Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Направления повышения эффективности региональной политики





 

Важным направлением трансформации экономики Украины является проведение эффективной региональной политики, для чего необходимо:

· разработка концепции государственной региональной политики и стратегии регионального развития;

· формирование эффективной отраслевой структуры регионов, адекватной их природно-ресурсному, экономическому, научно-техническому и трудовому потенциалу;

· повышение роли регионов в системе формирования и реализации социально-экономической политики, увеличения уровня их самостоятельности в проведение внешнеэкономической и социальной политики;

· развитие местного самоуправления, разграничения функций и полномочий центральных и местных органов законодательной власти;

· улучшение системы государственного стратегического планирования и программирования развития регионов, обеспечения соответствия национального законодательства нормативам и стандартам правовой среды ЕС;

· поддержка депрессивных районов, решения проблем межрегионального развития национальной экономики.

Государственная региональная политика Украины регламентируется Конституцией Украины, Законом Украины «О местном самоуправлении» и Государственными программами социально-экономического развития регионов.

Главной целью этих программ является оптимизация использования имеющегося ресурсного потенциала региона и формирование эффективного хозяйственного комплекса на его территории.

Урегулюванню проблем регионального развития будет способствовать реализация Закона Украины "О стимулировании развития регионов Украины", которое предусматривает внедрение двух новых инструментов регионального развития.

Первый включает мероприятия государственной поддержки, направленные на стимулирование развития депрессивных территорий.

Второй внедряет договорные отношения между Кабинетом Министров Украины и регионами путем заключения соглашений относительно регионального развития, в которых будут согласованы приоритеты и общие мероприятия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления относительно регионального развития, объемы и механизм финансирования этих мероприятий.

Последующие шаги в направлении гармонизации законодательства по вопросам решения соци­ально-экономических проблем территорий и стимулирования их развития требуют усовершенствования Бюджетного кодекса, урегулирование отношений собственности, новой редакции Законов Украины "О местном самоуправлении в Украине" и "О местных государственных администрациях".

В стратегическом плане государственная региональная политика должна способствовать преобразованию регионов на активных субъектов экономических отношений на отечественном пространстве и за его пределами. На сегодня почти 60% ВВП Украины экспортируется, основу экспорта составляют черные металлы (почти 30% экспорта), металлопродукция, машины и оборудование. Для Украины характерный снабженческо-сбытовый и посредническо-торговый тип внешнеэкономических связей. Для расширения экспортного потенциала регионов нужно:

- создать региональные центры маркетинговых исследований конъюнктуры на мировых рынках;

- проводить ценовую экспертизу экспортных контрактов;

- внедрить предоставление государственных гарантий относительно кредитов на участие регионов в международных тендерах;

- разработать и внедрить гибкий механизм государственного регулирования реэкспорта продукции.

Государственная стратегия регионального развития должна выстраиваться на принципах, которые отвечают требованиям европейской структурной политики:

1. Программирования. Политика регионального развития осуществляется на ос­нове долгосрочных стратегий, планов и программ развития на государственном, региональном, а при необходимости - на субрегиональном уровнях.

2. Концентрации. Ограниченные государственные финансы концентрируются и распределяются в зависимости от поставленных приоритетов.

3. Дополняемости. Государственная финансовая поддержка регионального развития рассматривается как средства, которые финансируются из государственного и местного бюджетов, объемы средств из местных бюджетов не уменьшаются при финансу­ваннии определенных государством приоритетов.

4. Партнерства. Тесное сотрудничество центральних и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, негосударственных организаций, субъектов ведения хозяйства.

5. Субсидиарности. Предоставление уп­равленческих услуг максимально приближается к потребителю с учетом полноты и качества предоставления этих услуг.


6. Сбалансированности. Комплексное использование имеющегося по­тенциала с учетом условий, критериев и сроков, определенных законодательством.

7. Синергии. Синхронное проведение реформ и обеспечения общественного единства в согласовании приоритетов и действий всех властных институтов, включая местное самоуправление.

Государственная региональная политика пока существенно не влияет на системное решение даже проблем выравнивания регионального ландшафта Украины.

На промышленно развитые Донецкую, Днепропетровскую, Запорожскую, Одесскую, Хар­ковскую области и Киев в 2008 г. приходилось 55% валового регионального продукта. В Киеве валовая добавленная стоимость в расчете на 1 человека втрое превышает средний уровень в Украине, тогда как в Тернопольской области он является наполовину меньше (см. рис. 2).

Рис. 2. ВДВ в расчете на одно лицо в 2004 г. (грн.)

 

Результативным было и остается функционирование индустриально­го комплекса в восточных регионах Украины - Донецкой, Днепропетровской, Запорожской, Полтавской, Луганской и Харьковской областях. Развитие экономики значительной части регионов сегодня определяют одна-две отрасли, которые являются сырьевыми или производят промежуточную или низькотехнологическую продукцию, которая является причиной их слабой конкурентоспособности на внешних рынках.

Когда межрегиональные диспропорции значительны, не следует искать оригинального решения, нужно использовать имеющийся опыт.

1. Региональная политика европейских стран сначала основывалась на принципах выравнивания.

2. Следующие волны региональных реформ были направлены на устранение региональных диспропорций через поддержку определенных отраслей и видов производств, стимулирование миграции капиталов, преодоление инфляционных процессов.

3. В последующем на смену социальным императивам пришли экономические факторы, направленные на активизацию инновационных процессов, создание привлекательных условий для развития малого и среднего бизнеса при одновременном усилении компетенции местных органов власти.

В современной Европе сформировалось понимание сущности нового регионализма как оп­тимального использования специфики и уникальности внутреннего потенциала регионов для ускорения темпов экономического роста. Такие подходы хорошо зарекомендовали себя в Испании, Греции, Португалии, Франции, Германии, внедряются в Чехии, Венгрии, Польше.

С учетом мирового опыта ключевыми задачями регионального развития в Украине следует считать:

- повышение инвестиционной привлекательности и укрепление экономического потенциала регионов путем институциональных преобразований в направлении обеспечения макроэкономической стабильности, прозрачности трансформации отношений собственности, либерализации процессов ценообразования и формирования конкурентной среды;

- уменьшение диспропорций в экономическом и социальном развитии регионов;

- повышение роли местных органов власти и территориальных обществ в использовании ресурсного потенциала для создания новых рабочих мест;

- актуализацию задач охраны окружающей среды и сохранения природной среды для следующих поколений;

- решение проблемы финансовой самодостаточности местных бюджетов, т.к. они формируют параметры инфраструктурной части конкурентоспособности региона.

Реалии свидетельствуют, с одной стороны, о отличиях в экономическом потенциале территориальных общин, особенно сел, поселков и городов районного значения, с другой - о том, что на фоне осуществления мероприятий бюджетного выравнивания унаследованная в основе разница между уровнями развития разных таксономических единиц влияет на их бюджетные поступления, - на возможности финансирования образования, здравоохранения, культуры и жилищно-коммунального хозяйства.

Выравнивание уровней регионального развития с точки зрения зрелости рыночных отношений и рыночных механизмов – объективное требование в контексте глобальной стратегии преодоления экономических, социальных, этнических конфликтов, которые создают значительные препятствия, стоящие на пути общего продвижения. Необходимо предотвращать конфликты средствами демократизации, активизации экономической жизни общества, на базе ускоренного проведения реформ.

 

 







Date: 2016-07-25; view: 311; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию