Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Текущая лекция служит для систематического изложения материала учебного предмета.





Заключительная лекция завершает изучение учебного материала. На ней ра­нее изложенный материал обобщается на более высоком теоретическом уров­не, рассматриваются перспективы развития определенной отрасли науки.

Обзорная лекция содержит краткую, в значительной мере обобщенную, информацию по пройденному материалу. Эти лекции чаще использу­ются на завершающих этапах обучения (например, перед государственными именами), а также в заочной и очно-заочной формах обучения.

В зависимости от способа проведения выделяют:

Информационные лекции — самый традиционный тип лекций в высшей школе. Используется объяснительно-иллюстративный метод изложения.

Проблемные лекции предполагают изложение материала с использованием проблемных вопросов, задач, ситуаций; Процесс познания происходит через научный поиск, диалог, анализ, сравнение разных точек зрения и т. д.

Визуальные лекции предполагают визуальную подачу материала средства­ми ТСО, аудио-, видеотехники, с кратким комментированием демонстри­руемых материалов.

Бинарные лекции (лекция-диалог) предусматривают изложение материа­ла в форме диалога двух преподавателей, например ученого и практика, Представителей двух научных направлений и т. д.

Лекции-провокации — это лекции с заранее запланированными ошибка­ми. Они рассчитаны на стимулирование обучающихся к постоянному конт­ролю предлагаемой информации и поиску ошибок. В конце лекции прово­дится диагностика знаний слушателей и разбор сделанных ошибок.

Лекции-конференции проводятся как научно-практические занятия с за­слушиванием докладов и выступлений слушателей по заранее поставлен­ной проблеме в рамках учебной программы. В заключение преподаватель Подводит итоги, дополняет и уточняет информацию, формулирует основ­ные выводы.

Лекции-консультации предполагают изложение материала по типу «во­просы — ответы» или «вопросы — ответы — дискуссия».

Лекции подразделяются и по другим основаниям:

• по общим целям: учебные, агитационные, пропагандистские, воспиты­вающие, развивающие;

• по содержанию: академические и научно-популярные;

• по воздействию: на уровне эмоций, понимания, убеждений.

В структурном отношении лекция обычно включает три части: ввод­ную, основную и заключительную. Во вводной части формулируется тема, сообщаются план и задачи, указывается основная и дополнительная лите­ратура к лекции, показывается связь с предшествующим материалом, ха­рактеризуется теоретическая и практическая значимость темы. В основной частираскрывается содержание проблемы, обосновываются ключевые идеи и положения, осуществляется их конкретизация, показываются свя­зи, отношения, анализируются явления, дается оценка сложившейся практике и научным исследованиям, раскрываются перспективы разви­тия. В заключительной части подводится итог, кратко повторяются и обобщаются основные положения, формируются выводы. Даются ответы на вопросы.

При чтении лекции необходимо:

• поддерживать высокий научный уровень излагаемой информации;

• обеспечивать доказательность и достоверность высказываемых сужде­ний;

• ясно и точно излагать мысли;

• активизировать мышление слушателей;

• устанавливать контакт со слушателями, чувствовать и понимать реак­цию аудитории;

• выделять базовые понятия, давать их дефиниции;

• использовать обратную связь.

Семинар — учебное занятие в форме коллективного обсуждения изучае­мых вопросов, докладов, рефератов. Отличие семинаров от других форм обучения состоит в том, что они ориентируют обучаемых на большую са­мостоятельность в учебно-познавательной деятельности. В ходе семинаров углубляются, систематизируются и контролируются знания обучающихся, полученные в результате самостоятельной внеаудиторной работы над пер­воисточниками, документами, дополнительной литературой, утверждаются мировоззренческие позиции, формируются оценочные суждения.

Семинару предшествует длительная заблаговременная подготовка: сооб­щается план занятия, основная и дополнительная литература. Начинаются семинары, как правило, с краткого вступления преподавателя (введение в тему), затем последовательно обсуждаются объявленные вопросы. В кон­це занятия преподаватель подводит итог, делает обобщение. Если готови­лись сообщения или доклады, то обсуждение строится на их основе при ак­тивном участии оппонентов, которые тоже готовятся заранее.

Руководящая роль преподавателя проявляется в тщательном планирова­нии учебной работы, выделении существенных вопросов для обсуждения, в подборе литературы для самостоятельного изучения, в Лекции подразделяются и по другим основаниям:


• по общим целям: учебные, агитационные, пропагандистские, воспиты­вающие, развивающие;

• по содержанию: академические и научно-популярные;

• по воздействию: на уровне эмоций, понимания, убеждений.

В структурном отношении лекция обычно включает три части: ввод­ную, основную и заключительную. Во вводной части формулируется тема, сообщаются план и задачи, указывается основная и дополнительная лите­ратура к лекции, показывается связь с предшествующим материалом, ха­рактеризуется теоретическая и практическая значимость темы. В основной частираскрывается содержание проблемы, обосновываются ключевые идеи и положения, осуществляется их конкретизация, показываются свя­зи, отношения, анализируются явления, дается оценка сложившейся практике и научным исследованиям, раскрываются перспективы разви­тия. В заключительной части подводится итог, кратко повторяются и обобщаются основные положения, формируются выводы. Даются ответы на вопросы.

При чтении лекции необходимо:

• поддерживать высокий научный уровень излагаемой информации;

• обеспечивать доказательность и достоверность высказываемых сужде­ний;

• ясно и точно излагать мысли;

• активизировать мышление слушателей;

• устанавливать контакт со слушателями, чувствовать и понимать реак­цию аудитории;

• Наиболее распространенный вид — семинар-беседа. Проводится в фор­ме развернутой беседы по плану с кратким вступлением и заключением преподавателя. Предполагает подготовку к семинару всех обучающихся по всем вопросам плана, что позволяет организовать активное обсуждение темы. По конкретным вопросам плана заслушиваются выступления, об­суждаются, дополняются другими выступающими.

• Иногда предварительно распределяются вопросы между участниками семинара, они готовят доклады, сообщения. Непосредственно на семинаре идет их заслушивание, обсуждение(семинар-заслушивание).

• Особой формой семинара является семинар-диспут. Он предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее решения. Семинар-диспут проводится в форме диалогического общения участников. Он имеет цель — формирование оценочных суждений, утверж­дение мировоззренческих позиций, развитие умения вести полемику, защи­щать взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать свои мысли.

• Педагогическое руководство преподавателя сводится к тому, что он по­могает обучающимся подготовить план выступления, найти необходимую литературу для обоснования выводов и утверждений, консультирует по воз­никающим вопросам.

• Конференция (учебная) — организационная форма обучения, направлен­ная на расширение, закрепление и совершенствование знаний. Проводит­ся, как правило, с несколькими учебными группами.

• Подготовка к конференции начинается с определения темы, подбора вопросов, в совокупности раскрывающих выбранную тему.

• Главное в конференции — свободное, откровенное обсуждение проб­лемных вопросов. Конференция по своим особенностям близка семинару и является его развитием, поэтому методика проведения конференций сход­на с методикой проведения семинаров. Требования к подготовке рефератов и докладов для конференции значительно выше, чем для семинаров, так как их используют как средство формирования у обучаемых опыта творчес­кой деятельности.


• Лабораторно-практические занятия, практикумы — формы организации обучения, на которых обучающиеся по заданию и под руководством препо­давателя выполняют лабораторные, практические работы. Проводятся в учебных кабинетах, лабораториях и мастерских, на учебно-опытных участ­ках, в ученических производственных комбинатах и ученических производ­ственных бригадах.

• Основные дидактические цели таких занятий — экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений, овладение техникой эксперимента, умение решать практические задачи путем постановки опы­тов, формирование практических умений работы с различными прибора­ми, аппаратурой, установками и другими техническими средствами.

• Применяются эти занятия также для проверки степени усвоения теоре­тического материала крупных разделов программы.

Факультативные занятия предусматривают углубленное изучение учеб­ных предметов по выбору и желанию учащихся. Они направлены на рас­ширение научно-теоретических знаний и практических умений обучаемых.

По образовательным задачам выделяют факультативы: 1 • по углубленному изучению базовых учебных предметов;

• по изучению дополнительных дисциплин (логика, риторика, ино­странный язык);

• по изучению дополнительной дисциплины с приобретением спе­циальности (стенография, программирование).

Направленность факультативов может быть теоретическая, практиче­ская или комбинированная.

Экскурсия (учебная) — форма организации обучения в условиях произ­водства, музея, выставки, природного ландшафта с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности. Как и урок, она предполагает особую организацию взаимодействия педагога и учащихся.

Значение экскурсии состоит в том, что она служит накоплению нагляд­ных представлений и жизненных фактов, обогащению чувственного опыта воспитанников; помогает установлению связи теории с практикой, обуче­ния с жизнью.

В зависимости от объектов наблюдения экскурсии подразделяются на производственные, природоведческие, краеведческие, литературные, географи­ческие и т. п.

По образовательным целям экскурсии могут быть тематическими и об­зорными. Тематические экскурсии проводятся в связи с изучением одной или нескольких взаимосвязанных тем учебного предмета. Комплексные экскурсии охватывают взаимосвязанные темы двух или нескольких учеб­ных предметов (например, физики и химии; биологии и географии).

По месту в изучаемом разделе экскурсии могут быть вводными (предваряю­щими), текущими (сопутствующими) и итоговыми (заключительными.) Ввод­ная экскурсия проводится для того, чтобы познакомить учащихся с новым для них учебным курсом или разделом. Текущая экскурсия призвана обеспе­чить более глубокое и наглядное понимание учащимися изучаемой темы и ее практическую значимость. Итоговая экскурсия проводится после изучения раздела, крупной темы с целью обобщения и систематизации материала, вы­явления его связи с реальными процессами и явлениями.


Любая экскурсия не является самоцелью, а входит в общую систему учебной работы. Заранее планируется, при изучении каких тем, рассмотре­нии каких вопросов экскурсия наиболее целесообразна.

При подготовке к экскурсии педагог определяет ее содержание и конк­ретизирует задачи, выбирает объект, выясняет его образовательные воз­можности, знакомится с ним сам и решает вопрос о том, кто будет прово­дить экскурсию. Экскурсию может проводить сам педагог или экскурсовод (инженер, бригадир и др.), получивший инструктаж. При этом педагог остается организатором и руководителем познавательной деятельности обучаемых на протяжении всей экскурсии.

До экскурсии проводится организационная беседа, сообщаются дата, место, цель и задачи экскурсии, разъясняются правила безопасности и по ведения на экскурсии, кратко характеризуется экскурсионный объект. Уча­щиеся инструктируются о порядке обработки информации, составлении отчетов, подведении итогов.

Во время экскурсии проводится вступительная беседа, напоминается цель экскурсии, уточняются задания. После этого учащиеся приступают к осмотру экскурсионных объектов и выполнению заданий: делают записи, зарисовки, обобщают увиденное. Заключительным этапом экскурсии явля­ется подведение итогов.

Продолжительность экскурсии зависит от ее характера. Она может за­нимать от 40—50 мин до 2—2,5 ч. По материалам экскурсии возможно про­ведение последующего урока или семинарского занятия.

Развитием экскурсионной формы обучения являются экспедиции — многодневные походы с целью изучения экологической обстановки, сбора исторических сведений, фольклорного материала и т. д.

Производственная практика - одна из форм организации учебного про­цесса в высшей школе.

Дидактические цели производственной практики — формирование профессиональных умений и навыков; расширение, закрепление, обоб­щение и Систематизация знаний путем их применения в реальной дея­тельности.

Производственная практика — сложная форма учебного процесса как в организационном, так и в методическом плане, так как для ее осуществ­ления необходимо соединить интересы сферы труда и учебного заведения, приспособить процесс обучения к практическим задачам конкретного предприятия, учреждения, организации.

Структура производственной практики зависит от содержания практи­ческого обучения и должна обеспечивать целостную подготовку специалис­та к профессиональной деятельности, т. егвыполнению основных профес­сиональных функций тех должностей, на которых может быть использован специалист согласно квалификационной характеристике.

Домашняя самостоятельная работа — составная часть процесса обуче­ния. Относится к внеаудиторным занятиям. Роль этого вида учебной дея­тельности особенно возрастает в настоящее время, когда перед учебными заведениями поставлена задача формирования у обучающихся потребности к постоянному самообразованию, навыков самостоятельной познаватель­ной деятельности.

Дидактические цели домашней самостоятельной работы:

• закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, по­лученных во время аудиторных занятий;

• самостоятельное овладение новым учебным материалом;

• формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда, самостоятельности мышления.

Домашняя самостоятельная работа строится с учетом требований учеб­ных программ, а также интересов и потребностей учащихся, уровня их раз­вития. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются. Режим и про­должительность работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий, что требует от него не только умственной, но и организационной самостоятельности. Домашняя работа развивает мышление, волю, характер обучающегося.

Как форма обучения консультация используется для оказания помощи ученикам по освоению учебного материала, который либо слабо усвоен ими, либо не усвоен совсем. Проводятся консультации и для учащихся, ко­торые заинтересованы в углубленном изучении предмета. На консультаци­ях также излагаются требования, предъявляемые обучающимся на зачетах и экзаменах.

Различают индивидуальные и групповые консультации. И тот и другой вид создает благоприятные условия для индивидуального подхода к уча­щимся.

Экзамен — форма обучения, имеющая целью систематизацию, выявле­ние и контроль знаний учащихся. Обучающее значение экзамена состоит в мобилизации и интенсивном развитии умственных сил ученика в услови­ях экстремальной ситуации.

Используются различные формы проведения экзамена: ответы на во­просы экзаменационных билетов, выполнение творческой работы, учас­тие в соревнованиях, защита результатов исследования, тестовое испыта­ние и др. *

Зачет — форма обучения, близкая по предназначению к экзамену. За­чет можно также рассматривать как подготовительный этап перед экзаме­ном.

Предметные кружки и другие подобные им формы обучения (мастер­ские, лаборатории, кафедры, студии) отличаются большим разнообразием как по направленности, так и по содержанию, методам работы, времени обучения и т. д. Работа учащихся в предметных кружках способствует раз­витию у них интересов и склонностей, положительного отношения к обу­чению, повышению его качества.

На основе кружковой работы могут создаваться научные общества (ака­демии и т. д.), которые объединяют и корректируют работу кружков, прово­дят массовые мероприятия, организуют конкурсы и олимпиады.

Конкурсы и олимпиады. Данные формы обучения стимулируют и активи­зируют деятельность учащихся, развивают их творческие способности, формируют дух состязательности. Конкурсы и олимпиады проводятся на разных уровнях: школьном, областном, республиканском, международном. В последнее время много различных олимпиад и конкурсов проводится ди­станционно с помощью сети Интернет.

Согласно учебным планам и программам обучающиеся в профессио­нальных образовательных учреждениях пишут курсовые проекты и курсовые работы. Курсовые проекты выполняются по циклам общенаучных, матема­тических и специальных дисциплин; в процессе их подготовки студенты решают технические, технологические и математические задачи. Курсовые работывыполняются по гуманитарным, общепрофессиональным и спе­циальным предметам. В процессе выполнения курсовых работ обучаемые решают задачи учебно-исследовательского характера.

Курсовое проектирование как организационная форма обучения приме­няется на заключительном этапе изучения учебного предмета. Курсовое проектирование позволяет применять полученные знания при решении комплексных производственно-технических или других задач, связанных со сферой деятельности будущих специалистов.

Дидактическая цель курсового проектирования — обучение студентов профессиональным умениям; углубление, обобщение, систематизация и закрепление знаний по предмету; формирование умений и навыков само­стоятельного умственного труда; комплексная проверка уровня знаний и умений обучающихся. Курсовое проектирование завершается защитой курсовых работ.

Подготовка курсовых работ организуется поэтапно: определяется тема курсовой работы; излагаются требования, которых следует придерживаться при ее выполнении; сообщаются исходные данные для курсовой работы; рекомендуется учебная, научная, справочная литература; устанавливается объем работы; составляется график выполнения работы; намечаются дни консультаций; создаются условия для выполнения работы.

Дипломное проектирование — организационная форма, применяемая на завершающем этапе обучения в образовательном учреждении. Она заклю­чается в выполнении студентами дипломных проектов или дипломных ра­бот, на основании защит которых Государственная квалификационная ко­миссия выносит решение о присвоении студентам квалификации специа­листа.

Дидактическими целями дипломного проектирования являются:

• расширение, закрепление и систематизация знаний, совершенство­вание профессиональных умений и навыков;

• развитие умений и навыков самостоятельного научного исследования;

• проверка и определение уровня подготовленности выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности.

Дипломная работа — это самостоятельная комплексная творческая ра­бота, в ходе выполнения которой студенты решают конкретные профессио­нальные задачи, соответствующие профилю деятельности и уровню образо­вания специалиста.

Дипломная работа выполняется по индивидуальному графику, который студент разрабатывает совместно с научным руководителем. График вклю­чает в себя основные этапы работы с указанием контрольных сроков вы­полнения отдельных частей и всей работы в целом, времени представления ее руководителю и рецензентам, даты защиты.

Таким образом, в дипломном проектировании можно выделить следую­щие этапы:

• определение темы дипломной работы, ее утверждение, назначение научного руководителя;

• разработка плана-графика написания дипломной работы;

• накопление и обработка необходимого материала;

• проведение исследований, экспериментов и т. д.;

• написание теоретической и экспериментальной части дипломной работы;

• апробация исследований;

• оформление дипломной работы;

• представление дипломной работы на отзыв руководителю и рецен­зенту;

• предзащита дипломной работы и допуск к защите;

• защита дипломной работы на заседании Государственной аттеста­ционной комиссии.

В целом дипломное проектирование не только помогает углубить и за­крепить полученные знания, но и приучает к исследовательскому, творче­скому подходу к решению практических задач в период обучения и по его завершении.







Date: 2016-07-25; view: 1094; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.02 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию