Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Требования к освоению содержания дисциплиныСтр 1 из 16Следующая ⇒ Приволжский филиал государственного образовательного учреждения
Факультет подготовки специалистов для судебной системы
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
ОСНОВЫ МЕДИАЦИИ
Учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения
по направлению подготовки 030900.62 – Юриспруденция
Нижний Новгород 2012 Автор: Иванова Лидия Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Приволжского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия», сертифицированный ко-медиатор (Немецкая школа коучинга и медиации) и посредник (медиатор) (повышение квалификации по программе «Альтернативные процедуры урегулирования конфликтов с участием посредников в суде»).
Рецензенты: Терентьева Т.А., декан факультета переподготовки, повышения квалификации судей, государственных гражданскихслужащих судов и Судебного департамента Приволжского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия», сертифицированный ко-медиатор и посредник (медиатор) (по программе «Альтернативные процедуры урегулирования конфликтов с участием посредников в суде»). Кондратьева Е.Е., декан факультета непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы Приволжского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», сертифицированный ко-медиатор.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»).
Одобрен кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин ПФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 3 от 25 октября 2012 г.).
Утвержден Учебно-методическим советом Приволжского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия» 25 октября 2012 г., протокол № 3.
© Приволжский филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия», 2012. © Иванова Л.Н., 2012. СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение........................................................................................................... 4 2. Объем дисциплины и виды учебной работы.................................................. 6 3. Тематический план для студентов заочной формы обучения...................... 8 4. Программа курса.......................................................................................... 10 5. Планы аудиторных занятий........................................................................ 12 6. Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя... 22 7. Примеры контрольных заданий по дисциплине.......................................... 33 8. Литература.................................................................................................. 35 9. Вопросы для подготовки к зачету............................................................... 38 10. Приложение................................................................................................ 39
Введение В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 – юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») бакалавр готовится к следующим видам профессиональной деятельности: нормотворческая; правоприменительная; правоохранительная; экспертно-консультационная; педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений). Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы в России на 2007-2011гг.» определяет задачи совершенствования судоустройства за счет внедрения внесудебных и досудебных способов урегулирования споров, внедрения примирительных процедур. При этом предполагается широкое введение процедур медиации в качестве механизма реализации положений законов Российской Федерации, предусматривающих возможность примирения сторон. С 1 января 2011 г. вступил в силу ФЗ № 193 от 27.07.11 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредников (процедуре медиации)». Приказом министерства образования и науки № 187 от 14.02.2011 утверждена программа подготовки медиаторов. В процессе своей профессиональной деятельности работники судебной системы постоянно имеют дело с людьми в разнообразных ситуациях общения, наиболее сложными из которых являются конфликтные, острые споры, субъективно очень напряженные по динамике и по своим последствиям. Часто конфликтным является общение юриста не только с гражданами, но и со своими коллегами. Рост конкуренции на российском рынке профессионального юридического образования и рынке труда диктует необходимость формировать у студентов навыки самоопределения в динамичных конфликтных ситуациях жизни и умения работать с людьми в ситуациях сотрудничества и противоборства. Изучение учебной дисциплины «Основы медиации» позволяет студентам не только получить знания о применении и проведении медиации, но и приобрести навыки урегулирования конфликтов, которые они могут использовать для разрешения споров в своей жизни. По мнению специалистов, прохождение процедуры медиации обеспечивает не только примирение конфликтующих сторон и разрешение спора, но и позволяет конфликтующим сторонам приобрести умения бесконфликтного построения партнерских отношений, а также повышает уверенность сторон в себе, своих способностях отстаивать свои права и интересы в будущем. Опыт участия в конфликтах не обеспечивает формирование профессиональных навыков конструктивного поведения в конфликтах. Для достижения этих целей необходима специальная подготовка будущих специалистов судебной системы. Показано, что для управления развитием взаимоотношений с людьми в условиях конфликта необходимы специальные компетентности, которые включают способности оценивать медиабельность конфликтов, учитывать психологические особенности личности конфликтующих сторон, применять техники сотрудничества и определять эффект управляемого воздействия на конфликт.
Целью дисциплины «Основы медиации» является формирование навыков сотрудничества с людьми в конфликтных ситуациях. Задачами дисциплины «Основы медиации» являются следующие: 1) формирование у студентов готовности устанавливать отношения сотрудничества в конфликтах; 2) формирование эффективных приемов урегулирования споров (конфликтов); 3) формирование в студенческом сообществе конструктивных взаимоотношений друг с другом и профессорско-преподавательским составом. Учебная дисциплина «Основы медиации» занимает важное место в системе профессиональной подготовки будущих юристов. Она позволяет обеспечить системность процесса формирования профессиональных компетенций и профессиональной подготовленности будущих специалистов судебной системы к работе с людьми в конфликтных ситуациях, поскольку она «соединяет» в образовательном процессе собственно юридические и гуманитарные дисциплины. В целом, позволяет повысить качество юридического образования с учетом современных требований к подготовке будущего специалиста судебной системы, формировать конкурентно способного, профессионально надежного выпускника. Дисциплина тесно связана с такими науками как: юриспруденция, политология, психология, конфликтология, педагогика, философия и др. Медиация как практическая деятельность тесно связана с практикой юридического консультирования, практикой урегулирования и разрешения правовых споров (конфликтов), а также практикой профессионально психологического и конфликтологического тренинга.
Требования к освоению содержания дисциплины Студенты в результате изучения дисциплины должны иметь представление: - о роли процедуры медиации в развитии судебной системы в России; - специфике медиативного подхода к разрешению споров (конфликтов); - о медиабельности конфликтов, динамике конфликтов, стратегиях поведения личности в конфликтной ситуации; - о специфике процедуры медиации в разрешении гражданских, семейных и трудовых споров; - о средствах профессионально значимого саморазвития личности медиатора. знать: - федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» и др. нормативно-правовые акты, определяющие применение и проведение медиации; - соглашения сторон, регулирующие процедуру медиации; - виды и этапы процедуры медиации, динамику поведения участников медиативной сессии; уметь: - составить письменные соглашения: «Соглашение о применении процедуры медиации», «Соглашение о проведении процедуры медиации», «Медиативное соглашение»; - наблюдать, распознавать и учитывать в процедуре медиации невербальные сигналы поведения ее участников; - достигать состояния «присутствия, естественности и сознательности, открытости, симпатии и уважения», значимые для достижения результатов медиации; - применять техники медиации для урегулирования разнообразных конфликтов в личной и профессиональной жизни.
В результате изучения дисциплины (факультатива) студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): · осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); · обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); · стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); · способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8); должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): в правоприменительной деятельности: · способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); · способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3); · способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4); · способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); в экспертно-консультационной деятельности: · способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16); в педагогической деятельности: · способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
|