Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сущность и функции финансов.Стр 1 из 63Следующая ⇒
Понятие финансы появилось в 13-15 веках в центральной Европе (с начала термин обозначал любой денежный платеж). По мере развития государственности в центральной Европе произошло отторжение монарха от казны, которой он не мог уже единолично управлять. В тоже время налоги стали носить преимущественно денежный характер и все это являлось предпосылкой возможности формирования фонда денежных средств, который получил название бюджет. Таким образом, термин «финансы» стал обозначать отношение государства и населения по поводу уплаты налогов для формирования доходной части бюджета. То есть с этого момента отношения стали носить фондовый характер. Так же появилась система регламентирующая направление использования средств бюджета (содержание монаршего двора, управление нац. экономикой, охрана правопорядка, образование и т.д.). Расходы имели производительный и непроизводительный характер. Появился дефицит бюджета, гос-во стало занимать средства внутри страны и за рубежом. Появление фондов в банковской системе: 1. Собрать свободные денежные средств; 2. Выдать кредиты. В финансовых отношениях по поводу формирования общегосударственных фондов денежных средств есть особенности, которые являются отличительными признаками финансов: 1. Субъекты этих отношений обладали различными правами, т.е. государство обладало рядом полномочий. 2. Деньги выступают материальным носителем основой существования и функционирования финансов. 3. В процессе этих отношений всегда формируются и используются фонд денежных средств. Финансы, являясь исторической категорией (имеют стадию возникновения, становления и развития) параллельно с развитием государственности и товарно-денежных отношений. Каждой общественной формации, а следовательно и государству в этот период развития соответствует определенное государственное устройство. Отличие финансов разных общественно-экономических формаций обусловлено следующими причинами: 1. Каждой общественной экономической формации соответствует классовая структура общества. При этом финансы не могут не учитывать подходы, к распределению национального дохода практически всегда организуя их распределение в пользу государства (бюджет). Основной инструмент – налоги. 2. В каждой общественно-экономической формации финансы подчиняются целям и задачам государства, которые защищают интересы господствующего класса. 3. Каждый новый способ производства порождает новую систему хозяйствования и хозяйственных отношений (рабовладельческий и феодальный строй – система натуральных отношений, капиталистическое же хозяйство является товарно-денежным с появлением возможности формирования бюджета через налоги которые осуществляются в ден.форме) Опыт предыдущих веков (XX века) свидетельствует что: 1) не бывает государства с четким делением на классы; 2) в одно и тоже историческое время существуют государства с разными общественным устройством (разные уровни развития финансовых отношений); 3) переход от одной общественно экономической формации к другой может происходить веками что также будет отражаться на строительстве финансовой системы. В современной литературе выделяют два этапа развития финансов: 1. Неразвитый (докапиталистический) этап, которому был присущ не производительный характер в силу не развитости промышленности и товарно-денежных отношений. 2. Современный этап, который характеризуется тем, что: a. Государство активно вмешивается в экономику и при помощи финансов создает систему управляющих воздействий. b.Государство активно вмешивается в социальные процессы и старается управлять социальными процессами при помощи финансов. c. Наряду с государственными структурами в конце XX века начали образовываться крупные не государственные транснациональные корпорации, которые концентрируют в своих руках огромные объемы финансовых ресурсов и оказывают влияние на социальные и экономические процессы. d.Появляется еще один сектор финансирования – это неправительственные некоммерческие организации, созданные как на идеологической основе, так и на религиозной, которая влияет на социальные и экономические процессы в разных странах (благотворительные, религиозные и асоциальные организации).
В финансовой науке много исторических течений, но основа положения теории финансов сводится к основным четырем принципам: 1. Государство необходимо, поскольку оно охраняет «естественный порядок от покушений и зависти» 2. Содержание правительства должно быть дешевым т.к. расходы эти непроизводительны. 3. Государство не должно нарушать естественный порядок, т.е. право собственности и конкуренции путем ограничительных таможенных пошлин и монополий и не должно вмешиваться в хозяйственную жизнь страны. 4. Государство должно соблюдать основные принципы налогообложения: a. Налоги должны платить все в соответствии со своими доходами b. Налог должен быть не производным, а строго определенным заранее c. Налог должен взиматься в удобное для плательщика время d. Взимание налога должно быть дешевым. Налог считается эффективным, если доходы от его сборов в 2 раза превышают затраты на сбор. Финансы - денежно-экономическими отношениями, связанными с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Финансы – это система экономических денежных отношений, связанных с созданием, распределением и использованием денежных фондов и накоплений на основе национального дохода и внутреннего национального продукта, регулируемых законодательством. Состав финансово-кредитной системы Централизованные финансы существуют на уровне государства, в соответствие с законом, который регламентирует все стороны отношений (действ на всей территории государства). Государство устанавливает рамки для осуществления деятельности предприятий. Децентрализованные финансы реализуются на микроуровне (предприятия и организации различных форм собственности и личные финансы домохозяйств) ФКС - совокупность различных уровней (звеньев, сфер) каждый из которых характеризуется различиями и особенностями при формировании и использовании фондов денежных средств, а так же различной ролью в общественном воспроизводстве. Бюджетная система РФ как федеративного государства построенного в соответствие с административно-территориальным делением состоит из: Федеральный бюджет, бюджеты 85-ех субъектов федерации, более 29 тысяч бюджетов местных В бюджетную систему РФ в соответствие с бюджетным кодексом РФ входят три государственных внебюджетных фонда (пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования). Государственный кредит - это система экономических отношений, в которых государство (субъект федерации или муниципальное образование) вступают во взаимоотношения с юридическими, физическими лицами, публично-правовыми образованиями, иными участниками международной деятельности при которых государство выступает в трех ролях (кредитор, заемщик и гарант). Внешний государственный долг (иностранная валюта), внутренний (в рублях). Банковская система - Двухуровневая. Первый уровень это центральный банк (банк России). Второй – коммерческие банки и пробанковские, внебанковские, паробанковские финансово-кредитные учреждения (лизинговые, трастовые, инвестиционные и другие компании, которые выполняют один вид банковских операций). Страховая система - Делится на систему обязательного страхования и систему добровольного страхования. Страховая система обеспечивает замкнутую раскладку ущерба между всеми участниками страхового процесса при наступлении страхового случая. Фондовый рынок - Делится на две части: рынок государственных ценных бумаг и рынок корпоративных ценных бумаг.
Во всех звеньях ФКС присутствуют финансовые отношения между юридическими и физическими лицами и бюджетной системой по поводу формирования и использования фонда денежных средств (с одной стороны уплачивая налоги, с другой – получая бюджетные сегментования). Эти отношения всегда односторонние, Кредитные – двухсторонние. Финансовые отношения всегда возникают в момент реального движения денежных средств. Но не любое движение денежных средств это финансовые отношения, например: 1. Оплата розничного товарооборота 2. Оплата услуг (транспортных, образовательных, жилично-коммунальных, медицинских и др.) 3. Акты наследования и дарения (относятся к денежным отношениям, а не к финансовым). Следовательно денежные отношения понятие более широкое включающее в себя финансовые отношения
Функции финансов 1. Распределительная или перераспределительная 2. Контрольная Распределительная Производство - распределение – обмен – потребление. Финансы присутствуют только на стадиях распределения и обмена. 1) Распределение: Предметом распределении является ВВП (сумма товаров и услуг, которая произведена обществом за определенный период времени в стоимостном выражении) ВВП – затраты на производства (фонд возмещения) = НД (доходы физических лиц, доходы юридических лиц) – стадия распределения. Налоги, вклады, вложения в ценные бумаги, страховые тарифы и др. инструменты с юр и физ лиц формируют фонды денежных средств, первичное звено – стадия перераспределения. 2) Обмен. Товар – Деньги – Товар. На стадии обмена есть две экономических категории: цена товара как денежное выражение его стоимости и деньги. Иных экономических категорий на данной стадии нет. Следовательно, финансы как экономическая категория возникает только на второй стадии общественного воспроизводства (распределение). Контрольная Финансовый контроль – совокупность действий и операций осуществляемых специально уполномоченными органами с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования (экономическими субъектами) и органами гос власти и местного самоуправления норм права в процессе создания, распределения и использования финансовых ресурсов. (1. Контроль за соблюдением законодательства; 2. Оценка экономической эффективности производственных операций). Задачи финансового контроля: 1. Обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования 2. Выполнение экономическими субъектами своих финансовых обязательств в том числе перед органами гос власти и органами местного самоуправления 3. Обеспечение постоянного роста объемов финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы и обеспечение их законного рационального и эффективного использования 4. Соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования 5. Повышение эффективности финансовой политики государства
Основные виды финансового контроля: 1. Государственный (президентский, законодательной, исполнительной власти и финансово-кредитной системы) 2. Негосударственный. Государственный финансовый контроль – совокупность (комплекс) действий и операций, осуществляемых органами гос власти, а также специально созданными органами с использованием специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти норм права с целью обеспечения законности, эффективности образования распределения и использования финансовых ресурсов государства. Президент - Подписание федеральных законов и издание указов; представление кандидатов на утверждение должности председателя центрального банка, счетной палаты и министерства финансов, право вето. Контрольное управление в администрации президента - Подготовка и реализация посланий президента, контроль и исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и поручений президента РФ Полномочные исполнители - Следят за использованием средств в федеральных округах, за исполнением проектов федерального бюджета Минфин - Проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой, валютной политики; разработка проектов федерального бюджета; контроль использования средств выделяемых другим уровням бюджетной системы ФНС - Выработка и проведение единой налоговой политики; взимание налогов и сборов ФСФБН - Проведение контрольных мероприятий по поводу эффективности правомерности использования средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, материальных ценностей и собственности государства. Федеральное казначейство - Контроль проведения операций с бюджетными средствами Федеральная таможенная служба - Обеспечение полноты и своевременной уплаты таможенных пошлин и платежей, валютный контроль Федеральная служба по финансовому мониторингу. Разработка и применение мер по противодействию легализации «отмыванию» доходов полученных преступным путем. Центральный банк. Разработка и проведение единой кредитно-денежной политики, контроль инфляции, денежной массы и надзор за коммерческими банками. Негосударственный финансовый контроль: 1) Внутрихозяйственный. Особенности: - все должностные лица подчинены руководителю организации напрямую или опосредованно; - внутрихозяйственный контроль имеет постоянный характер деятельности; - существует единая регламентация объема и характера всех контрольных мероприятий, которые устанавливаются внутри предприятия и для предприятия; - его проведение необходимо для совершенствование деятельности организации, предотвращений негативных явлений и проводится в интересах собственников. Если п/п создано как АО, то такой контроль проводится ревизионной комиссией, назначаемой из числа акционеров. 2) Ведомственный – осуществление контроля вышестоящими организациями над предприятиями, организационно входящими в структуру. В этих случаях финн контроль осуществляется контрольно-ревизионными органами вышестоящих организаций над подведомственными учреждениями. 3) Общественный контроль 4) Независимый финансовый контроль (аудит) – независимая проверка финансово-бухгалтерской отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности отчетности и соответствии ее ведения законодательству РФ. Аудиторский контроль: 1) Инициативный (по инициативе собственника); 2) Обязательный (в силу закона обязательная ежегодная проверка: ПАО, кредитных орг, Орг. профессиональных участников РЦБ, Страховых орг, НПФ, ПИФ, АИФ и их управляющие компании, организации, объем выручки которых превышает 400 млн.руб., организации, публикующие консолидированную бухгалтерскую отчетность. Аудиторской заключение бывает: а) немодифицированное (все хорошо); б) модифицированная (искажения в бух отчетности). Контроль по объектам фин. деятельности: А) Бюджетный контроль (на всех этапах бюджетного процесса) Б) Бюджетно-налоговый контроль (за мобилизацией налогов и сборов) В) Таможенный контроль (контроль за своевременной и полной уплатой тамож. пошлин) Г) Валютный контроль (своевременного и полного поступления валютной выручки) Д) Кредитный контроль (контроль ЦБ за деятельностью кредитных учреждений) Е) Контроль за деятельностью финансовых орг-ций (за соблюдением ими законодат.) По времени проведения финансовый контроль: А) предварительный (до хозяйственных операций) Б) текущий (в процессе совершения операций) В) последующий (по истечении финансового года после операций)
По направлению воздействия: А) внешний (внешних организаций) Б) внутренний (со стороны структурных подразделений) Финансовый контроль по методам проведения: А) Обследование (сбор и общий анализ инфо по вопросу, в процедуре банкротства) Б) Проверка (налоговой инспекцией по определенных хоз. операциям) В) Надзор (за соблюдением условий лицензирования организациями) Г) Мониторинг (постоянно совершаемые контрольные действия) Д) Ревизия (обязательные контрольные действия по документам и фактической проверки законности, целесообразности и эффективности хоз.операций, а также законности и правильности поведения должностных лиц) Е) Финансово-экономическая экспертиза (при рассмотрении проектов законов с точки зрения возможности их финансового обеспечения).
Date: 2016-07-22; view: 413; Нарушение авторских прав |