Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Текст драматических произведений





Любой текст драматического произведения делится на три вида элементов: наименования действующих лиц; реплики (слова действующих лиц); ремарки (описания обстановки или совершаемого действия). Ремарки делятся на так называемые внешние, имеющие отношение к действию в целом, и внутренние, имеющие отношение только к лицу, подающему реплику в момент ее высказывания.

Чтобы правильно воспринимать текст драматического произведения, все перечисленные элементы этого текста требуют различного графического, а иногда и композиционного оформления. Если наименования действующих лиц, реплики и ремарки оформить одинаково, то разобраться в напечатанном будет чрезвычайно трудно. Поэтому все три элемента необходимо оформить различными графическими или композиционными средствами.

Какие варианты оформления текстов драматических произведений наиболее удачны?

При коротких и средних по размеру репликах наименования действующих лиц рекомендуется набирать строчным шрифтом вразрядку с абзаца в первой строке реплики, а внутренние ремарки - курсивом светлым в скобках вподбор. Внешние ремарки набирают, как правило, шрифтом меньшего кегля по сравнению с кеглем шрифта остального драматического текста.

При длинных репликах, если они часто встречаются на протяжении всего произведения, наименования действующих лиц надо набирать над репликой капителью, или строчным вразрядку, или прописным светлым кг. 8 (или кг. 6) посредине формата набора или в левый край без отступа, а реплики - со втяжкой. Внутренние и внешние ремарки и в этом случае следует набирать так, как было указано выше.

Внутренние ремарки, "открывающие" реплику действующего лица, надо ставить или справа от наименования лица, или под ним посередине.

Выбор приемов оформления драматических текстов зависит главным образом от формата издания, степени экономичности оформления издания и характера самого произведения (короткие или длинные реплики).

Нельзя набирать сокращения наименований действующих лиц ("Ив. Ив." вместо "Иван Иванович").

Выбранные способы оформления для каждого элемента драматического текста должны быть строго выдержаны на протяжении всего произведения.

При верстке нельзя заканчивать полосу наименованием действующего лица - надо, чтобы под наименованием действующего лица было не менее двух строк реплики. Соответственно нельзя начинать полосу и последней строкой реплики - надо, чтобы наверху полосы было не менее двух последних строк реплики.

Основные заголовки драматического произведения - это порядковый номер действия, например "Действие первое". Под этой строкой помещается общая обстановочная, вводная ремарка. Лучшим оформлением этих элементов будут светлые некрупного рисунка шрифты: кг. 10 светлый прямой прописной (или в изданиях малых форматов кг. 8) и кг. 8 строчной.

Общую вводную ремарку лучше набирать укороченными строками, с выключкой в красную строку.

"Явления" надо набирать шрифтом уменьшенного кегля по сравнению с кеглем шрифта, которым набирались "Действия".

Стоит начинать верстку каждого действия с новой полосы или помещать все действия вподверстку, разделять разные произведения (если их несколько в книге) шмуцтитулами или нет - эти вопросы можно решить только при составлении общего плана оформления конкретного издания. Но, конечно, всегда желательно более наглядное отделение пьесы от пьесы и действия от действия.

Если страницы пьесы открываются шмуцтитулом, то лучшим местом для списка действующих лиц будет оборотная страница шмуцтитула.

Пьесы в стихах. Оформление драматических произведений в стихах имеет свои особенности.

Чтобы найти форму для наибольшей удобочитаемости драматического текста в стихах, необходимо прежде всего правильно определить местоположение наименований действующих лиц.

В ряде произведений, где преобладают монологи, лучше всего помещать наименование действующего лица над репликой. Но такое традиционное оформление драматического текста в стихах не всегда целесообразно.

Существует много драматических произведений, где монологи встречаются как исключение. Часто даже отдельные строки стиха разбиваются на ряд дробных реплик. Например, в "Горе от ума" Грибоедова. Если для таких произведений применить обычные приемы оформления пьес, например, ставить наименования действующих лиц в строку или над строкой стиха, то это разобьет его и нарушит ритм чтения произведения.

Если наименования действующих лиц поставить над их репликами, то ритмика чтения также нарушится, а восприятие текста в его рифмованной форме затруднится, особенно при коротких репликах.

Сам ход действия уже обеспечивает для читателя понимание того, кто говорит и как он говорит. Поэтому стоящие посредине отдельные строки наименований действующих лиц нарушают ритм чтения стихотворного текста.

Другое дело, если для перечня действующих лиц выделена обособленная колонка слева полосы, а текст изолирован от частых перемежающих поперечных разрывов. Такая форма обеспечивает спокойное, беспрепятственное чтение стихов. Кроме того, она экономична.

Букварный текст

К оформлению текста букварей предъявляются особые требования.

Конструкция полос букваря, как правило, трехъярусная: верхняя часть каждой полосы занята одним или несколькими рисунками, связанными с проработкой текста данной полосы; средняя, основная часть заполнена слогами, отдельными словами, а в дальнейшем - несложными фразами в сочетании с соответствующими мелкими тематическими рисунками; нижняя часть полосы предоставлена одной-двум строкам прописей.

Размер шрифтов в букварях от начальных полос к конечным постепенно уменьшается в связи с усвоением учащимися техники связного чтения и увеличением текстовой нагрузки - от кг. 36 до кг. 14. Шрифты строчные.

Таким образом, задача технического редактора при оформлении текста букварей состоит в макетировании каждой полосы. При этом не следует допускать неудобных для чтения узких оборок иллюстраций текстом, а между слогами и словами необходимо сохранять нормальные пробелы (не менее полукегельной и не более 3/4 кегельной). Надо также следить за тем, чтобы не было переносов, и мелкие тематические рисунки находились около "своего" текста. Иными словами, необходима тщательная разработка пробелов между группами тематически связанных строк.

Понятно, что работа над макетированием текста на полосах букварей не может проводиться без консультаций с автором и специалистами, поскольку часто нужно заменять одни слова другими для нормального расположения слов и строк среди мелкого иллюстрационного материала на полосе.

Букварь заканчивается параллельным алфавитом из печатных и рукописных букв, начертания которых должны строго соответствовать начертаниям на страницах букваря.

Иногда в букварях после алфавита идут страницы кратких текстов. Эту послебукварную часть, представляющую собой как бы начало первой книги для чтения, набирают шрифтом кг. 16 или 14.

Для набора текста как в букваре, так и в послебукварной части могут применяться шрифты двух гарнитур. В этом случае основную часть букваря обычно рекомендуется набирать каким-либо рубленым шрифтом, а послебукварную часть - шрифтом школьной гарнитуры. Заголовки следует набирать полужирным строчным шрифтом одной гарнитуры (рубленой или школьной), кегль которого равен кеглю шрифта текста или увеличен на одну ступень. Шрифтовые выделения в тексте (за исключением прямого полужирного) не рекомендуются. Хорошие приемы выделения в тексте букварей - подчеркивающие линейки и рамки. Для текстовых выделений можно применять (в умеренном количестве) печатание другой краской, например красной.

Удобочитаемость текста в послебукварной части требует, чтобы переносы встречались подряд не более чем в двух строках, а ширина оборок была не менее 4 квадратов (48 пунктов).

Date: 2016-07-25; view: 2077; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию