Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Выбор приема выделения в зависимости от типа издания
Тип книги, категория читателей и многие другие факторы оказывают влияние на выбор способов и приемов выделения в тексте. Наиболее сложны шрифтовые выделения в учебных, научных, производственно-технических и научно-справочных изданиях. В табл. 1 приводятся примерные способы выделения в тексте учебных, научных, научно-производственных и научно-справочных изданий.
Таблица 1. Способы выделения, принятые в учебной и специальной литературе
| Выделяемая часть
| Выделение
| Учебники для 1-4 классов
| Букварь
| Отдельные буквы и слова
| Прямым полужирным или вторым цветом
| Русский язык
| Отдельные слова в тексте упражнений
| Прямым полужирным
| В тексте:
|
| Логические усиления (со 2 класса)
| Разрядкой
| Грамматические термины
| Прямым полужирным
| Грамматические примеры (1-2 класс)
| Прямым полужирным
| То же (3-4 класс)
| Kурсивом светлым
| Отдельные буквы и части слов в примерах (1-2 класс)
| Прямым полужирным
| То же (3-4 класс)
| Kурсивом полужирным
| Примеры (1-2 класс)
| Прямым полужирным
| То же (3-4 класс)
| Kурсивом светлым
| Правила и определения
| Втяжкой с отчеркиванием с боков
| Математика (арифметика)
| Правила
| Прямым полужирным
| Определения (1-2 классы)
| Прямым полужирным
| То же (3-4 классы)
| Kурсивом полужирным
| Kниги для чтения
| Примеры и образцы (1-2 классы)
| Прямым полужирным
| То же (3-4 классы)
| Прямым полужирным или курсивом светлым
| Природоведение и история
| Логические усиления
| Разрядкой
| Термины и определения
| Прямым полужирным
| География
| Логические усиления
| Разрядкой
| Термины и определения
| Прямым полужирным
| Собственные имена (географические)
| Kурсивом полужирным
| Учебники для 5-11 классов
| Математика и астрономия
| Логические усиления
| Разрядкой
| Термины и правила
| Прямым полужирным или курсивом светлым
| Определения
| Kурсивом светлым
| Физика и химия
| Логические усиления
| Разрядкой
| Термины
| Kурсивом светлым
| Правила
| Прямым полужирным
| Определения
| Kурсивом полужирным
| История, литература, ботаника, зоология и анатомия
| Логические усиления
| Разрядкой
| Термины и другие выделения
| Kурсивом светлым или прямым полужирным
| География
| Логические усиления
| Разрядкой
| Термины
| Kурсивом светлым или прямым полужирным
| Собственные имена (географические)
| Kурсивом полужирным
| Русский язык
| Логические усиления
| Разрядкой
| Грамматические термины и правила
| Прямым полужирным
| В объяснительном тексте, правилах и определениях:
|
| Грамматические примеры
| Kурсивом светлым
| Выделения букв, частей слов и слов в примерах
| Kурсивом полужирным
| В упражнениях
| Прямым полужирным
| Слова-образцы
| Kурсивом светлым
| Транскрипция звуков
| Kурсивом светлым
| Иностранные языки
| В иностранном тексте и заданиях
| Прямым полужирным
| В объяснительном тексте, определениях и правилах:
|
| Логические усиления
| Разрядкой
| Термины
| Прямым полужирным
| Примеры
| Прямым светлым
| Выделения в выделениях, буквы и части слов
| Прямым полужирным
| Русский перевод
| Kурсивом светлым
| Выделения в русском переводе
| Kурсивом полужирным
| Фонетическая транскрипция
| Прямым светлым (в квадратных скобках)
| В словарях:
|
| Иностранные слова
| Прямым полужирным
| Фонетическая транскрипция
| Прямым светлым (в квадратных скобках)
| Русский перевод
| Прямым светлым
| Грамматические ремарки
| Kурсивом светлым
| Учебники для средних специальных заведений
| Гуманитарные и общественные науки, медицина, изобразительные и прикладные искусства, архитектура
| Логические усиления, формулировки, определения
| Kурсивом светлым
| Термины
| Разрядкой
| Математика, физика, химия, техника
| Логические усиления
| Разрядкой
| Определения и правила
| Kурсивом светлым или прямым полужирным
| Термины
| Прямым полужирным
| Техника и технология
| Логические усиления
| Разрядкой
| Правила и определения
| Прямым полужирным
| Термины
| Kурсивом полужирным
| Учебники для высших учебных заведений, научные и справочные издания
| История, литература, философия, право, искусство, педагогика, экономика
| Логические усиления
| Разрядкой
| Термины
| Kурсивом светлым
| Собственные имена
| Kапителью или разрядкой
| География, палеонтология, естествознание, медицина, этнография, антропология
| Логические усиления
| Разрядкой
| Термины первого вида
| Kурсивом светлым
| Термины второго вида
| Kурсивом полужирным или прямым полужирным или шрифтами других гарнитур
| Собственные имена
| Kапителью или разрядкой
| Физика, химия, техника, математика
| Логические усиления
| Разрядкой
| Термины
| Прямым полужирным или курсивом светлым или шрифтами других гарнитур
| Формулировки
| Kурсивом светлым
| Собственные имена
| Kапителью или разрядкой
| Языковедение
| Логические усиления
| Разрядкой
| Термины
| Разрядкой или прямым полужирным или шрифтами других гарнитур
| Примеры-предложения, слова, буквы
| Kурсивом светлым
| Выделения слов, букв, частей слов в примерах
| Kурсивом полужирным или шрифтами других гарнитур
| Фонетическая транскрипция
| Прямым светлым в квадратных скобках или апострофах
| Собственные имена
| Kапителью или разрядкой
| Энциклопедии
| Основные слова
| Прямым прописным полужирным или шрифтами других гарнитур
| Слова, на которые делается ссылка
| Kурсивом светлым
| Логические усиления и термины
| Разрядкой
| Автор, на которого делается ссылка
| Разрядкой
| Справочники
| Алфавитные слова
| Прямым полужирным или шрифтами других гарнитур
| Термины
| Kурсивом светлым или прямым полужирным или шрифтами других гарнитур
| Логические усиления
| Разрядкой
| Словари переводные
| Основное слово
| Прямым полужирным или шрифтами других гарнитур
| Фонетическая транскрипция
| Прямым светлым в квадратных скобках
| Перевод слова
| Прямым светлым
| Пояснительные ремарки
| Kурсивом светлым
| Слова в примерах, дополняющие основное слово
| Прямым светлым
| Слова в примерах, дополняющие перевод основного слова
| Прямым светлым
| Условные сокращения вариантов словообразования
| Прямым полужирным или шрифтами других гарниту
| Условные сокращения грамматических форм (напр. окончание множественного числа)
| Прямым светлым
| Условные сокращения грамматические (напр. указание рода)
| Kурсивом светлым
| Словари толковые
| Основное слово
| Прямым прописным полужирным или шрифтами других гарнитур
| Смысловое значение слова
| Прямым светлым
| Варианты основного слова, меняющие его смысл
| Прямым полужирным
| Примеры применения основного слова
| Kурсивом светлым
| Транскрипция слова на различных языках
| Прямым светлым в квадратных скобках
| Фонетическая транскрипция
| Прямым светлым в квадратных скобках
| Условные сокращения вариантов грамматических форм
| Прямым светлым
| Условные сокращения грамматические (напр. указание рода)
| Kурсивом светлым
| Собственные имена (авторы примеров)
| Прямым светлы
|
Заголовки
Система заголовков и их оформление в книге определяются типом книги, ее содержанием, характером изложения, особенностями пользования и квалификацией читателя. Например, в книгах для детей применяются простейшие системы заголовков. В научной и учебной книге с более сложным построением текста система заголовков более сложная. В учебниках для младших классов учитываются педагогические требования: в целях закрепления орфографических навыков для заголовков применяют строчный шрифт, начиная заголовок с прописной буквы. В художественной литературе большую роль играет сочетание заголовков с другими элементами оформления книги.
Понятно, что чем сложнее построение книги, тем большее значение приобретает выбор графической и композиционной системы оформления заголовков. Ошибки в оформлении заголовков могут привести к ошибкам в понимании читателем текста и затрудняют его пользование книгой.
Правильно и без ошибок заголовки могут быть оформлены только в том случае, если система заголовков в рукописи безупречна в редакционном отношении. Например, нумерация заголовков (в одних системах заголовков и изданиях нумерация необходима или желательна; в других безразлично, применяется она или нет; а в целом ряде случаев она недопустима) или обозначение последовательности заголовков (цифрами, буквами или комбинированным способом).
В инструктивной и справочной литературе, где текст изобилует ссылками на другие разделы, главы, параграфы и пункты книги, нумерация глав, естественно, необходима. Чтение таких книг - выборочное, и поиски нужного материала на основе ссылок часто неизбежны.
Нумерация необходима также в учебниках и в изданиях, где есть ссылки и где типична трехъярусная система заголовков: номер и заглавие части, номер и заглавие главы, номер и заглавие параграфа.
Если нумерация заголовков при усложненной структуре текста необходима, то сквозная нумерация в большинстве случаев предпочтительнее прерывистой, повторяющейся (рис. 1).
рис. 1
Длина заголовков тоже играет значительную роль. Заголовок должен быть максимально коротким, так как длинный плохо читается и плохо запоминается. Для правильного оформления важно верно выбрать как место для заголовков, так и шрифтовые приемы для выявления логического соподчинения и максимальной удобочитаемости.
|