Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Выбор приема выделения в зависимости от типа издания
Тип книги, категория читателей и многие другие факторы оказывают влияние на выбор способов и приемов выделения в тексте. Наиболее сложны шрифтовые выделения в учебных, научных, производственно-технических и научно-справочных изданиях. В табл. 1 приводятся примерные способы выделения в тексте учебных, научных, научно-производственных и научно-справочных изданий.
Таблица 1. Способы выделения, принятые в учебной и специальной литературе
| | Выделяемая часть
| Выделение
| | Учебники для 1-4 классов
| | Букварь
| Отдельные буквы и слова
| Прямым полужирным или вторым цветом
| | Русский язык
| Отдельные слова в тексте упражнений
| Прямым полужирным
| | В тексте:
|
| | Логические усиления (со 2 класса)
| Разрядкой
| | Грамматические термины
| Прямым полужирным
| | Грамматические примеры (1-2 класс)
| Прямым полужирным
| | То же (3-4 класс)
| Kурсивом светлым
| | Отдельные буквы и части слов в примерах (1-2 класс)
| Прямым полужирным
| | То же (3-4 класс)
| Kурсивом полужирным
| | Примеры (1-2 класс)
| Прямым полужирным
| | То же (3-4 класс)
| Kурсивом светлым
| | Правила и определения
| Втяжкой с отчеркиванием с боков
| | Математика (арифметика)
| Правила
| Прямым полужирным
| | Определения (1-2 классы)
| Прямым полужирным
| | То же (3-4 классы)
| Kурсивом полужирным
| | Kниги для чтения
| Примеры и образцы (1-2 классы)
| Прямым полужирным
| | То же (3-4 классы)
| Прямым полужирным или курсивом светлым
| | Природоведение и история
| Логические усиления
| Разрядкой
| | Термины и определения
| Прямым полужирным
| | География
| Логические усиления
| Разрядкой
| | Термины и определения
| Прямым полужирным
| | Собственные имена (географические)
| Kурсивом полужирным
| | Учебники для 5-11 классов
| | Математика и астрономия
| Логические усиления
| Разрядкой
| | Термины и правила
| Прямым полужирным или курсивом светлым
| | Определения
| Kурсивом светлым
| | Физика и химия
| Логические усиления
| Разрядкой
| | Термины
| Kурсивом светлым
| | Правила
| Прямым полужирным
| | Определения
| Kурсивом полужирным
| | История, литература, ботаника, зоология и анатомия
| Логические усиления
| Разрядкой
| | Термины и другие выделения
| Kурсивом светлым или прямым полужирным
| | География
| Логические усиления
| Разрядкой
| | Термины
| Kурсивом светлым или прямым полужирным
| | Собственные имена (географические)
| Kурсивом полужирным
| | Русский язык
| Логические усиления
| Разрядкой
| | Грамматические термины и правила
| Прямым полужирным
| | В объяснительном тексте, правилах и определениях:
|
| | Грамматические примеры
| Kурсивом светлым
| | Выделения букв, частей слов и слов в примерах
| Kурсивом полужирным
| | В упражнениях
| Прямым полужирным
| | Слова-образцы
| Kурсивом светлым
| | Транскрипция звуков
| Kурсивом светлым
| | Иностранные языки
| В иностранном тексте и заданиях
| Прямым полужирным
| | В объяснительном тексте, определениях и правилах:
|
| | Логические усиления
| Разрядкой
| | Термины
| Прямым полужирным
| | Примеры
| Прямым светлым
| | Выделения в выделениях, буквы и части слов
| Прямым полужирным
| | Русский перевод
| Kурсивом светлым
| | Выделения в русском переводе
| Kурсивом полужирным
| | Фонетическая транскрипция
| Прямым светлым (в квадратных скобках)
| | В словарях:
|
| | Иностранные слова
| Прямым полужирным
| | Фонетическая транскрипция
| Прямым светлым (в квадратных скобках)
| | Русский перевод
| Прямым светлым
| | Грамматические ремарки
| Kурсивом светлым
| | Учебники для средних специальных заведений
| | Гуманитарные и общественные науки, медицина, изобразительные и прикладные искусства, архитектура
| Логические усиления, формулировки, определения
| Kурсивом светлым
| | Термины
| Разрядкой
| | Математика, физика, химия, техника
| Логические усиления
| Разрядкой
| | Определения и правила
| Kурсивом светлым или прямым полужирным
| | Термины
| Прямым полужирным
| | Техника и технология
| Логические усиления
| Разрядкой
| | Правила и определения
| Прямым полужирным
| | Термины
| Kурсивом полужирным
| | Учебники для высших учебных заведений, научные и справочные издания
| | История, литература, философия, право, искусство, педагогика, экономика
| Логические усиления
| Разрядкой
| | Термины
| Kурсивом светлым
| | Собственные имена
| Kапителью или разрядкой
| | География, палеонтология, естествознание, медицина, этнография, антропология
| Логические усиления
| Разрядкой
| | Термины первого вида
| Kурсивом светлым
| | Термины второго вида
| Kурсивом полужирным или прямым полужирным или шрифтами других гарнитур
| | Собственные имена
| Kапителью или разрядкой
| | Физика, химия, техника, математика
| Логические усиления
| Разрядкой
| | Термины
| Прямым полужирным или курсивом светлым или шрифтами других гарнитур
| | Формулировки
| Kурсивом светлым
| | Собственные имена
| Kапителью или разрядкой
| | Языковедение
| Логические усиления
| Разрядкой
| | Термины
| Разрядкой или прямым полужирным или шрифтами других гарнитур
| | Примеры-предложения, слова, буквы
| Kурсивом светлым
| | Выделения слов, букв, частей слов в примерах
| Kурсивом полужирным или шрифтами других гарнитур
| | Фонетическая транскрипция
| Прямым светлым в квадратных скобках или апострофах
| | Собственные имена
| Kапителью или разрядкой
| | Энциклопедии
| Основные слова
| Прямым прописным полужирным или шрифтами других гарнитур
| | Слова, на которые делается ссылка
| Kурсивом светлым
| | Логические усиления и термины
| Разрядкой
| | Автор, на которого делается ссылка
| Разрядкой
| | Справочники
| Алфавитные слова
| Прямым полужирным или шрифтами других гарнитур
| | Термины
| Kурсивом светлым или прямым полужирным или шрифтами других гарнитур
| | Логические усиления
| Разрядкой
| | Словари переводные
| Основное слово
| Прямым полужирным или шрифтами других гарнитур
| | Фонетическая транскрипция
| Прямым светлым в квадратных скобках
| | Перевод слова
| Прямым светлым
| | Пояснительные ремарки
| Kурсивом светлым
| | Слова в примерах, дополняющие основное слово
| Прямым светлым
| | Слова в примерах, дополняющие перевод основного слова
| Прямым светлым
| | Условные сокращения вариантов словообразования
| Прямым полужирным или шрифтами других гарниту
| | Условные сокращения грамматических форм (напр. окончание множественного числа)
| Прямым светлым
| | Условные сокращения грамматические (напр. указание рода)
| Kурсивом светлым
| | Словари толковые
| Основное слово
| Прямым прописным полужирным или шрифтами других гарнитур
| | Смысловое значение слова
| Прямым светлым
| | Варианты основного слова, меняющие его смысл
| Прямым полужирным
| | Примеры применения основного слова
| Kурсивом светлым
| | Транскрипция слова на различных языках
| Прямым светлым в квадратных скобках
| | Фонетическая транскрипция
| Прямым светлым в квадратных скобках
| | Условные сокращения вариантов грамматических форм
| Прямым светлым
| | Условные сокращения грамматические (напр. указание рода)
| Kурсивом светлым
| | Собственные имена (авторы примеров)
| Прямым светлы
|
Заголовки
Система заголовков и их оформление в книге определяются типом книги, ее содержанием, характером изложения, особенностями пользования и квалификацией читателя. Например, в книгах для детей применяются простейшие системы заголовков. В научной и учебной книге с более сложным построением текста система заголовков более сложная. В учебниках для младших классов учитываются педагогические требования: в целях закрепления орфографических навыков для заголовков применяют строчный шрифт, начиная заголовок с прописной буквы. В художественной литературе большую роль играет сочетание заголовков с другими элементами оформления книги.
Понятно, что чем сложнее построение книги, тем большее значение приобретает выбор графической и композиционной системы оформления заголовков. Ошибки в оформлении заголовков могут привести к ошибкам в понимании читателем текста и затрудняют его пользование книгой.
Правильно и без ошибок заголовки могут быть оформлены только в том случае, если система заголовков в рукописи безупречна в редакционном отношении. Например, нумерация заголовков (в одних системах заголовков и изданиях нумерация необходима или желательна; в других безразлично, применяется она или нет; а в целом ряде случаев она недопустима) или обозначение последовательности заголовков (цифрами, буквами или комбинированным способом).
В инструктивной и справочной литературе, где текст изобилует ссылками на другие разделы, главы, параграфы и пункты книги, нумерация глав, естественно, необходима. Чтение таких книг - выборочное, и поиски нужного материала на основе ссылок часто неизбежны.
Нумерация необходима также в учебниках и в изданиях, где есть ссылки и где типична трехъярусная система заголовков: номер и заглавие части, номер и заглавие главы, номер и заглавие параграфа.
Если нумерация заголовков при усложненной структуре текста необходима, то сквозная нумерация в большинстве случаев предпочтительнее прерывистой, повторяющейся (рис. 1).
рис. 1
Длина заголовков тоже играет значительную роль. Заголовок должен быть максимально коротким, так как длинный плохо читается и плохо запоминается. Для правильного оформления важно верно выбрать как место для заголовков, так и шрифтовые приемы для выявления логического соподчинения и максимальной удобочитаемости.
Date: 2016-07-25; view: 475; Нарушение авторских прав | Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|