Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характер крестовых походов





РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Социально-Гуманитарный Факультет

Кафедра теологии

 

РЕФЕРАТ

Крестовые походы

 

 

Выполнил

студент 1 курса теологии,

Кузнецов Ф.А.

Научный руководитель:

Р.Н. Евдокимов.

Москва 2012

Введение

Чёрное и белое, лёд и пламя, Восток и Запад – непримиримые противоположности, столкновение которых приводит, подчас, к удивительным последствиям.

Абсолютно все современные историки убеждены, что так называемые крестовые походы являлись одним из главнейших, если не самым главным явлением периода средних веков. Оно оставило неизгладимый след на цивилизациях обеих участвующих сторон – здесь подразумевается не только огромные человеческие жертвы, не только, зачастую, варварское отношение к культурному и материальному отношению предыдущих времён, но и создание чего-то принципиально нового. Взаимное культурное обогащение, факт которого невозможно проигнорировать. Как писал русский историк-византист конца XIX – нач. XX в. Фёдор Успенский:” Тогда западноевропейцы в первый раз большими массами поднялись со своих мест и, познакомившись с неизвестными им народами и странами, частью усвоили их нравы и учреждения, частью передали им свои понятия и воззрения ” [2].

Во все времена основная масса населения имела ложное представление о характере крестовых походов: художественная литература окружила их ореолом романтики и величия, рыцарского духа и отваги. Однако рассказы о галантных рыцарях-крестоносцах изобилуют преувеличениями сверх всякой меры.

С одной стороны, мы не можем закрыть глаза на расправы крестоносцев над беззащитным мусульманским гражданским населением. Как писал французский историк Жозеф Мишо (рубеж XVIII-XIX в.) в своём труде “История крестовых походов”: ” Победоносные христиане оказывались безжалостными; кровь врагов почитали они приношением, угодным Господу. Производя губительные опустошения, они считали себя свободными от всякого упрека, так как сарацины, по их мнению, были не что иное, как «нечистые собаки»; истребляя мечом безоружное население мусульманских городов, они радостно восклицали: «Так были очищены жилища неверных!” [4]. С другой стороны, нельзя забывать о тех поучительных примерах, кои представляли собой многие члены крестоносного воинства. Да, большинство историков отмечает позорную распущенность нравов в среде христианских армий, но в то же время, они приводят примеры духа милосердия, доблести и других благородных чувств, одушевлявших пилигримов под знаменами Креста.

Каковы бы ни были истинные цели христиан, шедших на Иерусалим, несмотря на проявленные крестоносцами доблесть и геройство, коварство и подлость, а также воззвания и посулы римских пап и уверенность в правоте своего дела, христианам так и не удалось освободить Святую Землю.

Что касается цели данной работы, то она заключается в том, чтобы донести до читателя всю палитру противоречий этого вопроса. Автор считает невозможным поставить крестовым походам абсолютно положительную/отрицательную оценку. По его мнению, это сложное, многогранное явление, требующее комплексного подхода, который, возможно, будет реализован в данном реферате.

Автором были выполнены следующие задачи:

А) Варианты понятия “крестовые походы”. Что означает данный термин.

Б) Характер крестовых походов, как церковный, так и светский.

В) Непосредственно краткое, сжатое описание основных событий походов.

Г) Официальная позиция Восточного мира по данному вопросу.

Д) Общие итоги крестовых походов.

В качестве источников информации в данном реферате будут использованы следующие научные труды:

1. “Крестовые походы. Взгляд с Востока. Мусульманская перспектива”. Автором книги является современный историк Кэрол Хилленбранд.

2. “История крестовых походов”, написанная Ф.И. Успенским.

3. “Словарь средневековой культуры” за авторством С.И. Лучицкой.

4. “История крестовых походов” – Г. Мишо.

5. “Большая Советская энциклопедия” — использовано 3е издание под редакцией А.М. Прохорова.

Определение понятия

По мнению автора, прежде чем начать разговор о крестовых походах, необходимо уяснить для читателя, что будет подразумеваться под термином “крестовые походы” в данной работе.

Развёрнутое научное определение можно увидеть в “Словаре средневековой культуры”, написанном современным историком-медиевистом Светланой Лучицкой:”... военно-религиозные экспедиции христиан, предпринимавшиеся с кон. XI в. с целью освобождения Гроба Господня и христианских святынь Палестины в соответствии с папской буллой и под эгидой церковной власти, персонифицированной в лице сопровождающего крестоносцев папского легата ”[3].


Другое, весьма короткое и чёткое, по мнению автора работы, определение даёт “большая советская энциклопедия”, определяющая эти походы как “ захватнические походы западно-европейских феодалов на Восток в 1096—1270, проходившие под лозунгом освобождения христианских святынь в Палестине из-под власти мусульман”[5].

 

Характер крестовых походов

Современники Крестовых походов смотрели на них как на волю самого Бога. Они были уверены, что успех этих отдаленных походов содействует Его славе. Реакция на поражения была очевидна – средневековый человек, которому всю сознательную жизнь вдалбливали теократическую модель мира, человек, чьё достаточно скромное представление о природе вещей создавалось в стенах монастырских школ, такой человек искренне не понимал причину побед мусульман.

Так, например, св. Бернар, сокрушаясь о бедственном итоге Крестового похода, за успешный исход которого он проповедовал, удивлялся тому, что Богу угодно было осудить вселенную преждевременно:” Когда погибла вся армия германских крестоносцев с вождем своим, души христианские недоумевали и не дерзали испытывать судьбы Господние, так как эти неисповедимые судьбы подобны безднам, среди которых теряется и приходит в смущение разум человеческий. При известии о пленении в Египте Людовика IX многие крестоносцы перешли в торжествующую религию Мухаммеда, и во многих европейских странах многие поколебались в своей вере” [4].

Простой, малообразованный люд (в числе которого было много и мелких феодалов) искренне верил, что причиной всех неудач является их греховность.

В то же время, власть имущие того времени, короли, крупные феодалы, а порой и сама церковь в лице папы римского, тайно преследовали весьма материальные, корыстные мотивы в виде новых земель, контроля паломнических и торговых путей или же, если не удастся закрепиться, просто разграбить богатые восточные города и вернуться с этой добычей домой.

Ещё один, на первый взгляд неочевидный фактор – возможность избавиться от политических/династических соперниках. Даже самые могущественные короли, вроде Фридриха Барбароссы, погибали в этих походах, что могло менять обстановку уже в самой Европе.

Что же касается возникновения идеи крестовых походов, то она явилась результатом длительной эволюции средневековых представлений о войне. Отношение христианства к ней было весьма сложным. С точки зрения церкви война оправдана, когда она защищает интересы христианства.

Идея священной войны дала крестовым походам и идеологическое, и морально-религиозное обоснование, весьма характерное для средневекового сознания, противопоставлявшего «верных» и «неверных», «рыцарей Бога» Христа и Антихриста, добро и зло [1].

 

Предпосылки

На Востоке

К VIII в. Под властью мусульман оказались Азия и Африка, они утвердились на островах Средиземного моря а также в некоторых областях Западной Европы. Уже в 717 г. Ими был осаждён Константинополь (как с моря, так и с суши), город подвергался ожесточённым приступам 7 раз. Но Византийский император Лев Исавр (ок. 680741) сумел объеденить против магометан большие морские и сухопутные силы и нанес им сокрушительное поражение под Константинополем в 718 году. Это была первая победа христиан, надолго приостановившая победоносный напор мусульманского мира и спасшая от порабощения им Переднюю Малую Азию. Помимо этого, в 732 году магометане потерпели поражение от Австразийского майордома Карла Мартела в ходе, так называемой, битве при Пуатье, заставившее их надолго отказаться от попыток новых завоеваний в Западной Европе. Несмотря на частные успехи магометан на островах Средиземного моря (Крит и Сицилия), несмотря на опустошения, производимые ими в Италии и Южной Франции, можно сказать, что в IX и X вв. они уже не представляли такой большой угрозы для Западного мира, как ранее.


Это частью объясняется внутренними явлениями, наблюдаемыми в самом мусульманском мире. Когда ослабел первый религиозный пыл, в магометанской среде начались распри, выразившиеся в политическом дроблении халифата и в религиозном сектаторстве. Мало-помалу образовались три халифата: Багдадский, Египетский (Фатимидский), и Испанский (Омайядский). Багдадский халифат разделился к X в. на множество отдельных княжений. Пользуясь его раздробленностью, византийские императоры Никифор Фока (ок. 912—969) и Иоанн Цимисхий (ок. 925 — 10 января 976 г.) отвоевали у него часть Сирии с городом Антиохией и остров Крит. Египетский халифат действовал отдельно от других и направлял свои силы против Сицилии и Южной Франции. Что же касается испанских арабов, то они также заняты были внутренними войнами и борьбой с вестготами (германское племя, представлявшее собой одну из двух главных ветвей племенного союза готов (второй ветвью были остготы).

Но, в XI веке магометанство начинает отвоёвывать свои позиции и вновь угрожать Христианскому миру. На Востоке магометане приобрели новых союзников в лице туркменов, живших около Каспийского и Аральского морей. Туркмены, получившие впоследствии имя турок-сельджуков, вторглись в области Багдадского халифата, подчинили себе мелких властителей Ирана и Месопотамии и начали принимать деятельное участие в делах самого халифата, занимая места приближенных советников и администраторов халифа и составляя его военную стражу. Скоро турки-сельджуки перенесли на себя весь интерес истории магометанского мира. Они завоевали почти всю Малую Азию, образовали могущественный султанат со столицей в Иконии и угрожали самому Константинополю. Один из ключевых моментов этого явления произошёл в 1071 году, когда султан Альп-Арслан одержал блестящую победу над византийскими войсками при Манцикерте, в Армении, взяв в плен императора Романа Диогена. Это поражение имело значение не для одной Византии, но и для всего христианского мира. Сельджуки теперь имели свободный доступ к Мраморному морю и Босфору, они могли без особенных затруднений осадить Константинополь.


В период с 1070 по 1081 год сельджуки отняли у египетских Фатимидов (средневековое шиитское (исмаилитское) арабское государство с центром в Каире) Сирию и Палестину (Иерусалим — в 1071—1073 годах, Дамаск в 1076 году), а к 1081 году — всю Малую Азию у византийцев. Никея стала их новой столицей. Затем, уже в 1085 году, турки захватили и Антиохию. Вновь, как и в VIII веке, враги были под самыми стенами Константинополя. В то же время европейские провинции империи подвергались (с 1048 года) беспрерывным вторжениям печенегов (союз кочевых племён, сложившийся предположительно в VIII—IX веках), которые производили страшные опустошения и разрушения.

Особенно тяжёлым был для империи 1091 год: турки готовились атаковать Константинополь с моря, а печенежское войско — с суши. Правившей в то время Византией мператор Алексей Комнин (1056/1057 — 15 авг. 1118 г.) не мог рассчитывать на успех, ведя борьбу одними лишь своими войсками: его силы были в значительной степени исчерпаны за предшествующие годы в войне с итальянскими норманнами, пытавшимися утвердиться на Балканском полуострове. Так в 1071 году, после поражения

при Манцикерте (Манзикерте), Византия утратила большую часть Малой Азии (пределы современной Турции)Ю лишившись тем самым территории всегда служившей для империи главным резервом живой силы — здесь набирались армии по 120 тысяч человек и больше.

На Западе

На Западе к концу XI века целый ряд причин создал настроение и обстановку, благоприятные для призыва на борьбу с неверными, с каким обратился туда император Алексей I Комнин в 1094 году, что уже само по себе доказывает критическое положение сложившейся ситуации, учитывая раскол христианской церкви 1054 года, итогом которого стала взаимная анафема католиков и православных.

То время характеризуется сильным развитием папской власти, глубоким влиянием духовенства (которое часто не отвечало пропагандируемым им же самим идеалам праведности, нестяжания, смирения и.т.д.) и тяжким экономическим и социальным положением народных масс. Всё это создало идеальные условия для развития паломничества — огромные людские массы нищих, бедняков и обездоленных шли в святую землю, в Палестину, ко Гробу Господню, надеясь реализовать себя там.

Утверждение в Палестине турок сделало паломничество христиан в эти земли куда более затруднительным, дорогим и опасным: теперь пилигримам гораздо чаще приходилось становиться жертвами мусульманского фанатизма. Те, кому удавалось вернуться на Родину, рассказы развивали в религиозно настроенных массах западного христианства чувство скорби о печальной участи святых мест и сильное негодование против неверных. Кроме религиозного одушевления, были и другие мотивы, могущественно действовавшие в том же направлении. Утверждение феодального строя создавало в рыцарском классе значительный контингент лиц, не находивших на родине приложения своим силам (например, младшие члены баронских семей) и готовых идти туда, где была надежда найти что-нибудь лучшее — новые земли, несметные богатства, слава в ратных подвигах и.т.д. Тягостные социально-экономические условия увлекали в крестовые походы множество людей из низших слоев общества. Так, в некоторых странах Запада (например, во Франции, которая и давала наибольший контингент крестоносцев) к XI веку целый ряд стихийных бедствий, вроде эпидемий, наводнений, частых неурожаев сделал положение народных масс ещё более тягостным.

Кроме крупных и мелких феодалов, в Крестовых походах приняли участие также и представители купеческой верхушки многих городов.

Особенно большую роль сыграли купцы итальянских городов Генуи и Венеции, стремившиеся к захвату территорий в Передней Азии, к ликвидации торгового соперничества Византии и к укреплению своей роли посредников между Востоком и Западом.

После церковного раскола 1054 года стремление западной церкви подчинить себе восточную составляло один из главных пунктов в программе папства, желавшего поставить власть римского папы выше всякой иной светской и духовной власти.

Удачными крестовыми походами на Восток католическая церковь рассчитывала также увеличить количество епархий (церковных областей, обязанных уплачивать ей десятину) и повысить таким путем свои доходы. Кроме того, уходившие в поход лица зачастую жертвовали свои сбережения церкви или отдавали под ее покровительство свое имущество.

 

Клермонский собор

Урбан II( ок. 104229 июля 1099), 159-ый папа римский, находившийся в то время у руля католической церкви, не мог оставить без внимания просьбы о помощи из Константинополя, лелея надежду встать во главе движения и, может быть, получить духовную власть на Востоке.

Папа римский освободил имп. Алексея I Комнина от отлучения, лежавшего на нём, как на схизматике, стал принимать его послов, для обсуждения вопроса о взаимопомощи.

В марте 1905 года в Пьяченце по данному вопросу был созван собор. На нём присутствовали и послы от императора Алексея, на которых возложили миссию представить папе картину бедствий на Востоке. Всего в нём участвовали 200 епископов и архиепископов, 4000 духовных лиц и 30.000 лиц светского звания. Но ничего существенного так и не было решено.

Великое решение было вынесено в ноябре 1095 года на новом соборе, более торжественном и многочисленном, — Клермонском, который проходил в Оверни (Франция). После долгих совещаний о преобразовании духовенства, об установлениях относительно порядка, справедливости и человечности, был поднят вопрос о Святой земле. Совещание, на котором раздалось слово об Иерусалиме, было десятым на соборе. Оно происходило на большой Клермонской площади, целиком забитой народными толпами, где для папы был воздвигнут престол.

Затем начал говорить папа Урбан. Он прекрасно знал, как мыслят его слушатели. Сам был сыном мелкого дворянина из Шампани и перед тем, как попасть в Ватикан, служил в Реймсском соборе и в бургундском аббатстве Клюни. Происхождение Урбана II позволяло ему прекрасно понимать светскую религиозность. В своей речи он представил зрелище наследия Христова в позорном порабощении, Божиих верных сынов — терпящими гонения и преследования, Европу христианскую — под угрозой победоносных варваров. Папа призывал государей и народы послужить Богу Живому. При его словах слышны были общие рыдания, на его призыв к мужеству воинов толпа отозвалась пламенным рвением. Перед благочестивыми душами в словах папы открывалось Царствие Небесное, которое предстояло завоевывать, а перед честолюбивыми — земные блага и царства Азии. И подобно грому огласил Клермонскую площадь крик, вырвавшийся из сердец несметной толпы: «Этого хочет Бог! Этого хочет Бог!».

Теперь у мирян (и в первую очередь у военной элиты, чьи грехи были наиболее многочисленны и печально известны) появилась возможность совершить духовный подвиг и искупить грехи. Можно сказать, что миряне получили надежду заслужить “спасение”, не отказываясь от присущего им социального положения.

 







Date: 2016-07-25; view: 1264; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию