отвечает общепринятому понятию потенциала как возможности получения почему-либо в будущем, при этом взаимосвязывается возможный результат с качественной и количественной составляющими трудового потенциала. При использовании результатного подхода появляются сложности, связанные с измерением суммарного результата за весь период использования трудовых ресурсов. Так как на конечный результат использования трудового потенциала влияет значительное количество факторов: темпы научно-технического прогресса, структура производства и экономические пропорции, уровень интеграции, цен и инфляции и др.

Для оценки стоимости создания единицы трудового потенциала испоьзуется следующая формула:

Р = , 1

где Сit – расходы і-го вида в среднем на одного человека, выработанные в t – году, ден ед.;

Ji T/i – индекс потребительских цен на товары и услуги і-го вида t-року по сравнению с Т-м годом;

Т – год, по отношению к которому осуществляется оценка трудового потенциала или период, в котором возникли расходы і-го вида;

t – год осуществления расходов і-го вида;

m – число видов расходов, которые учитываются при оценке трудового потенциала индивида.

Трудовой потенциал общества увеличивается за счет сокращения заболеваемости и травматизма. Улучшение состояния здоровья населения - фактор повышения работоспособности населения и соответственно расширения возможностей для создания продуктов и услуг, приобретения знаний и др. Не случайным является выбор показателя ожидаемой продолжительности жизни для отражениядостижений в сфере состояния здоровья человека.

Повышение уровня образования влияет на качество человеческого капитала и предопределяет рост общественной производительности труда. Уровень образования характеризует накопленный образовательный, трудовой, научный, интеллектуальный и творческой потенциал, составляя фонд совокупных знаний и умений – „духовное богатство” общества, которое передается от поколения к поколению и является предпосылкой развития человека и роста эффективности воспроизводственного процесса.

Date: 2016-07-25; view: 539; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию